ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Утверждены научно-методическим советом БГИТА
протокол №______
от «____»______________2007г.
Экономика предприятия
Методические указания к выполнению практических работ студентами III курса, обучающимся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)»
(часть 1)
Брянск 2007
УДК 658.1 (072)
Методические указания к выполнению практических занятий студентами III курса, обучающимся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)» / Брянск. гос. инж.-технол. акад. сост. М.В. Буданова, Н.А. Булхов. – Брянск: БГИТА, 2007. – 21с.
Даны методические рекомендации к выполнению практических работ по экономике предприятия, изучению основ функционирования промышленного предприятия, выработке предложений по повышению экономической эффективности производства с учетом отраслевых и организационно-экономических особенностей конкретного предприятия.
Рецензент:
кандидат экон. наук, доцент Ерохин
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.
Протокол № _____ от «_____» ________________ 2007г.
Содержание
стр.
Введение……………………………………………..………………………….5
-
Практическое занятие №1. Спрос и предложение на товар. Определение оптимального объема производства…………………………………………….…6 -
Практическое занятие №2. Качество и конкурентоспособность продукции…………………………………………………………………………………..10 -
Практическое занятие №3. Производственная программа и производственная мощность предприятия…………………………….…………….……….16 -
Практическое занятие №4. Основные фонды предприятия…………...18 -
Практическое занятие №5. Оборотные средства предприятия……….19 -
Практическое занятие №6. Кадры в промышленности………………..25 -
Практическое занятие №7. Производительность труда в отрасли…….30
Заключение……………………………………………………………………35
Рекомендуемая литература……………….…………………………..………36
Введение
Настоящие методические указания к практическим работам по курсу «Экономика предприятия» для студентов, обучающихся по направлению 080502 «Экономика и управление на предприятии (в химико-лесном комплексе)», «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)» специальностей разработаны в соответствии с требованиями ГОС ВПО по указанной дисциплине.
Новое издание методических указаний существенно переработано, дополнено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Экономика предприятия».
В методических указаниях содержатся методика и задания для выполнения расчетных практических работ по двенадцати темам. Выбор тем определяется их значимостью в изучаемом курсе, сложностью и целесообразностью выполнения расчетно-аналитических исчислений.
По каждой расчетно-практической работе в указаниях приводятся общетеоретический материал, порядок и методика выполнения, а также варианты задач.
Прежде, чем приступить к выполнению работы, студент должен изучить соответствующий раздел курса по рекомендуемой литературе и конспекту лекций. После выполнения задание по каждой теме сдается на проверку преподавателю. После проверки проводится собеседование и ставится зачет по той или иной работе.
Главная цель выполнения практических заданий заключается в формировании у студентов экономического мышления, приобретения ими необходимых навыков экономических расчетов, оценки и анализа экономических показателей, получаемых на основании решений.
Практическая работа №1
Спрос и предложение на товар. Определение оптимального объема производства
Цель работы: изучить особенности кривых спроса и предложения, факторы, на них влияющие, понятие эластичности спроса на товар, научиться определять оптимальный объем производства.
Ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию, на какие слои общества ориентироваться при создании продукции. Рациональное решение этих проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.
С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности экономики, оптимальность избранной структуры производства двух товаров или групп товаров. Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.
На рисунке 1 представлена кривая производственных возможностей: при производстве 40 шт. товара Б в стране недостаточно ресурсов для производства товара А, при производстве 30 шт. товара Б у страны есть возможность произвести 10 шт. товара А и т.д.
Рисунок 1. Кривая производственных возможностей
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм её развития описывается с помощью таких понятий, как спрос (D) и предложение (S), способы их координации и приспособления друг к другу.
Зависимость объема спроса (QD) от цен (P) фиксируется законом спроса и представлена кривой с отрицательным наклоном. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая её в другие точки постоянной кривой спроса. На спрос влияют и неценовые факторы: предпочтения и вкусы потребителей, размер рынка, доход, цены на дополняющие и взаимозаменяющие товары, потребительские ожидания и др.
