Файл: RU стом. патфиз срсп13-14 студ..docx

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 5834

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Всегда ли непереносимость к металлам связана с аллергической реакцией? Что такое псевдоаллергическая реакция?

  2. Объясните патогенез наблюдаемых явлений


Демонстрационный материал: ситуационные задачи



ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 362-404

  2. Патофизиология// Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, С. 362-404

  3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 47-59

  4. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.1. – М.: «Академия», 2007.- с. 230-270

Дополнительная

  1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 92-101

  2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 111-136

КОНТРОЛЬ –

  • Патофизиологический анализ ситуационных задач

  • Тестирование. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 139 - 163


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ: « ГИПОКСИЯ»

Цель занятия:

  • Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по патофизиологии гипоксии

  • Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе


Задание №1 Решение ситуационных задач


Задача № 1

Больной К., 45 лет, длительно страдающий язвенной болезнью, доставлен в клинику с желудочным кровотечением. При поступлении предъявляет жалобы на нарастающую слабость, тошноту, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами. Больной бледен. Обращает на себя внимание выраженная одышка.

АД — 90/60 мм рт. ст. Пульс — 100 уд/мин.

1. Перечислите признаки гипоксии, имеющиеся у больного.

2. Какие типы гипоксии имеют место у больного?

3. Обоснуйте принципы патогенетической терапии


Задача № 2

Работница производства анилиновых красителей доставлена в здравпункт с клинической картиной отравления анилином. Больная жалуется на головную боль, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, слабость, сонливость. Обращает на себя внимание серо-землистая окраска слизистых и кожи.

1. Перечислите признаки гипоксии, имеющиеся у больного

2. Что будет обнаружено у больной при исследовании крови? Какой вид гипоксии развился у больной?

3. Как изменятся показатели кислородного баланса у больной?

4. Обоснуйте принципы патогенетической терапии.


Задача № 3

Больной поступил в стационар с тяжелым отравлением цианидами. Артерио-венозная разница по О2 составляет 2об%.

  1. О каком виде гипоксии свидетельствует указанный показатель?

  2. Как изменятся другие показатели кислородного баланса при этом виде гипоксии?



Задача №4 У больного, доставленного по скорой помощи в бессознательном состоянии, окраска кожи и слизистых оболочек яркорозовая, содержание оксигемоглобина в артериальной крови - 60%, в венозной - 45%, кислородная емкость крови - снижена


    1. Какой вид гипоксии предположительно развился у больного?


Задача № 5 Содержание оксигемоглобина в артериальной крови больного - 98%, в венозной - 45%, количество эритроцитов – в норме; в области дистальных отделов конечностей, носа и губ выражен цианоз. Минутный объем сердца (МОС) - 2,5 л. (в норме 5,0л) Напряжение углекислого газа в артериальной крови - 40 мм рт.ст.

  1. Какой вид гипоксия по патогенезу может развиться у больного?

  2. Объясните изменение показателей кислородного баланса

Задача № 6

При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду снизилась с 4 до 2 об. %.

    1. О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?

    2. Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии?

    3. Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии?


    Задача № 7

    При обследовании больного отмечено, что артериовенозная разница по кислороду возросла с 5 об. % до 7 об. %.

    1. О каком виде гипоксии могут свидетельствовать полученные результаты исследования?

    2. Как изменятся другие показатели кислородного баланса (кислородная емкость крови, насыщение гемоглобина кислородом артериальной и венозной крови) при этом виде гипоксии?

    3. Какова этиология и патогенез данного вида гипоксии?


    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная

    1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 2 . Раздел Внутреннее дыхание.

    2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 201-211.

    3. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 69 -72

    4. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 221 – 228

    5. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.2. – М.: «Академия», 2007.- с. 114-118

    Дополнительная

    1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 84-87

    2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 340-351


    Демонстрационный материал: ситуационные задачи


    КОНТРОЛЬ –

    • Патофизиологический анализ ситуационных задач

    • Выполнение тестовых заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 221-228



    ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ: «ОПУХОЛИ»

    Цель занятия:

    • Формирование навыков патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных

    • Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе

    • Формирование навыков использования глоссария на 3-х языках

    Задачи обучения:


    • Сформировать навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных по иммунопатологическим процессам

    • Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе


    Форма проведения: работа в малых группах: кейс-стади, решение кроссворда


    Задание № 1 Решение ситуационных задач

    Задача 1

    Больной Л., 65 лет кочегар, недавно вышел на пенсию, поступил с жалобами на слабость, резкую потерю массы тела, осиплость голоса, сухой кашель, затрудненное дыхание, неприятный запах изо рта. При ларингоскопии в гортани обнаружена бугристая, изъязвленная опухоль, захватывающая более половины гортани. Опухоль проросла голосовые связки, шейные лимфоузлы увеличены, плотные на ощупь, безболезненны.

