Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– действовать в соответствии правилам игры;
– ориентироваться в помещении, действовать по сигналу;
– совершенствовать основные движения, развивать ловкость, быстроту реакции и т. п.
Речевой материал: роль, кто ты?, с кем ты хочешь играть?, правила,
костюм, маска, распредели роли, весы, взвешивать, кассир, чек,, лекарство,
выписать рецепт, сколько стоит. бинт, вата, мазь, таблетки, капли,
лечить, поликлиника, кабинет, болит горло, кашель, насморк, царапина,
забинтовать, закапать, прививка, почта, почтальон, письмо, журнал,
газета, посылка, срочная телеграмма, стройка, строитель, подъѐмный
кран, грузить кирпичи, автобус, пассажиры, остановка, контролѐр,
уступить место, театр, билет, артист, спектакль, хлопать в ладоши,
ателье, портниха, ткань, иголка, нитки, сантиметр, кроить, резать,
примерять, шить, гладить, швейная машина, кухня, повар, плита, варить,
жарить, печь, холодильник, парикмахер, подстричь, бритва, стрижка,
причѐска, цирк, клоун, шутить, смешно, кинотеатр, фильм, мультфильм,
экран, интересный, скучный, вагон, железная дорога, машинист,
пассажиры, товарный, плыть, капитан, пароход, палуба, штурвал, море,
деревянный, металлический, стеклянный, пластмассовый.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща играть, трудиться, заниматься, стремление радовать старших хорошими поступками, умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Учить заботиться о младших, помогать им, защишать их. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми словами
(здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и др.)
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развивать стремление выражать своѐ отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого речевые средства.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств.
Через символические и образные средства помогать ребѐнку осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем. Показывать общественную значимость здорового образа жизни людей вообще и самого ребѐнка в частности.
Развивать осознание ребѐнком своего места в обществе. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Формировать знания о том, где работают родители, как важен их труд.
Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных
праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.
Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, выставки, праздники и др.)
Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о знаменитых людях.
Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей
России. Познакомить с флагом и гербом, гимном России.
Продолжать расширять представления детей об армии. Рассказывать о трудно, но почѐтной обязанности защищать Родину. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Игра имеет большое значение для развития речи не слышащих детей, однако, обучая детей игре нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. В тоже время условия игры должны способствовать использованию детьми различных типов высказываний. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.
«Труд».
Содержание раздела «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:
– развитие трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Содержание раздела
«Труд» базируется на методических рекомендациях комплексных программ для глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, авторы: Головчиц Л. А, Носкова Л. П, Шматко Н. Д, и др., Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.,
4 и 5 года обучения.
Совершенствовать навыки дежурства по столовой и занятиям. Учить дежурить по уголку природы, производить посадки лука, редиса, рассады цветов и т. п.
Воспитывать интерес к труду взрослых, учить уважительно относиться к продуктам трудовой деятельности, стремление трудиться на общую пользу, добиваться положительных результатов труда.
Совершенствовать умение трудиться в коллективе, планировать работу, договариваться о последовательности работы, об индивидуальном вкладе каждого в общий результат, распределять обязанности, подбирать необходимое оборудование для труда, убирать после окончания работ рабочее место.
В ручном труде учить пользоваться иголкой и нитками, аккуратно
Приобщать детей к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, выставки, праздники и др.)
Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о знаменитых людях.
Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей
России. Познакомить с флагом и гербом, гимном России.
Продолжать расширять представления детей об армии. Рассказывать о трудно, но почѐтной обязанности защищать Родину. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Игра имеет большое значение для развития речи не слышащих детей, однако, обучая детей игре нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности требованиям формирования речи. В тоже время условия игры должны способствовать использованию детьми различных типов высказываний. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.
«Труд».
Содержание раздела «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение таких задач:
– развитие трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование привычных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека.
Содержание раздела
«Труд» базируется на методических рекомендациях комплексных программ для глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, авторы: Головчиц Л. А, Носкова Л. П, Шматко Н. Д, и др., Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.,
4 и 5 года обучения.
Совершенствовать навыки дежурства по столовой и занятиям. Учить дежурить по уголку природы, производить посадки лука, редиса, рассады цветов и т. п.
