Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
используютсядлясистематической работы над собой. Эту работу целесообразно проводить по методу Э.Куэ, то естьиспользоватьвыбранныефразы как формулысамовнушения, многократнопроговариваемыевпереходныхсостоянияхмеждусномибодрствованием,когдаподсознаниечеловеканаиболеевосприимчивоксамовнушению.Нопроговаривайтеэтифразы не механически, монотонно, а с чувством, с выражением, вкладывая в них внутреннийпосыл, желание настроитьсебянасоответствующуюэмоциональнуюволну.

Критериемправильностивыполненияупражненияслужиттелесныйоткликподсознания,оживлениеранее«привитых» ощущений тела.
Примечание: для восстановления исторической справедливости необходимо отметить, что приоритет открытия подобного метода психокоррекции, по-видимому, принадлежит известному философу-утописту Сен-Симону, который, как известно, заставлял слугу каждое утро будить себя со словами: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела»3.






2) Упражнение«Телесно-ориентированныеаффирмации»


Аффирмации или позитивные, оптимистические, конструктивные утверждения являются традиционным инструментом психокоррекции, и особенно методов личностного роста. По сути, это не что иное, как жизнеутверждающие формулы самовнушения. И внушение это оказывается действенным, так как опирается на программирующую функцию внутренней речи (А.Р. Лурия). Как подчеркивает В.В. Козлов (1997), работа с аффирмациями замечательна тем, что дает возможность вывести имеющуюся проблему с подсознательного уровня на сознательный, оценить ее на уровне рассудка и перевести негативный контекст проблемы в положительный. Аффирмации также строятся на основе базового психокоррекционного принципа полярности: вначале выявляется негативный

«полюс» психологической проблемы, а затем логически выстраивается уравновешивающий его позитивный «полюс». Среди альтернативных вариантов позитивной формулировки отбирается наиболее удачный, который в дальнейшем и используется для саморегуляции (самопрограммирования).

Наряду с «банком поглаживаний», аффирмации служат еще одним словесно- опосредованным способом убедить в чем-либо подсознание, погасить внутрипсихический конфликт. Однако, в отличие от «поглаживаний», этот способ психокоррекции является скорее узконаправленным, проблемно-специфическим. Конкретные формулировки аффирмации определяются содержанием прорабатываемых психологических проблем, будь то самообвинительные навязчивые мысли, тревожное ожидание неудачи и т.д. Использование аффирмации позволяет человеку самостоятельно

гармонизировать отношения сознания и подсознания и таким способом получить доступ к своим скрытым, подсознательным ресурсам для разрешения стоящих перед ним проблем. В системе Ретри используются телесно-ориентированные аффирмации, дающие возможность диалога с подсознанием. Данная вариация методики близка к фокусировке по Ю. Джендлину, но является более стандартизованной и потому более доступной для работы над собой.

Рассмотрим формулирование аффирмации на конкретном примере. Молодой человек находится в стрессовой ситуации предэкзаменационной лихорадки, обычной для каждого студента. То, что он пишет на «негативной» половине листа, кажется очевидным:

«Я волнуюсь из-за предстоящего экзамена». На правой, соответственно, – утверждение – аффирмация, нейтрализующая эту негативную мысль. При этом важно, чтобы аффирмация не была простым пассивным отрицанием, наподобие «Я не буду волноваться из-за экзамена». Напротив, она должна ориентировать человека на активные действия и предлагать ему определенную перспективу, движение в направлении искомого результата, ориентированное на собственные силы. Желательно также обойтись без употребления частицы «не» и сложных речевых оборотов сложные грамматические конструкции непонятны для подсознания, которому адресуется жизнеутверждающее послание. Кроме того, формулировки должны относиться к настоящему времени. Правильная формулировка в данном случае такова: «Я спокоен сейчас, я спокоен и перед экзаменом, и во время него».

Необходимо упомянуть и о модифицированных способах «выстраивания» позитивных утверждений или формул самовнушения, использующих речевые шаблоны внушения по
М. Эриксону (так называемая Милтон-модель речи, грамматически напоминающая детскую речь). Чаще всего это могут быть такие приемы, как ложный выбор; искусственное соединение не связанных друг с другом событий как причины и следствия; пресуппозиция или «забегание вперед», когда желаемое представляется как действительное; и наконец, полярное противопоставление (амбивалентность). Приведем в качестве примера модификацию формул самовнушения для избавления от негативных привычек по Р. Коуплан (2000): «Когда бы я ни подумал о том, что мне хочется (формулировка старой привычки), желание станет мне сигналом для (формулировка новой привычки).

Для усиления действия аффирмации целесообразно использовать образное представление, чтобы активизировать подсознание и заставить его работать на желаемый результат (если произвольное представление заданных зрительных образов затруднено, необходимо предварительно проработать навык визуализации с помощью соответствующих упражнений). Для этого, например, к предыдущей аффирмации можно добавить: «невозмутим и спокоен, как холодный айсберг» и постараться зрительно представить соответствующий образ синевато-искрящуюся ледяную глыбу. Если картина, которую вы видите своим внутренним взором, будет яркой и проработанной в деталях, вы сможете войти в этот образ настолько, что его мысленное представление будет сопровождаться соответствующими телесными ощущениями. Например, бодрящей свежести, помогающей «встряхнуть» нервную систему, сосредоточить внимание и повысить работоспособность. Или прохлады, успокаивающей разгоряченное тело и охлаждающей эмоциональный
пыл.




Итак,сконцентрируйтевнимание,сосредоточивегонасвоихфизических,телесныхощущениях. Вначале настройтесь на проблему, постарайтесь найти в своем теле ощущения,предположительно связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрицательнымиэмоциями (то есть дискомфортные ощущения, появляющиеся или усиливающиеся, когда выдумаете о данной проблеме – например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущеечувствопустоты «подложечкой»ит.п.Именноэтиощущенияслужатматериаломдлядальнейшейработы.Ихнужноиспользоватькакчувствительныйиндикатор,своегородалакмусовую бумажку тех психолого-коррекционных изменений, которые должны произойти наподсознательномуровне).

Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. Налевой, «темной» половине напишите ту негативную мысль - возможно, самообвинительную, –котораяпервойприходитвголову,когдавыдумаетеорассматриваемойпроблеме.Произнесите ее вслух или мысленно. Понаблюдайте, как при этом меняются дискомфортныетелесныеощущениякакправило,ониусиливаются.Повторитепредыдущийшагпоработайте с разными вариантами формулировки проблемы, с различными подсказанными еюнегативнымимыслями.Постарайтесьвыбратьизнесколькихвариантовтот,которыйвнаибольшей степени приближается к источнику проблемы - тот, который вызывает самыеяркиедискомфортныеощущения.Теперь