ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 1-2
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ”
ВВЕДЕНИЕ
Лабораторные работы предполагают решение задач оптимизации с использованием надстройки “Поиск решения” Microsoft EXCEL.
Доступ к инструменту Поиск решения осуществляется с помощью команды Данные Анализ Поиск решения
Если команда Поиск решения или группа Анализ отсутствует на вкладке
Данные, то необходимо загрузить соответствующую надстройку:
-
Выбрать команду Файл Параметры. -
В диалоговом окне Параметры Ехсеl выбрать категорию Надстройки
-
В поле Управление выбрать значение Надстройки Excel, затем кнопку
Перейти.
-
В поле Доступные надстройки установить флажок рядом с пунктом
Поиск решения и нажать кнопку ОК.
После выполнения этих действий команда Поиск решения будет доступной в группе команд Анализ вкладки Данные.
В
методических указаниях подробно рассмотрены основные этапы решения задач с использованием версии Microsoft EXCEL 2007. В других версиях решение осуществляется аналогично.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЛИНЕЙНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ EXCEL
Цельработы: Получение практических навыков формирования математических моделей прикладных задач линейного программирования и их решения средствами EXCEL.
Лабораторныезадания.
-
По лекциям и учебному пособию ознакомиться с постановкой и методами решения задач линейной оптимизации (ГЛАВА 3, п. 3.1-3.4.). -
Выбрать задачу в соответствии с вариантом, составить ее математическую модель и решить с использованием средств EXCEL. Сформировать отчеты по устойчивости, результатам и пределам. Для визуализации результатов решения построить диаграммы. Проанализировать полученные результаты. -
Провести параметрический анализ решая задачу при пяти различных значениях ресурса оборудования первого типа (варианты 1-3), второго типа (варианты 4-7) и третьего типа (варианты 8-10).
-
Решить задачу вручную с использованием симплекс-метода и графического метода. (Графический метод изложен в п.3.3.1 учебного пособия, симплекс-метод – в п.3.3.2) -
Сравнить результаты, полученные при выполнении лабораторных заданий 1 и 2.
Отчетполабораторной работе должен содержать :
-
Постановку задачи. -
Математическую оптимизационную модель. -
Краткое описание основных этапов решения в среде EXCEL. -
Результат решения задачи (итоговую таблицу в EXCEL). -
Отчеты по результатам, устойчивости, пределам. -
Построенные диаграммы. -
Результаты параметрического анализа с соответствующими выводами. -
Решение задачи вручную с использованием симплекс-метода и графического метода. -
Выводы.
Для производства двух видов изделий A и B используются три типа технологического оборудования. Для производства одного изделия A оборудование первого типа используется в течение a1 часов, оборудование второго типа – a2 часов, оборудование третьего типа – a3 часов. Для производства одного изделия B оборудование первого типа
используется в течение b1 часов, оборудование второго типа – b2 часов, оборудование третьего типа – b3 часов. На изготовление всех изделий предприятие может использовать оборудование
первого типа не более чем t1 часов, оборудование второго типа – не более t2 часов, оборудование третьего типа – не более t3 часов. Прибыль от реализации одного готового изделия A составляет денежных единиц, а изделия В - денежных единиц. Составить план производства изделий A и B, обеспечивающий максимальную прибыль от их реализации.
Вариант | a1 | a2 | a3 | b1 | b2 | b3 | t1 | t2 | t3 | | |
1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 20 | 36 | 40 | 2 | 5 |
2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 40 | 34 | 46 | 1 | 2 |
3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 60 | 32 | 50 | 1 | 3 |
4 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 24 | 40 | 52 | 2 | 4 |
5 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 48 | 38 | 56 | 2 | 6 |
6 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 40 | 40 | 36 | 2 | 1 |
7 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 46 | 34 | 20 | 5 | 2 |
8 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 32 | 60 | 50 | 4 | 2 |
9 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 40 | 52 | 24 | 6 | 2 |
10 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 56 | 48 | 38 | 3 | 1 |
Методическиеуказаниядля выполнения работы
Решение задач в среде EXCEL начинается с ввода условий задачи. Ввод условий задачи состоит из следующих основных шагов:
-
создание формы для ввода условий задачи; -
ввод исходных данных; -
ввод зависимостей из математической модели; -
назначение целевой функции; -
ввод ограничений и граничных условий.
Последовательность работ рассмотрим на примере задачи составления производственного плана.
Пусть требуется определить, в каком количестве необходимо выпускать продукцию четырех типов Прод1, Прод2, Прод3, Прод4 для изготовления которой требуются ресурсы трех видов: трудовые ресурсы, сырье, финансы. Нормы расхода ресурсов каждого вида для выпуска единицы продукции, а также прибыль, получаемая от реализации единицы каждого типа продукции, приведены в табл. 1. Количество расходуемых ресурсов не должно превышать имеющихся запасов.
Таблица 1
Ресурсы | | Виды продукции | | Запасы ресурсов | |
| Прод. 1 | Прод. 2 | Прод.3 | Прод.4 | |
Трудовые | 3 | 1 | 2 | 4 | 440 |
Сырье | 1 | 8 | 6 | 2 | 200 |
Финансы | 1 | 4 | 7 | 2 | 320 |
Прибыль | 7 | 3 | 6 | 12 | |