Воспитывать интерес к труду взрослых, учить уважительно относиться к продуктам трудовой деятельности, стремление трудиться на общую пользу, добиваться положительных результатов труда.
Совершенствовать умение трудиться в коллективе, планировать работу, договариваться о последовательности работы, об индивидуальном вкладе каждого в общий результат, распределять обязанности, подбирать необходимое оборудование для труда, убирать после окончания работ рабочее место.
В ручном труде учить пользоваться иголкой и нитками, аккуратно
обращаться с иглой, ножницами, клеем . В процессе занятий по ручному труду формировать у детей умение распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимый материал и орудия труда.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Познание.
Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В ходе познавательной деятельности усиливаются способы действий, понятия.
Познавательная деятельность изменяет психику, поведение ребѐнка.
Данная деятельность проходит под руководством взрослого, который формирует мотив деятельности, а затем ставит задачу. Одним из путей совершенствования культуры познавательной деятельности является реализация личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и познания окружающего мира, когда ребѐнок овладевает совокупностью знаний, умений, навыков в области культуры и различных наук.
Сенсорное воспитание.
Детям с раннего возраста надо создавать условия для развития сенсомоторного интеллекта:
- обогащение и углубление сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении;
- сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений;
- сообщение детям обобщѐнных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности;
- формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой, эталонами обследования любого предмета, т. е. ребѐнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимся у него опытом и знаниями;
Познавательно-исследовательская деятельность.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а, в основном, в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Познание.
Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
(конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В ходе познавательной деятельности усиливаются способы действий, понятия.
Познавательная деятельность изменяет психику, поведение ребѐнка.
Данная деятельность проходит под руководством взрослого, который формирует мотив деятельности, а затем ставит задачу. Одним из путей совершенствования культуры познавательной деятельности является реализация личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и познания окружающего мира, когда ребѐнок овладевает совокупностью знаний, умений, навыков в области культуры и различных наук.
Сенсорное воспитание.
Детям с раннего возраста надо создавать условия для развития сенсомоторного интеллекта:
- обогащение и углубление сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении;
- сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений;
- сообщение детям обобщѐнных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности;
- формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой, эталонами обследования любого предмета, т. е. ребѐнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимся у него опытом и знаниями;
Познавательно-исследовательская деятельность.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а, в основном, в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.
То есть ребѐнок познаѐт окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.
Педагоги дошкольного отделения в своей работе руководствуются методическими рекомендациями
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под общей редакцией Л. Н. Прохоровой.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально- организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения. Для организации экспериментальной деятельности с детьми педагоги используют книгу «Занимательные опыты и эксперименты для детей» О. В. Дыбиной и А. Г. Мадера.
Конструктивная деятельность.
Конструирование - это особая форма детской деятельности. При благоприятных условиях она вносит большой вклад в развитие детской психики, способствует развитию пространственных представлений, практическому усвоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов.
Педагоги для организации конструктивной деятельности с детьми пользуются методическими рекомендациями З. В. Лиштван из книг
«Конструирование» и «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»
Формирование элементарных математических представлений.
-
ФЭМП происходит во время специально организованной деятельности с учителем-дефектологом, в совместной деятельности с воспитателем в режиме дня, в самостоятельной деятельности детей. Работая с детьми с недостатками слуха, педагоги должны помнить:
- каждый ребѐнок учится в своѐм темпе;
- максимум внимания слабым детям, новый материал проходить с ними до его рассмотрения на общем занятии;
- учить ребѐнка можно, имея с ним хороший контакт (личный);
- воздерживаться от отрицательных оценок самого ребѐнка и даже результатов его деятельности;
- сравнивать можно достижения ребѐнка с его достижениями за предыдущий период.
4, 5 года обучения.
Сенсорное развитие.
Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету;
устанавливать их сходство и различие; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
Развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности.
Учить строить предметы сложной формы, правильно передавать в постройке, величину, пропорции, пространственные отношения. Развивать у детей собственный замысел, побуждать их к словесному его оформлению.
