Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







для других, недостаток защищенности

IX. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, получаемых от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим

  1. Идеализация сложившихся отношений.

  2. Неудовлетворенность ел сжившимися отношениями, выражение желаемого типа отношений.

  3. Эгоцентрическая позиция в общении, преувеличение своей значимости, неадекватно высокая самооценка

Сектор "Сверстники вне школы"


X. Предпочтение общения со старшими детьми и подростками

  1. Выражена тенденция к взрослению, возможно некоторое опережение возрастного развития.

  2. Трудности школьного обучения и как компенсация - демонстрация другим своего знакомства со старшими детьми и подростками.

  3. Трудности семейного общения и как следствие - дистанцирование от семьи, переоценка значения неформального общения со старшими подростками.

  4. Потребность подростка в группировании (по А.Е.Личко), зависимость от группы

Диагностические показатели беседы

Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков



XI. Предпочтение общения с детьми и подростками более младшего возраста

  1. Трудности взросления, инфантильность.

  2. Трудности школьного взаимодействия и как компенсация - создание "своего", управляемого круга общения, возможность самоутвердиться в группе.

  3. Неуверенность в своей привлекательности для других, недостаток защищенности




Графическая беседа "Радости и огорчения моей жизни"


Тематика этой беседы - жизненный путь - непосредственно реализует принцип биографичности, что соответствует выраженной актуальной потребности подростка, старшего школьника выделять и обсуждать близкие
и далекие перспективы своей жизни, их связи с прошлыми этапами. В зависимости от целей консультации, гипотезы, возникшей в ходе консультативного процесса, структурная рамка беседы позволяет специалисту свободно останавливаться на любом отрезке событий жизни клиента, что является очевидным достоинством беседы, так как делает ее гибкой и эвристичной. В ходе построения подростком прошлых и настоящих этапов "дороги жизни" появляется возможность обсудить те переживания, которые сопутствовали его возрастным кризисным этапам, например: поступление в школу, переход в средние классы, проживание периода подростничества. Сопоставление "сегодняшней" ситуации с прошлыми критическими периодами открывает возможности обсуждения различных путей преодоления возникших трудностей.

При графическом изображении жизненного пути ребенка у консультанта появляется возможность более подробно обсуждать периоды кризисного развития ребенка в рамках возрастной периодизации. Консультант может легко
сообщить ему необходимую информацию о типичной модели возрастного развития, личностных ресурсах, преодоления возрастного кризиса и др.

Беседа с ребенком выявляет субъективную значимость тех или иныхсобытий в его жизни. Проведение же данной процедуры в дополнение к беседе с родителями даетвозможностьувидетьситуациюразвитиястереоскопично- и глазами ребенка,и глазами взрослых.

Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и типичности переживаний ребенка, степень благополучия субъективной оценке мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни. Беседа с использованием графических приемов фиксации переживаний ребенка обеспечиваетдополнительнуюинформациюоразличныхсторонахеголичности:потребностях,интересах,ценностных ориентациях.

Оборудование и материалы. Стандартный лист бумаги, два цветных карандаша (темный и светлый).

Процедура проведения. Психолог, используя графические приемы (цвет, интенсивность штриховки и др.), выявляет в беседе содержание и преобладающий характер переживаний по поводу построенного ребенком событийного ряда его жизни. Совместная работа психолога с ребенком строится в следующем направлении:

  1. Изображается вдоль листа линия - "дорога жизни" ребенка от рождения до настоящего момента. На ней выделяются интервалы, связанные с пребыванием ребенка в яслях, в детском саду, школе (периоды школьной жизни определяются переходом в каждый следующий класс).

  2. Выделяются два пространства - над и под линией; предлагается вспомнить и прокомментировать те или иные жизненные события: сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением, внизу темным - периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями, связанными с трудностями общения. Интенсивность цветной штриховки (редкая/ сплошная) свидетельствует об интенсивности переживания.


Обработкаиинтерпретацияданных.Характер высказываний, сопровождающих выполнение совместного задания, позволяет увидеть значимость того или иного содержания событий жизни ребенка, определившего силу его переживаний.

Если у одних детей радостные события связаны с приобретением того или иного предмета (магнитофона, велосипеда и др.), с приобщением к новому статусу (поступление в школу, переход в новый класс), то у других - с появлением подруги, друга. Огорчения в жизни один ребенок связывает с потерей вещей, болезнью, другой - с появлением того или иного "нехорошего" человека в его жизни, с отчаянным поступком.

Различие в содержании событийного ряда жизни позволяет увидеть избирательные, ценностно-смысловые отношения ребенка ко многим сторонам его жизнедеятельности, уникальный опыт переживания успеха,

радости, личностные ресурсы, позволяющие преодолеть трудности, а также сложившиеся способы их преодоления. (1)