Зависимость объема предложения (QS) от цен фиксируется законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства.
На рисунке 2 изображены кривые спроса и предложения. Движение от очки А к точке В вызвано изменением цены товара. Смещение кривых D и S до положения D1, D2 и S1, S2 соответственно вызвано влиянием неценовых факторов.
Рисунок 2. Кривые спроса и предложения
Спрос на товары по-разному реагирует на изменения их цен, доходов потребителей и цен других товаров. Коэффициент ценовой эластичности (ер) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается лишь абсолютное значение коэффициента.
В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (ер<1), единичной эластичности (ер=1) и эластичный (ер>1). В случае абсолютной неэластичности (ер=0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси
, в случае абсолютно эластичного спроса (ер=∞)она параллельна оси абсцисс. Эластичность линейной функции спроса изменяется в зависимости от уровня цены: спрос является эластичным при высоких ценах и неэластичным при низких.
Рисунок 3. Равновесие спроса и предложения
№1
На производственном участке по сборке мебели работают 6 человек. Они собирают столы и стулья. В день каждый может собрать 20 стульев или 10 столов.
-
Начертите кривую производственных возможностей участка за месяц (в месяце 22 рабочих дня), -
Могут ли работники собрать за месяц 1100 стульев и 660 столов (покажите графически эту возможность) -
Допустим на участке появилась новая техника, которая позволяет собирать в день 30 стульев. Как изменилось положение кривой производственных возможностей?
№2
Рабочему А требуется на производство изделия 1 - 2 часа, а на производство изделия 2 – 1 час, а рабочему Б – наоборот: на производство изделия 1 требуется 1 час, а на производство изделия 2 – 2 часа. Каждый работает по 8 часов в день. Определите как выглядит общая годовая кривая производственных рабочих.
№3
Даны следующие функции индивидуального спроса:
ХА = 100 - Рх
ХВ = 50 - Рх
ХС = 20 – 2Рх,
Определите функцию совокупного спроса и изобразите её графически
Определите функцию спроса, если на рынке действует 5 предприятий, 8 предприятий.
№4
Функции спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции равны:
QD(Р) = 240 – 20Р
QS(P) = 40Р
Подсчитайте:
-
равновесные цену и объем производства -
равновесные цену и объем производства в случае, если в результате изменения вкусов спрос увеличился в 2 раза. -
Допустим, государство ввело налог на потребителя в размере 9 у. е. на единицу продукции. Определите, как изменилась равновесная цена и объем, доход государства от введения налога, как пострадают от налога производители и потребители. Изобразите решение графически.
№5
В таблице приведен объем спроса на комоды при различных уровнях цен.
Цена за единицу, руб. | Объем спроса, тыс. шт. | Расходы (выручка), тыс. руб. | Коэффициенты ценовой эластичности спроса |
4200 3600 3000 2400 1800 1200 600 | 10 20 30 40 50 60 70 | | |
-
Начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество изделий – на горизонтальной, -
Предположим, что цена комода равна 2400 руб. Как изменится объем спроса, если эта цена сократится на 600 руб.? Будет ли ответ иным, если на 600 руб. сократится любая другая цена? -
Определите расходы на покупку комода при каждом из значений цены; полученные данные занесите в таблицу. -
Начертите кривую расходов на комоды, обозначив сумму расходов на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной. -
При какой цене выручка окажется максимальной? -
При какой цене коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1? -
При каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?
Практическая работа №2
Качество и конкурентоспособность продукции
Цель работы: усвоение таких понятий, как конкурентоспособность и качество продукции, изучение методов определения конкурентоспособности и качества продукции.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Оценка конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:
-
анализ рынка, сбор данных о конкурентах и выбор образца продукции, как наиболее конкурентоспособного в качестве базы, -
формулировка требований к изделию, -
определение перечня параметров, подлежащих оценке, -
расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемой продукции по следующей формуле:
(1)
, где (2)
Где К – комплексный показатель конкурентоспособности,
аn – единичные показатели конкурентоспособности,
bi – значимость каждого показателя,