Учить планировать свою деятельность. Учить строить несложные конструкции по плану, рисунку, по фотографии, по картинке; соотносить изображение пространства на листе бумаги с плоскостью стола. Учить самостоятельно зарисовывать свою конструкцию. Использовать в постройках материал любой формы и величины, составлять нужную форму из имеющихся (куб из маленьких кубов; из брусков и т. п.
Формирование элементарных математических представлений.
Количество и счѐт. Формировать у детей представление о числах до 10 на основе действий со множествами и измерений с помощью условной мерки. Учить выбирать предметы из множества по слову, цифре, образцу; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке в пределах
10. Познакомить с числительными и числами в пределах 10 (на 5 году обучения - в пределах 20). Продолжать учить различать количественный и порядковый счѐт, с соблюдением всех известных детям приѐмов:
– называние числительных по порядку, слева направо, соотнесение каждого числа с предметом;
– выделение итогового числа при количественном счѐте;
– согласование при счѐте числительного с существительным.
Продолжать учить различать количественный и порядковый счѐт, правильно отвечать на вопросы сколько? и который?
Продолжать формировать представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов, их функционального назначения.
Закреплять представление о равенстве и неравенстве групп предметов, учить самостоятельно выбирать способ сопоставления в зависимости от количества объектов, их свойств и т. п. Выражать результат сравнения в словесной форме; преобразовывать неравенства в равенства в пределах 10, добавляя или отнимая 1 и 2 предмета Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда в пределах 10 путѐм приссчитывания по единице; показать место числа в ряду, опираясь на конкретный материал (6 меньше 7, 6 больше 5).
Продолжать подводить детей к пониманию состава числа: закрепить умение раскладывать на группы предметы в количестве 4 и составлять группу из 4 предметов; учить раскладывать на группы предметы в пределах 7 и составлять такие группы из меньших — из единиц, двоек, троек.
Познакомить с разменом монет.
Познакомить со знаками +, -, =. Учить фиксировать процесс и результат операций с помощью разрезных цифр.
Развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности.
Учить строить предметы сложной формы, правильно передавать в постройке, величину, пропорции, пространственные отношения. Развивать у детей собственный замысел, побуждать их к словесному его оформлению.
Учить планировать свою деятельность. Учить строить несложные конструкции по плану, рисунку, по фотографии, по картинке; соотносить изображение пространства на листе бумаги с плоскостью стола. Учить самостоятельно зарисовывать свою конструкцию. Использовать в постройках материал любой формы и величины, составлять нужную форму из имеющихся (куб из маленьких кубов; из брусков и т. п.
Формирование элементарных математических представлений.
Количество и счѐт. Формировать у детей представление о числах до 10 на основе действий со множествами и измерений с помощью условной мерки. Учить выбирать предметы из множества по слову, цифре, образцу; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке в пределах
10. Познакомить с числительными и числами в пределах 10 (на 5 году обучения - в пределах 20). Продолжать учить различать количественный и порядковый счѐт, с соблюдением всех известных детям приѐмов:
– называние числительных по порядку, слева направо, соотнесение каждого числа с предметом;
– выделение итогового числа при количественном счѐте;
– согласование при счѐте числительного с существительным.
Продолжать учить различать количественный и порядковый счѐт, правильно отвечать на вопросы сколько? и который?
Продолжать формировать представление о том, что количество не зависит от цвета, формы, величины, расположения предметов, их функционального назначения.
Закреплять представление о равенстве и неравенстве групп предметов, учить самостоятельно выбирать способ сопоставления в зависимости от количества объектов, их свойств и т. п. Выражать результат сравнения в словесной форме; преобразовывать неравенства в равенства в пределах 10, добавляя или отнимая 1 и 2 предмета Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда в пределах 10 путѐм приссчитывания по единице; показать место числа в ряду, опираясь на конкретный материал (6 меньше 7, 6 больше 5).
Продолжать подводить детей к пониманию состава числа: закрепить умение раскладывать на группы предметы в количестве 4 и составлять группу из 4 предметов; учить раскладывать на группы предметы в пределах 7 и составлять такие группы из меньших — из единиц, двоек, троек.
Познакомить с разменом монет.
Познакомить со знаками +, -, =. Учить фиксировать процесс и результат операций с помощью разрезных цифр.