ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Категория: Методичка
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 5835
Скачиваний: 52
-
Какой типовой патологический процесс развился у больного?
-
Каковы механизмы выявленных нарушений?
-
Как объяснить неодинаковую окраску кожи в пораженной области и пульсирующий характер боли?
Задача № 6.
Больной А., Ю 7 лет, обратился в стоматологическую клинику с жалобами на острую боль в области шестого зуба в верхнем ряду. При осмотре: наличие кариозной полости, перкуссия зуба болезненна, гиперемия слизистой оболочки альвеолярного отростка, отек мягких тканей в области больного зуба. Клинический диагноз: острый периодонтит.
1. Назовите компоненты данного процесса и их патогенез.
2. Охарактеризуйте особенности течения данного процесса в тканях зубочелюстной области.
Задача № 7.
Больная Б., 9 лет, во время прохождения диспансеризации была направлена к стоматологу. При осмотре: неглубокая кариозная полость в шестом зубе снизу слева, отек десны, боль при надавливании на зуб, припухлость окружающих тканей, увеличение регионарных лимфоузлов.
Клинический диагноз: хронический периодонтит.
1. Назовите местные признаки данной патологии. Объясните механизмы их возникновения.
2. Укажите особенности течения данного процесса в тканях зубочелюстной области
Задача № 8
Одну и ту же дозу токсина ввели двум кроликам, у которых предварительно путём ожога вызвали локальное воспаление на одной из задних конечностей. Причем одному кролику токсин ввели в область воспаления, другому – вне очага воспаления. Один из кроликов погиб от отравления токсином.
-
Укажите, какой кролик погиб и почему? Ответ обоснуйте
Задание № 2. Решить кроссворд
По вертикали:
-
Воспаление бронхов
-
Медиаторы воспаления – продукты циклооксигеназного пути окисления арахидоновой кислоты
-
Воспаление мышц
-
Медиатор гуморального происхождения, образующийся при активации калликреин-кининовой системы
-
Компонент воспаления, в основе которого лежит размножение клеточных элементов
-
Медиатор воспаления, выделяющийся при дегрануляции тучных клеток
-
Семейство адгезивных молекул, обеспечивающих непрочную связь лейкоцитов с эндотелием
-
Выход лейкоцитов через сосудистую стенку в очаг воспаления
-
Выход жидкой части крови с белками в очаг воспаления
-
Воспаление щитовидной железы
-
Воспаление десен
-
Ингибиторы пролиферации
-
Воспаление почек
По горизонтали:
-
Воспаление плевры
-
Воспаление легких
-
Лейкоциты, которые первыми эмигрируют в очаг воспаления
-
Воспаление бронхов
-
Воспаление стенки артерий
-
Воспаление пальцев кисти
-
Молекулы, обеспечивающие прочную адгезию лейкоцитов к эндотелию
-
Воспаление сердечной мышцы
-
Семейство медиаторов воспаления. производных арахидоновой кислоты
-
Первая стадия сосудистых изменений при остром воспалении
-
Воспаление языка
-
Последняя стадия сосудистых реакций при воспалении
-
Компонент воспаления, в основе которого лежит повреждение клеток, соединительной ткани, нервных окончаний
-
Первая стадия стаза при воспалении
-
Физико-химическое изменение в очаге воспаления
-
Медиаторы воспаления клеточного происхождения, синтезируемые de novo
-
Медиаторы воспаления клеточного происхождения, образующиеся при липооксигеназном пути окисления арахидоновой кислоты
-
Воспаление нерва
-
Основные клетки хронического воспаления
-
Воспаление слизистой носа
-
Воспаление мочевого пузыря
Демонстрационный материал: ситуационные задачи, тестовые задания, кроссворд, блок информации
Особенности воспаления в тканях зубочелюстной области
В 95-98% причиной воспаления являются биологические факторы (белый или золотистый стафилококк)
Условиями, способствующими развитию воспаления, являются снижение резистентности организма, патологические изменения зубодесневой бороздки (нарушается поступление в полость рта нейтрофилов, лизоцима, IgA)
Распространение микробного агента происходит одонтогенным путем (при осложнениях кариеса)
Острое воспаление в тканях зубочелюстной области
-
Гиперергическое течение с преобладанием альтерации и экссудации
-
Локализация в замкнутом пространстве (боль)
-
Активное всасывание токсинов из очага воспаления в кровь (обильное кровоснабжение)
-
Опасность развития осложнений - тромбоза сосудов головного мозга
-
Слабая выраженность общих реакций (нет лейкоцитоза, ускорения СОЭ)
Хроническое воспаление в тканях зубочелюстной области
-
Длительное течение
-
Носит продуктивный характер
-
Развитие моноцитарного инфильтрата
-
Пролиферация соединительной ткани (пример: гранулематозный периодонтит)
ЛИТЕРАТУРА
Основная
-
Патофизиология// Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, С.498-516. 2 том С. 404-498
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 162-222
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С.498-516. 2 том С. 404-498
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 30-45
-
Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2007.- с. 141-180
Дополнительная
-
Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 87-92, 101-117.
