Файл: Протокол от 2007г. Экономика предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»


Утверждены научно-методическим советом БГИТА

протокол №______

от «____»______________2007г.

Экономика предприятия

Методические указания к выполнению практических работ студентами III курса, обучающимся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)»

(часть 1)

Брянск 2007

УДК 658.1 (072)

Методические указания к выполнению практических занятий студентами III курса, обучающимся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)» / Брянск. гос. инж.-технол. акад. сост. М.В. Буданова, Н.А. Булхов. – Брянск: БГИТА, 2007. – 21с.


Даны методические рекомендации к выполнению практических работ по экономике предприятия, изучению основ функционирования промышленного предприятия, выработке предложений по повышению экономической эффективности производства с учетом отраслевых и организационно-экономических особенностей конкретного предприятия.

Рецензент:
кандидат экон. наук, доцент Ерохин


Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № _____ от «_____» ________________ 2007г.
Содержание
стр.
Введение……………………………………………..………………………….5

  1. Практическое занятие №1. Спрос и предложение на товар. Определение оптимального объема производства…………………………………………….…6

  2. Практическое занятие №2. Качество и конкурентоспособность продукции…………………………………………………………………………………..10

  3. Практическое занятие №3. Производственная программа и производственная мощность предприятия…………………………….…………….……….16

  4. Практическое занятие №4. Основные фонды предприятия…………...18

  5. Практическое занятие №5. Оборотные средства предприятия……….19

  6. Практическое занятие №6. Кадры в промышленности………………..25

  7. Практическое занятие №7. Производительность труда в отрасли…….30

Заключение……………………………………………………………………35

Рекомендуемая литература……………….…………………………..………36

Введение



Настоящие методические указания к практическим работам по курсу «Экономика предприятия» для студентов, обучающихся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)» специальностей разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО по указанной дисциплине.


Новое издание методических указаний существенно переработано, дополнено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Экономика предприятия».

В методических указаниях содержатся методика и задания для выполнения расчетных практических работ по двенадцати темам. Выбор тем определяется их значимостью в изучаемом курсе, сложностью и целесообразностью выполнения расчетно-аналитических исчислений.

По каждой расчетно-практической работе в указаниях приводятся общетеоретический материал, порядок и методика выполнения, а также варианты задач.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, студент должен изучить соответствующий раздел курса по рекомендуемой литературе и конспекту лекций. После выполнения задание по каждой теме сдается на проверку преподавателю. После проверки проводится собеседование и ставится зачет по той или иной работе.

Главная цель выполнения практических заданий заключается в формировании у студентов экономического мышления, приобретения ими необходимых навыков экономических расчетов, оценки и анализа экономических показателей, получаемых на основании решений.

Практическая работа №1
Спрос и предложение на товар. Определение оптимального объема производства

Цель работы: изучить особенности кривых спроса и предложения, факторы, на них влияющие, понятие эластичности спроса на товар, научиться определять оптимальный объем производства.
Ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции. Рациональное решение этих проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности экономики, оптимальность избранной структуры производства двух товаров или групп товаров. Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.



На рисунке 1 представлена кривая производственных возможностей: при производстве 40 шт. товара Б в стране недостаточно ресурсов для производства товара А, при производстве 30 шт. товара Б у страны есть возможность произвести 10 шт. товара А и т.д.



Рисунок 1. Кривая производственных возможностей
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм её развития описывается с помощью таких понятий, как спрос (D) и предложение (S), способы их координации и приспособления друг к другу.

Зависимость объема спроса (QD) от цен (P) фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая её в другие точки постоянной кривой спроса. На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размер рынка, доход, цены на дополняющие и взаимозаменяющие товары, потребительские ожидания и др.

Зависимость объема предложения (QS) от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства.

На рисунке 2 изображены кривые спроса и предложения. Движение от очки А к точке В вызвано изменением цены товара. Смещение кривых D и S до положения D1, D2 и S1, S2 соответственно вызвано влиянием неценовых факторов.



Рисунок 2. Кривые спроса и предложения

Спрос на товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов потребителей и цен других товаров. Коэффициент ценовой эластичности (ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (ер<1), единичной эластичности (ер=1) и эластичный (ер>1). В случае абсолютной неэластичности (ер=0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси
, в случае абсолютно эластичного спроса (ер=∞)она параллельна оси абсцисс. Эластичность линейной функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены: спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких.



Рисунок 3. Равновесие спроса и предложения
№1

На производственном участке по сборке мебели работают 6 человек. Они собирают столы и стулья. В день каждый может собрать 20 стульев или 10 столов.

  1. Начертите кривую производственных возможностей участка за месяц (в месяце 22 рабочих дня),

  2. Могут ли работники собрать за месяц 1100 стульев и 660 столов (покажите графически эту возможность)

  3. Допустим на участке появилась новая техника, которая позволяет собирать в день 30 стульев. Как изменилось положение кривой производственных возможностей?

№2

Рабочему А требуется на производство изделия 1 - 2 часа, а на производство изделия 2 – 1 час, а рабочему Б – наоборот: на производство изделия 1 требуется 1 час, а на производство изделия 2 – 2 часа. Каждый работает по 8 часов в день. Определите как выглядит общая годовая кривая производственных рабочих.

№3

Даны следующие функции индивидуального спроса:

ХА = 100 - Рх

ХВ = 50 - Рх

ХС = 20 – 2Рх,

Определите функцию совокупного спроса и изобразите её графически

Определите функцию спроса, если на рынке действует 5 предприятий, 8 предприятий.

№4

Функции спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции равны:

QD(Р) = 240 – 20Р

QS(P) = 40Р

Подсчитайте:

  1. равновесные цену и объем производства

  2. равновесные цену и объем производства в случае, если в результате изменения вкусов спрос увеличился в 2 раза.

  3. Допустим, государство ввело налог на потребителя в размере 9 у. е. на единицу продукции. Определите, как изменилась равновесная цена и объем, доход государства от введения налога, как пострадают от налога производители и потребители. Изобразите решение графически.

№5

В таблице приведен объем спроса на комоды при различных уровнях цен.

Цена за единицу, руб.

Объем спроса, тыс. шт.

Расходы (выручка), тыс. руб.

Коэффициенты ценовой эластичности спроса

4200

3600

3000

2400

1800

1200

600

10

20

30

40

50

60

70











  1. Начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество изделий – на горизонтальной,

  2. Предположим, что цена комода равна 2400 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 600 руб.? Будет ли ответ иным, если на 600 руб. сократится любая другая цена?

  3. Определите расходы на покупку комода при каждом из значений цены; полученные данные занесите в таблицу.

  4. Начертите кривую расходов на комоды, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной.

  5. При какой цене выручка окажется максимальной?

  6. При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1?

  7. При каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?


Практическая работа №2
Качество и конкурентоспособность продукции

Цель работы: усвоение таких понятий, как конкурентоспособность и качество продукции, изучение методов определения конкурентоспособности и качества продукции.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

  1. анализ рынка, сбор данных о конкурентах и выбор образца продукции, как наиболее конкурентоспособного в качестве базы,

  2. формулировка требований к изделию,

  3. определение перечня параметров, подлежащих оценке,

  4. расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемой продукции по следующей формуле:

(1)

, где (2)

Где К – комплексный показатель конкурентоспособности,

аn – единичные показатели конкурентоспособности,

bi – значимость каждого показателя,