Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?

Задача 4

При ответе на вопрос между учащимися возник конфликт из-за того, что они одновременно подняли руку, но преподаватель предоставил право ответить одному из учащихся. Конфликт нарушил ход занятия, поднялся шум, другие учащиеся поспешили присоединиться к спору.

Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?

Задача 5

Студенты регулярно опаздывают на Ваше занятие, тем самым нарушая его ход, мешая другим учащимся, создавая нерабочую обстановку в ученическом коллективе.

Каковы Ваши действия в данной ситуации? Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему с опозданиями учащихся?

Задача 6.

На занятии преподаватель вначале сообщает общее положение, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.

1.Определите метод обучения в соответствии с логикой раскрытия содержания темы.

2.Укажите его преимущества.

Задача 7

На лекции преподаватель дает студентам задание: слушать внимательно лекцию и находить и записывать неточности и возникающие ошибки, которые преподаватель допускает намеренно. В конце лекции преподаватель обсуждает со студентами все зафиксированные ими ошибки.

1.Определите метод обучения.

2.К какой группе методов он относится?

Задача 8.

На занятии по социальной педагогике учащиеся воспринимают учебную информацию, усваивают наиболее важные моменты в обобщенном виде, закрепляют изученное путем повторения нового материала, применяют изученное в ходе выполнения упражнений или анализа жизненных ситуаций.

1. Определите метод обучения, использованный преподавателем.

2. В каких случаях этот метод наиболее эффективен?

Задача 9.

Начиная занятие, преподаватель узнает, что студенческая группа не подготовилась к важной теме по дисциплине, ссылаясь на отсутствие учебников в библиотеке и т.д.

Каковы Ваши действия в данной ситуации? Необходимо ли, на Ваш взгляд, ставить неудовлетворительные оценки в данном случае?

Задача 10.

Заведующий кафедрой предложил преподавателям составить портфолио достижений на некоторых способных студентов, активно участвующих в общественной и научной жизни университета.

Как Вы считаете, какие виды портфолио можно составить? Что может войти в данное портфолио достижений студента?
Задача 11.


Если бы Вам поручили разработать сборник кейсов по дисциплине, то какие случаи из практической деятельности специалиста могли бы послужить основой для кейса?

Задача 12.

При ответе на вопрос студент сильно заикается из-за волнения и индивидуальных особенностей речи. В результате Вы плохо понимаете, о чем ведёт речь студент, не можете оценить его ответ.

Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?

Задача 13.

Иванов И. И. во время обучения на 3-м курсе университета узнал, что его вуз не прошел аккредитацию.

Что это за явление, и какие последствия будут лично для него?

Задача 14.

На занятии по биологии была организована работа в малых группах. Студентка Зина Р., хотя и была в группе «Поиск», участия в обсуждении, выдвижении идей и их реализации не принимала.

Задача 15.

При проверке самостоятельной работы преподаватель обратил внимание, что работы студентов Н. и В. одинаковы, содержат одни и те же ошибки.

Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?





Творческие задания
Составьте тест из 10 тестовых заданий на тему:

  • «Категориальный аппарат педагогики и андрагогики»

  • «Категории дидактики»

  • «Программа и методы педагогического исследования»

  • «Закономерности обучения»

  • «Воспитание как педагогическое явление»

  • «Формы и методы обучения в высшей школе»

  • «Современная лекция в медицинском вузе»

  • «Проектирование семинара в русле разных педагогических технологий».

Составьте тестовые задания разной формы по одному из разделов преподаваемой дисциплины для текущего контроля
Микрогруппой (2-3 человека) подготовьте презентацию (на 5-10 мин), отражающую научные интересы группы. Важно найти объединяющую основу и раскрыть её с учётом востребованности другими аспирантами. Выработать критерии оценки презентации.
Придумайте синквейн, характеризующий любую категорию педагогики или андрагогики.

При подготовке к семинару придумайте синквейн с использованием ключевых слов.
Подготовьте ситуационные задачи (с вариантами их решения) по теме:

  • «Организация и проведение семинара, лекции»

  • «Воспитание в высшей школе»

Прочитайте фрагмент из книги В. В. Серикова «Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., Логос, 1999. – 272 с.» и разработайте педагогические ситуации для каждого уровня субъективации.
Подготовьте сценарий деловой игры «Защити свои права».

Подготовьте кроссворд на тему:

  • «Сущность воспитания»

  • «Методы педагогики»

  • «Способности педагога»

Разработайте таблицу: «Формы организации УИРС и НИРС в высшей школе»

Придумайте нетрадиционные интерактивные формы самостоятельной работы студентов по дисциплине, преподаваемой на вашей кафедре.

Предложите темы учебного проекта по преподаваемой вами дисциплине.

Предложите темы для мозгового штурма по преподаваемой вами дисциплине.
Придумайте интеллект-карту (ментальную карту) отражающую документооборот на кафедре (или в вузе – по выбору).

Разработайте ментальную карту по преподаваемой дисциплине. Для этого можно использовать электронные  менеджерыментальных картhttp://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page

Бесплатный вариант– FreeMind

MindMapping — учимся мыслить и излагать свои мысли.pdf, 694 Кб,

а также Сервис созданияментальных карт SpiderScribe.net


2.2. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ АСПИРАНТОВ К ЗАНЯТИЯМ

Активизация учебной деятельности

достигается различными формами контроля

и их правильным сочетанием.