-
Зайчик А.Ш. ,Чурилов Л.П.Общая патофизиология. Учебник для медицинских ВУЗов.Том 1, Санкт-Петербург, 2005, С. 214-351
КОНТРОЛЬ
-
Патофизиологический анализ ситуационных задач
-
В
ыполнение тестовых заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 110 -128, решение ситуационных задач -
Проверка решения кроссворда
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЕ РЕАКЦИИ НА ПОВРЕЖДЕНИЕ: ОТВЕТ ОСТРОЙ ФАЗЫ. ЛИХОРАДКА»
Цель занятия:
-
Формирование практических навыков решения ситуационных задач
-
Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения:
-
Научиться применять полученные теоретические знания при интерпретации клинико-лабораторных данных при решении ситуационных задач
-
Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади
Задание 1 Решение ситуационных задач
Задача 1
Больной П., 18 лет поступил в стационар по поводу крупозной пневмонии. Температура 40,50С. Кожа бледная, сухая, озноб, «гусиная кожа», пульс 98 в мин, язык обложен, аппетит отсутствует.
-
Какой тип лихорадки по степени повышения температуры тела развился у данного больного?
-
Для какой стадии лихорадки характерны данные проявления?
-
Объясните патогенез наблюдаемых симптомов
Задача № 2. У больного с инфарктом миокарда повысилась температура тела. В сыворотке крови были обнаружены белки острой фазы воспаления (СРБ).
-
Объясните патогенез повышения температуры и увеличения в крови белков ответа острой фазы.
-
Имеет ли лихорадка при инфаркте миокарда защитное значение?
Задача № 3. Следует ли применять жаропонижающую терапию в случае, если у больного 70-лет температура поднялась до 390С, пульс слабого наполнения 110 в мин., границы сердца расширены влево и вправо.
Задача № 4. Следует ли применять жаропонижающую терапию пациенту 18 лет с признаками острого аппендицита, у которого температура поднялась до 380С, пульс слабого наполнения 82 в мин., хорошего наполнения.
Задача 5.
Больная Т., 30 лет, обратилась к врачу с жалобами на боли в горле, усиливающиеся при глотании, слабость, озноб, головную боль. Температура тела 39,5°С. При фарингоскопии отмечена инфильтрация, отечность тканей мягкого неба, на миндалинах нагноившиеся фолликулы.
Диагноз: Фолликулярная ангина.
-
Каковы принципы жаропонижающей терапии?
-
Какие изменения происходят в организме при критическом падении температуры?
-
В чем заключается отрицательное влияние лихорадки на организм?
Демонстрационный материал: ситуационные задачи, блок информации
Изменения тканей полости рта при лихорадке
При лихорадке в полости рта развиваются патологические изменения, обусловленные изменением функции слюнных желез, что связано с нарушением нейрогуморальной регуляции слюноотделения
В первой стадии стадии количество слюны не меняется, слюна пенистая, вязкая из-за примешивания мокроты и выделений из полости носа. Увеличивается количество лейкоцитов, слущенного эпителия.
Во второй стадии наблюдается гипосаливация из-за повышения тонуса симпатического отдела нервной системы, развивается ксеростомия. Активность альфа-амилазы слюны снижается, рН сдвигается в кислую сторону, становится дефицитной по содержанию кальция, что способствует выходу его из эмали. Снижается местная резистентность слизистой полости рта, появляются трещины и эрозии, притупляется вкусовая чувствительность. Нередко развиваются гингивиты, стоматиты, глосситы.
Лихорадка приводит к образованию зубного налета, появлению гнилостного запаха изо рта
При лихорадке требуется уход за полостью рта: полоскание солевыми растворами и использование зубных паст, в состав которых входят протеолитические ферменты, что способствует растворению мягкого налета, расщеплению некротизированных тканей, усиленному оттоку тканевой жидкости из воспаленной ткани.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
-
Патофизиология// Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, С.145-230
-
Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 136-145,
-
Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. - С.145-230
-
Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 22-23, 45-47, 73-76
-
Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2007.- с. 181-210
Дополнительная
-
Патология Учебник для студентов фармацевтических факультетов медицинских вузов// под ред. В.П.Куликова, В.М. Брюханова - Барнаул, 2007.-С. 21-44
-
Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 33-41,230-232.
