Файл: Лекция 1 Тема Введение в дисциплину. Структура управления Международные организации гражданской авиациидокументы Чикагская конвенция в ноябре 1944 года в Чикаго собрались представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном предоставлении пользователям - эксплуатантам, членам летного экипажа, органам ОВД (УВД), поисково-спасательным службам, администрациям аэропортов и другим органам, связанным с осуществлением или развитием международной аэронавигации, качественной метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

Порядок метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации определяется Правилами метеорологического обеспечения гражданской авиации Республики Казахстан, утвержденными совместным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 сентября 2010 года № 435 и Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 сентября 2010 года № 252-е и зарегистрированном в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 октября 2010 года за № 6600.

Метеорологическое обеспечение государственной авиации осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны от 3 мая 2011 года № 192 «О6 утверждении Правил метеорологического обеспечения полетов государственной авиации».

Непосредственное метеорологическое обеспечение полетов гражданских воздушных судов осуществляется аэродромными метеорологическими органами (авиационным метеорологическим центром - АМЦ, авиационной метеорологической станцией (гражданской) - АМСГ), назначенными полномочным метеорологическим органом.

Для аэродромов, не имеющих аэродромных метеорологических органов, режим работы которых не совпадает с режимом работы аэродромного метеорологического органа:

1. метеорологический полномочный орган назначает один или несколько аэродромных метеорологических органов для предоставления по мере необходимости метеорологической информации;

2. метеорологический полномочный орган и аэронавигационная организация определяют способы снабжения соответствующих аэродромов, органов ОВД метеорологической информацией.

Метеорологическое обеспечение на аэродромах, не имеющих аэродромных метеорологических органов, осуществляется следующим образом:

1. метеорологические наблюдения производятся авиационным персоналом аэродрома, прошедшим специальную подготовку и допущенным к таким наблюдениям;

2. прогнозы, предупреждения и другая информация предоставляется ближайшим аэродромным метеорологическим органом, назначенным по согласованию между метеорологическим полномочным органом и пользователями метеорологической информацией данного аэродрома. Для передачи метеорологической информации используются имеющиеся средства связи.


Официальными данными о фактической погоде на аэродроме для принятия экипажами решений на вылет, взлет и посадку воздушных судов, являются данные наблюдений, предоставленными аэродромными метеорологическими органами - АМЦ, АМСГ.

Для каждого конкретного аэродрома метеорологическое обеспечение полетов детализируется Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме, утверждаемой метеорологическим полномочным органом и согласованной с органами ОВД, и администрацией аэропорта.

Экипажи воздушных судов обеспечиваются метеорологической информацией перед вылетом и в полете. Эта информация соответствует времени, высоте и маршруту (району) полета.

В период предполетной подготовки экипажи воздушных судов обеспечиваются:

1. метеорологической консультацией;

2. данными о фактической погоде и прогнозами по аэродромам вылета, посадки и запасным;

3. прогнозами и предупреждениями по маршрутам и районам полетов и информацией СИГМЕТ (сокращенная аббревиатура на английском языке -SIGMET), информацией о наличии или ожидаемых особых метеоявлениях по маршруту полета;

4. прогнозами ветра и температуры по высотам и прогнозами опасных явлений погоды;

5. снимками с метеорологических спутников Земли и информацией, полученной с помощью наземных метеорологических радиолокаторов (при их наличии).

Срок действия прогнозов в пункте посадки и по запасным аэродромам обеспечивает время полета до аэродромов посадки и запасных с з0 минутным запасом.

Сведения о фактических метеоусловиях, полученные от экипажей воздушных судов в процессе взлета, полета по маршруту и после посадки, используются аэродромными метеорологическими органами в оперативной работе.

Если данные о ВНГО и (или) дальности видимости по сообщению экипажа ВС, заходящего на посадку, отличаются от официальных данных, полученных от аэродромного метеорологического органа, в этом случае по запросу руководителя полетов или диспетчера органа ОВД (УВД) производится внеочередное наблюдение за ВНГО и (или) дальностью видимости (контрольный замер), данные которого являются официальными.

Данные наблюдений сообщаются не позднее двух минут после запроса и документально фиксируются согласно требованиям Правил метеорологического обеспечения в сферах авиации.

Экипажи воздушных судов, находящихся в полете, обеспечиваются метеорологической информацией, предоставленной метеорологическим органом, через органы ОВД (УВД), радиовещательные передачи и по бортовым средствам связи.



При отсутствии на аэродроме метеорологического органа, назначенного полномочным метеорологическим органом, для определения возможности производства полетов по ПВП в сложных метеорологических условиях, по решению руководителя авиационного (летного) подразделения, производится воздушная разведка погоды на воздушном судне без пассажиров на борту с привлечением в состав экипажа специалиста авиационных пользователей, прошедшего подготовку и получившего допуск к производству наблюдений, в установленном порядке оформленного в задании на полет (полетном листе).

Инженерно-авиационное обеспечение полетов включает:

1. содержание воздушных судов в исправном состоянии согласно требованиям нормативных правовых актов соответствующих уполномоченных органов, в сферах авиации;

2. анализ причин отказов и неисправностей воздушных судов, внедрение мероприятий по их предупреждению;

3. контроль соблюдения правил технической эксплуатации воздушных судов авиационным персоналом и инженерно-техническим составом авиационных наземных служб;

4. планирование эксплуатации, технического обслуживания, специальных осмотров; текущего и капитального ремонта воздушных судов, их двигателей, систем и агрегатов;

5. проведение профессиональной подготовки, совершенствование технических знаний и практических навыков авиационного персонала по вопросам технической эксплуатации и обслуживания воздушных судов и оборудования.

