Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 713
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Ситуация предпочтения. Когда различные возможные реакции имеют для человека неодинаковое значение, когда по какой-либо причине он выбирает одно из двух.
4. Вероятностные ситуации. Такого рода ситуации возникают в тех случаях, когда человек выполняет определенные операции при недостаточном объеме имеющейся в его распоряжении информации.
Существуют различные классификации способов принятия решений.
Например, по Мескону, выделяют:
1. Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор.
2. Решения, основанные на суждениях. Такое решение иногда кажется интуитивным, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
3. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Алгоритмы решения ситуационных задач сгруппированы Е. Б. Кириченко и представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Основные этапы решения педагогической задачи
№ п/п | Авторы | Этапы решения задачи |
1. 1 | В.А.Сластенин | 1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2. конструирование способа пед. взаимодействия; 3. осуществление плана решения задачи на практике; 4. анализ результатов решения задачи. |
2. 2 | Л.Ф.Спирин | 1. Анализ возникающей ситуации; 2. осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы; 3. разработка программы решения задачи системой; 4. осуществление непосредственного управления пед. системой в процессе решения задачи; 5. анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей. |
3. 3 | Г. Альтшуллер ТРИЗ-технология | 1. Точно понять задачу; 2. сформулировать противоречие и идеальный конечный результат; 3. составить модель задачи; 4. поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи; 5. применить приемы разрешения противоречий; 6. сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений); 7. выбрать самое сильное решение; 8. проанализировать: почему задача появилась, что надо сделать, чтобы подобные задачи больше не появлялись, почему пришлось ее так долго решать, чему меня научила эта задача. |
4. 4 | Р. Джойнер | 1. Определение желаемого результата; 2. анализ текущей ситуации; 3. анализ причин, приведших к текущей ситуации; 4. анализ всех возможных путей достижения желаемого результата; 5. выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека; 6.реализация решения, текущий анализ, корректировка; 7. выработка планов дальнейшего развития |
5. 5 | М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури | 1. Диагноз проблемы; 2. формулировка ограничений и критериев для принятия решения; 3. выявление альтернатив; 4.оценка альтернатив; 5. окончательный выбор решения |
6. | Б.З. Мильнер | 1. Выделение и определение проблемы; 2. поиск информации и альтернатив решения; 3. выбор среди альтернатив; 4.принятия решения |
7. 6 | А.Г. Поршнев | 1. Появление (постановка) проблемы; 2.выявление факторов и условий её решения; 3. разработка (выбор) решения; 4. оценка, принятие и организация выполнения решения |
Специально следует отметить, что в процессе разрешения проблемных ситуаций учащиеся сталкиваются с таким важным элементом научного и имитирующего его учебного поиска, как гипотеза, а выдвижение гипотез традиционно считается в дидактике важным приемом активизации мышления обучаемых, и умелое сочетание этого приема с экспериментальным исследованием позволяет более или менее адекватно отразить в обучении «путь» научного познания: от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмыслению его результатов, а затем к новой проблеме.
При выставлении оценки за решение ситуационной задачи преподаватель учитывает:
- полноту знания учебного материала по теме занятия (модуля),
- логичность изложения материала;
- аргументированность ответа, уровень самостоятельного мышления;
- умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
1.3. Портфолио
Портфель индивидуальных учебных
достижений – нечто большее, чем
просто альтернативный способ оценки.
В. К. Загвоздкин
"Портфолио" в переводе с итальянского означает "папка с документами». Что такое портфолио на самом деле?
Портфолио рассматривают как современную образовательную технологию накопления и систематизации информации, основанную на методе аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности (портфолио - технология) либо как портфолио - продукт. Под аутентичным оцениванием понимают вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Цель создания портфолио аспиранта заключается в анализе и представлении значимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, в обеспечении мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
• смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающегося на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
•интеграцию количественной и качественной оценок;
•доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.
Функции портфолио
-
диагностическая – позволяет показать те аспекты развития обучающегося, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении. -
целеполагания – развивает у аспиранта умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность. -
мотивационная – способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету, за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических). -
информационная – помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете. -
оценивания – дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения. -
контролирующая – позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формировать адекватную самооценку.
Известны различные виды портфолио.
По виду деятельности – образовательной и посубъекту деятельности портфолио подразделяют на индивидуальную (портфолио студента) и групповую (портфолио студенческой группы).
В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио – собственность (собирается для себя); портфолио – отчёт (собирается для преподавателя).
Исходя из того, что портфолио – это способ системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда, то по содержанию различают виды портфолио:
портфолио достижений
портфолио личностного развития
презентационный портфолио
портфолио документов
портфолио работ
портфолио проекта
тематический портфолио
портфолио карьерного продвижения и т.д.
Какой вариант портфолио целесообразно рекомендовать аспиранту– решать, видимо, следует в каждом конкретном случае, исходя из поставленной дидактической цели, учебных ситуаций на кафедре. При ориентации аспирантов на осмысленное построение профессиональной карьеры можно посоветовать им создание оценочного портфолио (портфолио достижений). В процессе самостоятельной работы по дисциплине «Педагогика и методика преподавания в высшей школе» оптимальным вариантом для аспиранта может стать комбинированный вариант: портфолио работ + портфолио достижений. Каждый из перечисленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки.
Рабочее портфолио содержит коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса студента в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Преимущество «Портфолио работ» заключается в том, что даёт широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету.
Ограничение «Портфолио работ»: Представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить. В связи с чем, требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.
Оценочное портфолио рассматривают как инструмент достижения успешности, одну из оценочных норм компетентностей конкуретноспособного специалиста на рынке труда. В состав оценочного портфолио
включают характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. Такое портфолио может содержать отчёты и отзывы о выступлении на научно-практических конференциях, оттиски статей в профессиональных журналах, грамоты и благодарности за участие в олимпиадах, форумах, конференциях, соревнованиях, свидетельство о занесении на доску почёта университета, сертификаты об успешном освоении тренинговых и дополнительных обучающих программ, резюме (подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений), рекомендательные письма от преподавателей
Преимущества «Оценочного портфолио»
Дает возможность осознать учащимся качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития.
Ограничения «Оценочного портфолио»
Сложность учета собранной информации.
Портфолио создаётся в бумажном формате. Если речь идёт о портфолио академической группы, то на сайте кафедры или университета должен быть выделен раздел, в который помещаются материалы портфолио. Портфолио достижений тоже лучше оформлять в электронном виде, что в дальнейшем позволит эффективно общаться посредством Интернета с работодателями. Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения.
Обязательными элементами портфолио являются: сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания документа, содержание или оглавление, самоанализ и взгляд в будущее.
Рубрики портфолио:
-
«Теоретический монолог» - представлены общие теоретические положения по рубрикам портфолио. Некоторым аспирантам удобнее выполнять задания по самоподготовке соответственно учебным темам и модулям, что отражено в оглавлении портфолио. -
«Что бы это значило?» - понятийно – терминологический словарь. -
«Размышление о занятии» - рефлексивный анализ учебных занятий по теме портфолио. -
«Вопросы, оставшиеся без ответов». -
«Письменные работы» включают в себя планы, конспекты, эссе, таблицы, методические разработки занятий. -
«Творческие работы» включают кроссворды, тесты, синквейны, сценарии игр, проекты. -
«Задания на лекции». -
«Экскурсии». -
«Вредные советы». -
«Страничка юмора». -
«Банк идей». -
«Банк гипотез». -
«Сравнительный анализ».