Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 712
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим параметры оценки портфолио.
Существует несколько подходов к оцениванию портфолио: оценивается только процесс и характер работы над портфолио; либо оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики); оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое; оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям. Возможен вариант, когда портфолио не оценивается, а аспирант выбирает отдельные части для презентации на портфолио-конференции, что является допуском к зачёту.
Рис. 3. Общие идеи оценивания портфолио
При оценивании портфолио учитываются общие и специфические критерии. К общим критериям отнесены: раскрытие темы и достижение поставленной образовательной цели; использование разнообразия методологических и теоретических конструкций в качестве базиса решения учебно-познавательных задач; глубина анализа при решении профессиональных задач; уровень систематизации и интеграции изучаемого материала в единую профессиональную схему; наличие обоснования выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе; наличие обязательных рубрик и выводов; формулирование доказательной базы своих утверждений; самооценка эффективности выполнения работы. К специфическим критериям относят применение исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого учащегося. Существенно, что оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации.
Организация процедуры оценивания портфолио подразумевает, что исходно решены вопросы процедуры подведения итогов (закрытый формат или публичная защита) и взаимодействия (возможные варианты: аспирант– преподаватель, аспирант – аспирант, аспирант – малая группа, аспирант – преподаватель – представитель организации, направивший на обучение, аспирант – эксперт (из числа, значимых авторитетных для аспирант лиц). Обсуждение результатов работы с портфолио, как правило, подводится на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция
» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.
Среди средств оценивания портфолио можно отметить произвольную письменную рекомендацию и трансферный лист (см. табл.10).
Таблица 10.
Трансферный лист оценки портфолио
Тема портфолио______________
Я считаю, что … (мнение о портфолио) | Особенно удачным является… (достоинства) |
В то же время, я посоветовал бы… (рекомендации) | Не кажется ли тебе, что… |
Работу выполнил____________Работу проверил____________
Принципиальным при создании портфолио выступает блок самооценки. Создание порфолио позволяет аспиранту включиться в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, систематизировать выполненную им учебно-познавательную работу, проследить в динамике свои достижения, а преподавателю даёт возможность выявить индивидуальный стиль обучения аспиранта, особенности его интеллекта и культуры.
1.4. Проекты
Проект – (от лат. Projectus, буквально – брошенный вперед) это
1) совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.
Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 века в США, основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики Дж. Дьюи, провозгласившей «обучение посредством делания».
Современные ученые-педагоги различают проектную форму
организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной и лекционно-семинарской системе, и метод проектов, который может быть использован на занятиях наряду с другими методами обучения. Цель метода проектов - развитые творческих навыков в научно - исследовательской работе учащихся, обучение их поиску информации и работе с литературой, интегрирование знаний и развитие мышления.
Существуют 5 критериев для разработки учебного проекта в медицинском вузе:
1. Цель и задачи: Должны быть конкретные и простые, реально выполнимые.
2. Актуальность: проект должен отражать насущную проблему реальной жизни.
3. Необходимо сделать обзор мировой литературы по этой проблеме.
4. В проекте должны быть предложены пути улучшения медицинской помощи.
5. Эти улучшения должны быть значительными и достигаться простыми способами.
Следует помнить, чтопроект — это «семь П»:
Проблема —
Проектирование (планирование)
Поиск информации —
Процесс реализации –
Продукт —
Презентация –
Портфолио
Причём важно помнить, что проект – это нечто цельное, а не ряд ступеней. Различают проекты: информационные, практикоориентированные, исследовательские. В учебном процессе высшей школы проекты принято подразделять на творческие и научные.
Основные требования к проекту
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Возможные продукты проектной деятельности
Web-сайт; Мультимедийный продукт; Костюм; Оформление кабинета;
Пакет рекомендаций; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель;
Серия иллюстраций; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия, Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип;
Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра;
Карта; Коллекция; Макет; Модель.
Реализация этого метода в обучении студентов и аспирантов
медицинского вуза требует ряда условий:
-
Выбор места проведения (стационар, ГВП, специализированное отделение, школы) гарантирующего непрерывность и полноту объектов исследования. -
Сбор информации, с использованием реальных медицинских документов (история болезни, амбулаторные карты, анкеты. -
Навыки использования компьютерной техники для получения и обработки информации. -
Результаты проекта оформляются письменно и подлежат официальной презентации (доклад публикации). Защита проекта вырабатывает у учащегося навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний.
Работа над проектом начинается с ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА: описания проблемы, её актуальности, определения целевой аудитории проекта. Соответственно выявленной проблеме необходимо определить ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, которые планируется решить в рамках данного проекта.
Затем следует создать ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА, компонентами которого могут выступать, например, перечень и описание мероприятий, критерии отбора участников проекта, а также методы достижения и выполнения намеченных целей и механизм распространения информации о проекте и его результатах.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА должен включать этапы реализации проекта (подготовительный, основной, заключительный) с указанием конкретных сроков.
Обязательно определяются ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ проекта. Методами оценки успешности/эффективности проекта могут выступать интервью, анкетирование участников, оценка собственных результатов участниками проекта и самооценка, например, проведенных мероприятий оргкомитетом.
Портфолио проекта (проектная папка) Грамотно составленная проектная папка позволяет:
-
четко организовать работу каждого участника проектной группы; -
стать удобным коллектором информации и справочник на протяжении работы над проектом; -
объективно оценить ход работы над завершенным проектом; -
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения; -
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
Состав проектной папки (портфолио проекта)
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы.);
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
Паспорт проектной работы
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9) Заказчик проекта.
10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13) Необходимое оборудование.
14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне ОУи социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
15) Предполагаемые продукты проекта.
16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.