При выполнении пакетов воздушных с-дов на аэродромы (вертодромы) и посадочные площадки, где отсутствует инженерно-технический состав, экипаж выполняет осмотр ВС в объеме, установленном РЛЭ данного типа ВС. Результаты осмотра и работы, выполненные при устранении неисправностей, записываются в бортовой журнал.

В случае нахождения на аэродроме лиц инженерно-технического состава, не имеющих допуска к техническому обслуживанию ВС данного типа, подготовка к вылету организуется ими под руководством и контролем экипажа.

ВС выпускается в полет, в том числе и до базового аэродрома, с отказом или неисправностью в случае, если они не влияют на безопасность полета и предусмотрены специальным перечнем в РЛЭ или МЕГ. Решение на вылет принимает КВС.

Необходимо наличие на борту гражданского ВС формуляров планера, двигателей, паспортов агрегатов в следующих случаях:


1. перегонка ВС для передачи другому эксплуатанту или для выполнения периодических видов технического обслуживания;

2. перегонка на ремонт, на переоборудование или доработку, и обратно на место постоянного базирования;

3. перегонка для выполнения авиационных специальных работ вне места базирования и обратно на место постоянного базирования.

Средства наземного обеспечения полетов включают:

1. средства подготовки аэродромов к полетам;

2. средства заправки топливом, маслом, специальными жидкостями, сжатыми и сжиженными газами;

3. средства энергоснабжения воздушных судов;

4. теплотехнические средства;

5. средства наддува;

6. тягачи-буксировщики и подъемные транспортные средства;

7. средства очистки и специальной обработки воздушных судов.

Аэродромно-техническое обеспечение полетов гражданской авиации включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию объектов аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности согласно требованиям Правил аэродромного обеспечения, в гражданской авиации, утверждаемых Правительством Республики Казахстан и Приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы».

Аэродромно-техническое обеспечение полетов государственной авиации осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Казахстан, утвержденных уполномоченным органом в сфере государственной авиации.

Подготовку к полетам и контроль состояния летного поля, своевременный ремонт, определение коэффициента сцепления на ИВПП и принятие решения о пригодности аэродрома, доведение информации органам ОВД (УВД) о прекращении, возобновлении или ограничении полетов воздушных судов в зависимости от состояния аэродрома проводит аэродромная служба.

Во всех случаях занятие лицами и транспортными средствами рулежнык дорожек и ВПП без разрешения диспетчерского пункта района аэродрома не допускается.

Транспортные средства, выполняющие работы на площади маневрирования, оборудуются искрогасителями, первичными средствами пожаротушения, средствами буксировки, радиосредствами, обеспечивающими двухстороннюю радиосвязь с органом ОВД и в целях обеспечения безопасности полетов габаритными и проблесковыми огнями, включенными независимо от времени суток.

Машина ответственного лица службы дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена «экипаж-диспетчер». В случаях привлечения к работам на площади маневрирования не радиофицированных транспортных средств, движение и выполнение работ этих транспортных средств сопровождается ответственным лицом службы, производящей работы.


В случае отказа радиосвязи с транспортным средством, выполняющим работы на площади маневрирования, для выдачи команды на ее освобождение возможно использование визуальных сигналов.

Информация о времени окончания работ на летной полосе является основанием для вылета воздушных судов из других аэропортов с расчетом времени прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.

При значениях коэффициента сцепления (эффективности торможения) на ИВПП менее рекомендованного РЛЭ данного типа воздушного судна, решение о производстве взлета или посадки принимает КВС.

Электросвето-техническое обеспечение полетов предусматривает:

1. содержание электросвето-технических средств летного поля аэродрома в исправном состоянии;

2. проведение ежедневного технического обслуживания светосигнального оборудования и контроля экипажами воздушных судов;

3. планирование использования электросвето-технических средств, их технического обслуживания, ремонта или замены;

4. учет и анализ отказов и неисправностей электросвето-технических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению их надежности;

5. обеспечение надежного резервирования в случае отказа электросвето-технических средств.

Наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи обеспечивают управление (руководство) полетами, воздушную навигацию, взлет и посадку воздушных судов в различных условиях метеорологической обстановки и радиолокационный контроль за воздушной обстановкой и местоположением воздушных судов в воздушном пространстве

К средствам радиотехнического обеспечения полетов и связи относятся:

1. радиосветотехнические средства;

2. радиолокационные средства;

3. авиационные радиосредства.

Радиосветотехнические средства включают:

1. средства обеспечения радионавигации;

2. средства обеспечения посадки воздушных судов;

3. средства обеспечения управления воздушным движением.

Радиолокационные средства включают:

1. средства оборудования рабочих мест группы управления;

2. средства обзора и контроля воздушного пространства.

Средства авиационной радиосвязи включают:

1. радиостанции;

2. передающие устройства;

3. приемные устройства.

117. Радиотехническое обеспечение полетов гражданской авиации предусматривает:

1. обеспечение органами ОВД (УВД) необходимыми РТС, средствами связи и контроля движения воздушных судов;