    1. Какова возможная причина возникновения опухоли у пациента? К какой группе канцерогенов относится?

    2. Кто доказал в эксперименте роль этих канцерогенов в возникновении опухолей?

    3. Объясните патогенез увеличения лимфоузлов

    4. Объясните патогенез раковой кахексии

    Задача 2

    Пациент В. 40 лет, 1,5 года назад принимавший участие в ликвидации аварии на АЭС, обратился к врачу с жалобами на выраженную слабость, головокружение, постоянный «сухой» кашель с малым количеством мокроты. В течение 20 лет был «заядлым» курильщиком, но уже два года как прекратил курение. В течение последних 6 мес. перенёс несколько инфекционных заболеваний, в том числе ринит, бронхит и пневмонию. При бронхоскопии обнаружена опухоль главного правого бронха. Гистологическое исследование ткани опухоли выявило наличие в ней раковых клеток.

    1. Какой фактор является наиболее вероятной причиной рака бронха?

    2. Какое значение имеет курение в возникновении опухоли у больного? Ответ обоснуйте.

    3. Объясните механизм развития воспалительных заболеваний у больного

    Задача № 3.

    У больного 52 лет через год после хирургического удаления раковой опухоли легкого и последующие химиотерапевтического лечения было обнаружено увеличение левых подключичных лимфоузлов. При их биопсии обнаружены раковые клетки, по структуре напоминающие клетки удаленной опухоли легкого.

    Вопросы:

    1. Как объяснить появление раковых клеток в лимфоузлах пациента?

    2. Объясните стадии развития и патогенез данного феномена

    3. Для какой стадии канцерогенеза характерно развитие данного феномена?

    4. Обоснуйте принципы лечения опухолевых заболеваний.


    Задача № 4.

    Больная 46 лет обратилась с жалобами на частое мочеиспускание с макрогематурией и общую адинамию. Проведена цистоскопия, найдено опухолевидное разрастание, взят биоптат этой ткани и прилегающей слизистой оболочки. При гистологическом исследовании биоптата обнаружено, что ткань опухолевидного разрастания состоит из правильно расположенных клеток, но местами имеются скопления атипичных клеток. Больная более 10 лет работает на ткацком комбинате в красильном цехе, где используют анилиновые красители.


    1. Какова возможная причина развития опухоли у данной пациентки?

    2. К какому виду канцерогенов относятся анилиновые красители, дайте характеристику этой группы канцерогенов?

    3. Что такое морфологическая атипия, дайте характеристику клеточной и тканевой атипии

    4. Объясните механизм развития опухоли у больной (укажите стадии канцерогенеза)


    Задача № 5.

    Больной А., с диагнозом рак желудка за полгода потерял 10% от массы тела. При лабораторном обследовании выявлено: гипогликемия, снижение уровня белка и холестерина.

    1. Какое состояние развилось у больного А?

    2. Объясните патогенез развившегося у больного А состояния

    3. В какую стадию канцерогенеза отмечается данный синдром?

    4. Укажите принципы терапии опухолевых заболеваний


    Задание № 2. Решите кроссворд

    По вертикали:

      1. Злокачественная опухоль из эпителиальной ткани

      2. Характер роста, характерный для злокачественных опухолей

      3. Доброкачественная опухоль из жировой ткани

      4. Злокачественная опухоль из соединительной ткани

      5. Ген, превращающий нормальную клетку в опухолевую

      6. Канцероген, относящийся к группе полициклических ароматических углеводородов

      7. Увеличение злокачественности опухоли по мере ее роста

      8. Стадия канцерогенеза, в которой происходит пролиферация трансформированных клеток.

      9. Неактивный онкоген, ген роста и дифференцировки клеток

      10. Антигенная атипия опухолевых клеток, характеризующаяся синтезом антигенов, свойственных другим тканям

      11. Автор вирусо-генетической теории происхождения опухолей

      12. Ученый, открывший эффект активации анаэробного гликолиза в опухолевой клетке.

      13. Патогенный агент, вызывающий развитие опухолей

      14. Японский ученый, экспериментально доказавший роль химических канцерогенов в развитии опухолей





    1


    2




















    15













    3







    17













    16

















    4







    18






















    5


    19



    6



    20



    9














    7


    8



















    21















    10









    22













    23












    11




    12







    25











    24














    13

















    26

































    27






    14






    28


















    29
























    31







    31




















    32









    По горизонтали:

      1. Ген, супрессор клеточного деления

      2. Агент, усиливающий действие канцерогенов, но сам не вызывающий развитие опухолей

      3. 1 стадия канцерогенеза, характеризующаяся трансформацией нормальной клетки в опухолевую.

