Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 713

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Ситуация предпочтения. Когда различные возможные ре­акции имеют для человека неодинаковое значение, когда по ка­кой-либо причине он выбирает одно из двух.

4. Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении инфор­мации.

Существуют различные классификации способов принятия решений.

Например, по Мескону, выделяют:

1.     Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор.

2.      Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

3.      Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Алгоритмы решения ситуационных задач сгруппированы Е. Б. Кириченко и представлены в таблице 9.

 Таблица 9.

Основные этапы решения педагогической задачи



п/п

Авторы

Этапы решения задачи

1.           1       

В.А.Сластенин

1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2. конструирование способа пед. взаимодействия; 3. осуществление плана решения задачи на практике; 4. анализ результатов решения задачи.

2.            2      

Л.Ф.Спирин 

1. Анализ возникающей ситуации; 2. осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы; 3. разработка программы решения задачи системой; 4. осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи; 5. анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

3.              3    

Г. Альтшуллер

ТРИЗ-технология

1. Точно понять задачу;

2. сформулировать противоречие и идеальный конечный результат; 3. составить модель задачи; 4. поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи; 5. применить приемы разрешения противоречий; 6. сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений); 7. выбрать самое сильное решение; 8. проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача.

4.                4  

Р. Джойнер

1. Определение желаемого результата; 2. анализ текущей ситуации; 3. анализ причин, приведших к текущей ситуации; 4. анализ всех возможных путей достижения желаемого результата; 5. выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека; 6.реализация решения, текущий анализ, корректировка; 7. выработка планов дальнейшего развития

5.             5     

М. Мескон,

М. Альберт,

Ф. Хедоури

1. Диагноз проблемы; 2. формулировка ограничений и критериев для принятия решения; 3. выявление альтернатив; 4.оценка альтернатив; 5. окончательный выбор решения

6.                  

Б.З. Мильнер

1. Выделение и определение проблемы; 2. поиск информации и альтернатив решения; 3. выбор среди альтернатив; 4.принятия решения

7.          6        

А.Г. Поршнев

1. Появление (постановка) проблемы; 2.выявление факторов и условий её решения; 3. разработка (выбор) решения;

4. оценка, принятие и организация выполнения решения



Специально следует отметить, что в процессе разрешения проблемных ситуаций учащиеся сталкиваются с таким важным элементом науч­ного и имитирующего его учебного поиска, как гипоте­за, а выдвижение гипотез традиционно считается в ди­дактике важным приемом активизации мышления обучаемых, и умелое сочетание этого приема с экспе­риментальным исследованием позволяет более или ме­нее адекватно отразить в обучении «путь» научного познания: от проблемы к гипотезе, от гипотезы к экспе­рименту, от эксперимента к теоретическому осмысле­нию его результатов, а затем к новой проблеме.

При выставлении оценки за решение ситуационной задачи преподаватель учитывает:

- полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля),

- логичность изложения материала;

- аргументированность ответа, уровень самостоятельного мышления;

- умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
1.3. Портфолио

Портфель индивидуальных учебных

достижений – нечто большее, чем

просто альтернативный способ оценки.

В. К. Загвоздкин
"Портфолио" в переводе с итальянского означает "папка с документами». Что такое портфолио на самом деле?

Портфолио рассматривают как современную образовательную технологию накопления и систематизации информации, основанную на методе аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности (портфолио - технология) либо как портфолио - продукт. Под аутентичным оцениванием понимают вид оценивания, применяю­щийся в практико-ориентированной деятельности и предусмат­ривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в ус­ловиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Цель создания портфолио аспиранта заключается в анализе и представлении значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, в обеспечении мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта.


Педагогическая идея портфолио предполагает:

• смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающегося на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

•интеграцию количественной и качественной оценок;

•доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

Функции портфолио

  • диагностическая – позволяет показать те аспекты развития обучающегося, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении.

  • целеполагания – развивает у аспиранта умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность.

  • мотивационная – способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету, за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических).

  • информационная – помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете.

  • оценивания – дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения.

  • контролирующая – позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.

2. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку.

Известны различные виды портфолио.

По виду деятельности – образовательной и посубъекту деятельности портфолио подразделяют на индивидуальную (портфолио студента) и групповую (портфолио студенческой группы).

В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио – собственность (собирается для себя); портфолио – отчёт (собирается для преподавателя).


Исходя из того, что портфолио – это способ системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда, то по содержанию различают виды портфолио:

портфолио достижений

портфолио личностного развития

презентационный портфолио

портфолио документов

портфолио работ

портфолио проекта

тематический портфолио

портфолио карьерного продвижения и т.д.

Какой вариант портфолио целесообразно рекомендовать аспиранту– решать, видимо, следует в каждом конкретном случае, исходя из поставленной дидактической цели, учебных ситуаций на кафедре. При ориентации аспирантов на осмысленное построение профессиональной карьеры можно посоветовать им создание оценочного портфолио (портфолио достижений). В процессе самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» оптимальным вариантом для аспиранта может стать комбинированный вариант: портфолио работ + портфолио достижений. Каждый из перечисленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

Рабочее портфолио содержит коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса студента в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Преимущество «Портфолио работ» заключается в том, что даёт широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету.

Ограничение «Портфолио работ»: Представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить. В связи с чем, требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.

Оценочное портфолио рассматривают как инструмент достижения успешности, одну из оценочных норм компетентностей конкуретноспособного специалиста на рынке труда. В состав оценочного портфолио
включают характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. Такое портфолио может содержать отчёты и отзывы о выступлении на научно-практических конференциях, оттиски статей в профессиональных журналах, грамоты и благодарности за участие в олимпиадах, форумах, конференциях, соревнованиях, свидетельство о занесении на доску почёта университета, сертификаты об успешном освоении тренинговых и дополнительных обучающих программ, резюме (подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений), рекомендательные письма от преподавателей

Преимущества «Оценочного портфолио»

Дает возможность осознать учащимся качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития.

Ограничения «Оценочного портфолио»

Сложность учета собранной информации.

Портфолио создаётся в бумажном формате. Если речь идёт о портфолио академической группы, то на сайте кафедры или университета должен быть выделен раздел, в который помещаются материалы портфолио. Портфолио достижений тоже лучше оформлять в электронном виде, что в дальнейшем позволит эффективно общаться посредством Интернета с работодателями. Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения.

Обязательными элементами портфолио являются: сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания документа, содержание или оглавление, самоанализ и взгляд в будущее.

Рубрики портфолио:

  • «Теоретический монолог» - представлены общие теоретические положения по рубрикам портфолио. Некоторым аспирантам удобнее выполнять задания по самоподготовке соответственно учебным темам и модулям, что отражено в оглавлении портфолио.

  • «Что бы это значило?» - понятийно – терминологический словарь.

  • «Размышление о занятии» - рефлексивный анализ учебных занятий по теме портфолио.

  • «Вопросы, оставшиеся без ответов».

  • «Письменные работы» включают в себя планы, конспекты, эссе, таблицы, методические разработки занятий.

  • «Творческие работы» включают кроссворды, тесты, синквейны, сценарии игр, проекты.

  • «Задания на лекции».

  • «Экскурсии».

  • «Вредные советы».

  • «Страничка юмора».

  • «Банк идей».

  • «Банк гипотез».

  • «Сравнительный анализ».