Ю. К. Бабанский

Теоретической основой использования интерактивных методов контроля в высшей школе служат концептуальные положения: теории тестового педагогического контроля (В. А. Аванесов); теории создания тестов для системы образования (А. Н. Майоров); теории моделирования учебных технологий (В. П. Беспалько); теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, Г. И. Щукина); теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И. Я. Лернер); теории активизации познавательного интереса (Г. И. Щукина).

Тест рассматривают как систему заданий возрастающей трудности

специфической формы, которая позволяет объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов. Для систематической проверки своих успехов в постижении педагогики по окончании изучения каждого модуля выполняйте предлагаемые Вам тестовые задания. Алгоритм работы с тестовыми заданиями достаточно прост: в рабочей тетради или на отдельном листе даёте ответы на тестовые задания, а потом сверяете с ответами. Если Вы ошиблись, то разбираетесь с причиной ошибки, а потом проходите тест заново.



Модуль 1. Теоретико-методологические основы

высшего образования



  1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи, функции педагогики как науки, проанализируйте взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой; опишите основания и структуру педагогической науки.

  2. Сформулируйте универсальные принципы андрагогической деятельности.

  3. Как ваше собственное понимание категорий «воспитание», «обучение», «развитие», «образовательная среда» соотносится с их научной трактовкой?

  4. Поясните, в чем заключаются методологические основы педагогики.

  5. Что входит в программу педагогического исследования?

  6. Каковы уровни методологического знания?

  7. Дайте характеристику правового регулирования в сфере высшего и послевузовского образования.

  8. Какова структура системы высшего и послевузовского профессионального образования согласно ФЗ «Об образовании в РФ»

  9. В чём заключается нормативно-правовое обеспечение деятельности высшего учебного заведения?

  10. Какой ученый впервые ввел термин дидактика?

  11. Сформулируйте определение основных категорий дидактики.

  12. Закономерности и принципы обучения продемонстрируйте примерами преподавания дисциплин на вашей кафедре .

  13. Охарактеризуйте понятие «воспитание». Какие принципы и виды воспитания Вы знаете?

  14. Назовите объект и субъект воспитания

  15. Определите закономерности воспитания. Какие методы воспитания применяют на вашей кафедре?

  16. В чем заключается системный подход в воспитательной деятельности и особенности профессионального воспитания?

  17. Назовите основные формы воспитательной работы в вузе, стили профессиональной деятельности преподавателя вуза





Модуль 2. Технологии проектирования и организации профессионально-ориентированного обучения в высшей школе


  1. В чем заключается позитивный потенциал компетентностного подхода в образовании?

  2. В чем состоит специфика компетентностного обучения в медицинском вузе?

  3. Каково соотношение понятий «технология» и «методика» в педагогике?

  4. Почему целеполагание рассматривают как системообразующий элемент технологии?

  5. Дайте определение понятию «образовательные технологии»

  6. Являются ли понятия «образовательные технологии» и «технологии обучения» синонимами? Этапы педагогического проектирования

  7. Докажите актуальность технологического подхода к решению педагогических задач.

  8. Дайте определение понятию «педагогическая задача» и раскройте его смысл.

  9. Охарактеризуйте технологичность педагога как его профессионально значимое качество.

  10. Назовите методические основы проектирования и реализации основных образовательных программ вуза (ООП), компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей).

  11. Что означает аббревиатура УМКД? Какова структура УМКД и этапы его разработки.

  12. Как создать проблемную ситуацитю?

  13. В чём преимущества и ограничения проблемного обучения?

  14. Перечислите технологии проблемного обучения.

  15. Назовите возможные продукты проектной деятельности.

  16. Ситуационная задача и кейс – есть ли между ними отличия или это синонимы?

  17. Чем отличаются кейсы для обучения и оценочные кейсы ?



Модуль 3. Организация образовательного процесса в

вузе


  1. Что включает в себя система работы кафедры по созданию образовательной среды профессионально-личностного развития?

  2. Дайте определение понятию «здоровье сберегающие технологии»?

  3. Назовите виды здоровьесберегающих технологий.

  4. Охарактеризуйте понятие «педагогическая деятельность» выявите её характеристики

  5. Какие требования предъявляются к личности педагога?

  6. Что входит в феномен «культуры педагога»?

  7. Определите структуру педагогического мастерства

  8. Назовите этапы решения коммуникативной задачи.

  9. Что означает термин «конфликтогенность»?

  10. В чём заключается динамика педагогического конфликта?

  11. Назовите формы организации самостоятельной работы студентов.

  12. Какой вариант организации самостоятельной работы на вашей кафедре предпочтительнее: рабочая тетрадь или учебная тетрадь, опорные карты и опорные таблицы?

  13. Перечислите этапы организации самостоятельной работы студента.

  14. Какой алгоритм целесообразно использовать при организации практического занятия с элементами СРС?

  15. Назовите способы оценки и презентации результатов научных исследований студентов в вузе.

  16. Перечислите стратегии research-based learning (RBL) в обучении.

  17. Обоснуйте роль экскурсии, её организацию в научные подразделения вуза как способ мотивации студентов к научной деятельности.

  18. Какие умения формируются у студентов в ходе исследовательской деятельности ?

  19. Назовите дидактические условия использования результатов НИР в образовательном процессе вуза.

  20. Укажите способы организации исследовательской деятельности студентов в вузе с учетом специфики специальностей.

  21. Что понимают под качеством образовательной программы, информационного и методического обеспечения, педагогической деятельности, материально-технического обеспечения.

  22. Покажите взаимосвязь качества преподавания и презентации знаний.

  23. Охарактеризуйте компоненты менеджмента качества в вашем университете.

  24. В чем заключаются особенности управления инновационными процессами в образовании?