      4. Увеличение числа протоонкогенов

      5. Доброкачественная опухоль из мышечной ткани

      6. Характер роста доброкачественной ткани

      7. Английский хирург, связавший действие сажи с возникновением опухолей кожи

      8. Антигенная атипия опухолевых клеток, характеризующаяся появлением эмбриональных антигенов

      9. Ученый, доказавший в эксперименте роль вирусов в происхождении опухолей

      10. Синдром истощения и общей слабости, развивающийся при злокачественных опухолях

      11. Японский ученый, доказавший в эксперименте роль химических канцерогенов в этиологии опухолей

      12. Отличие опухолевых клеток от нормальных

      13. Утрата участка хромосомы

      14. Канцероген, относящийся к группе полициклических ароматических углеводородов

      15. Процесс, утрата которого приводит к анаплазии, характерен для злокачественных опухолей.

      16. Повторное возникновение опухоли после ее удаления

      17. Фактор, способный вызвать превращение нормальной клетки в опухолевую только после метаболических превращений.

      18. Вторичный опухолевый узел, развившийся вследствие переноса опухолевых клеток


    Демонстрационный материал: ситуационные задачи

    ЛИТЕРАТУРА:

    Основная

    1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1 с.780-837

    2. Патофизиология. Основные понятия. // под ред А.В. Ефремова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа. – 2008. – С. 77-79.

    3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 238-254

    4. Патофизиология.: учебник под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина.-Т.2. – М.: «Академия», 2007.- с. 120-145

    Дополнительная

    1. Патофизиология в схемах и таблицах: Курс лекций: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Нурмухамбетова. – Алматы: Кітап, 2004. – С. 117-130.

    2. Pathologic basis of disease. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fausto, 7th edition, 2004, P. 193-223.


    КОНТРОЛЬ


    • Патофизиологический анализ ситуационных задач

    • Решение кросворда


    РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 1 (Общая патофизиология)

    Цель:

    • оценить знания студентов по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы

    • оценить практические навыки патофизиологического анализа клинико-лабораторных данных

    • оценить коммуникативные навыки в ходе обсуждения ситуационных задач


    Вопросы рубежного контроля


    1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

    2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными. Приказ МЗ РК № 697, 575. Основные положения.

    3. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, типовой патологический процесс, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Критерии болезни. Основные принципы классификации болезней.

    4. Стадии болезни, их характеристика. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

    5. Этиология – определение, понятия. Роль причины и условий в возникновении заболеваний. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

    6. Классификация этиологических факторов и их характеристика. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней. Понятие об ятрогенных болезнях

    7. Патогенез - определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.

    8. Реактивность и резистентность организма, определение понятий. Формы ответной реакции организма на раздражитель.

    9. Виды реактивности и их характеристика. Факторы, определяющие реактивность (наследственность, конституция, возраст, пол, состояние нервной, эндокринной систем и др).

    10. Конституция, определение понятия. Классификация конституциональных типов по Сиго, Э. Кречмеру, И.П. Павлову, М.В. Черноруцкому, А.А. Богомольцу. Значение конституции организма в реактивности.

    11. Роль возраста и пола в реактивности. Особенности реактивности детского и старческого возраста, мужского и женского организма. Лекарственные препараты, направленно повышающие реактивность организма с целью профилактики и терапии болезней.

    12. Повреждение клетки, этиология. Виды повреждения клетки. Стадии острого и хронического повреждения клетки. Специфические и неспецифические проявления повреждения клетки. Изменение ионного состава клетки при повреждении, патогенез, последствия.

    13. Патогенез нарушения энергообеспечения клетки, последствия.

    14. Основные механизмы повреждения мембран клеток. Активация ПОЛ, мембранных фосфолипаз и др. гидролаз, осмотическое повреждение, иммунное повреждение.

    15. Апоптоз, понятие, патогенез. Компенсаторные реакции в клетке при повреждении.

    16. Ответ «острой фазы», причины, медиаторы и их эффекты. Белки «острой фазы», их функции. Значение ответа «острой фазы» для организма.

    17. Лихорадка, определение. Этиология лихорадки, характеристика экзо- и эндогенных пирогенных веществ. Патогенез повышения температуры при лихорадке.

    18. Стадии лихорадки. Изменения терморегуляции и клинические проявления в различные стадии лихорадки.

    19. Виды лихорадки по степени повышения температуры тела и в зависимости от колебаний суточной температуры тела. Изменения обмена веществ и функций физиологических систем при лихорадке (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, функций почек). Положительное и отрицательное значение лихорадки для организма. Патофизиологические принципы жаропонижающей терапии. Понятие о пиротерапии.

    20. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

    21. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Стадии шока, изменения гемодинамики и микроциркуляции в различные стадии шока.

    22. Формы нарушения водного баланса организма. “Водная интоксикация”, понятие, причины,