-
.Зайчик А.Ш. ,Чурилов Л.П.Общая патофизиология. Учебник для медицинских ВУЗов.Том 1, Санкт-Петербург, 2005, С. 110-192, 490-551
КОНТРОЛЬ
-
Патофизиологический анализ ситуационных задач
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ «АЛЛЕРГИЯ»
Цель занятия:
-
Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных
-
Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения:
-
Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по иммунопатологическим процессам
-
Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади, тестирование
ЗАДАНИЯ:
Задание № 1. Кейс-стади
Задача № 1.
Через 20 мин после инъекции антибиотика пациенту с остеомиелитом нижней челюсти у него возникло беспокойство, чувство страха, двигательное возбуждение, сильная пульсирующая головная боль, зуд кожи, покраснение лица, потливость; АД — 180/90 мм рт.ст., пульс 120. Через 20 мин состояние больного резко ухудшилось: появилась слабость, бледность лица, нарастающее чувство удушья с затруднением выдоха, спутанность сознания, клонико‑тонические судороги; резко снизилось АД — до 75/55 мм рт.ст. Пациенту были оказаны меры неотложной медицинской помощи.
1. Какое патологическое состояние развилось у пациента после введения ему антибиотика?
2. Каковы механизмы развития этого патологического состояния?
3. Принципы патогенетической терапии данного состояния
Задача 2
Во время сенокоса у одного из членов бригады появились следующие симптомы: зуд, гиперемия и отечность век; ощущение «песка в глазах»; светобоязнь, слезотечение; зуд твердого неба, глотки, слизистой оболочки носа; профузный насморк, неукротимые приступы чиханья; затруднение носового дыхания. Эти явления сопровождались утомляемостью, снижением аппетита, раздражительностью, нарушением сна.
-
Какой тип гиперчувствительности лежит в основе аллергической реакции, развившейся у больного и каков механизм наблюдаемых нарушений?
-
Какие особенности имеют IgE, отличающие их от иммуноглобулинов других классов?
-
Какой метод гипосенсибилизации может быть использован при лечении данного больного?
Задача №3.
В результате самолечения зубной боли нестероидными противовоспалительными препаратами у больного развилась лейкопения лекарственного происхождения.
1.Какой тип аллергической реакции лежит в основе лейкопении?
2. Объясните патогенез разрушения лейкоцитов. Составьте схему патогенеза
Задача № 4
У больного через 7 дней после введения противостолбнячной сыворотки температура тела повысилась до 39 оС, появилась сильно зудящая сыпь. Отмечался отек и боль суставов. На 2-ой неделе заболевания увеличились лимфатические узлы и селезенка. Больной жаловался на слабость, одышку, сердцебиение, боли в области сердца.
1.По какому типу гиперчувствительности развилась аллергическая реакция у больного?
2.Каков механизм наблюдаемых нарушений? Составьте схему патогенеза.
3. Какой метод формирования гипосенсибилизации может быть использован в данном случае?
Задача № 5
Больной М., 15 лет, поступил в хирургическое отделение с загрязненной рваной раной левого бедра. Больному произведена первичная хирургическая обработка раны и наложены первичные швы. Внутримышечно в верхний наружный квадрант ягодицы введено 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки. Введение сыворотки повторяли через каждые 6 дней. После третьей инъекции на месте введения сыворотки появилась отечность, и сформировался большой инфильтрат. Кожа над инфильтратом местами некротизировалась, в результате чего образовалась язва, которая долго не заживала.
1. Какой тип аллергической реакции развился у больного?
2. Как объяснить появление воспаления с некрозом?
Задача № 6.
Туберкулиновая проба (реакция Манту) относится к гиперчувствительности замедленного типа. Через 6-12 минут на месте введения туберкулина появляются первые признаки реакции, достигающие максимальной выраженности через 24-48 часов.
1.О чем свидетельствует положительная туберкулиновая проба?
2.Каков клеточный состав воспалительного инфильтрата и механизм его образования?
Задача № 7.
При первичном контакте кожи с латексными перчатками у стоматолога на кистях рук возникла выраженная эритема, сопровождающаяся образованием пузырей и везикул. Аппликационная проба с кусочком латексной перчатки на коже внутренней поверхности предплечья была положительной через 72 часа. Применение блокаторов гистаминовых рецепторов не снижало остроты реакции. Воспаление снималось местным применением глюкокортикоидов.
-
Какой тип аллергической реакции возник у медицинского работника?
-
Объясните, почему применение блокаторов гистаминовых рецепторов не снижало остроты реакции? Почему помогли глюкокортикоиды?
-
Объясните патогенез данной аллергической реакции
Задача № 8.
Пациент С., 54 лет, предъявляет жалобы на жжение в области слизистой оболочки полости рта, которое возникло после фиксации несъемных металлических зубных протезов. При постановке пробы с цельной кровью in vitro обнаружено, что при добавлении к крови соли никеля происходит дегрануляция базофилов.