Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 712

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим параметры оценки портфолио.

Существует несколько подходов к оцениванию портфолио: оценивается только процесс и характер работы над портфолио; либо оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики); оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое; оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям. Возможен вариант, когда портфолио не оценивается, а аспирант выбирает отдельные части для презентации на портфолио-конференции, что является допуском к зачёту.



Рис. 3. Общие идеи оценивания портфолио

При оценивании портфолио учитываются общие и специфические критерии. К общим критериям отнесены: раскрытие темы и достижение поставленной образовательной цели; использование разнообразия методологических и теоретических конструкций в качестве базиса решения учебно-познавательных задач; глубина анализа при решении профессиональных задач; уровень систематизации и интеграции изучаемого материала в единую профессиональную схему; наличие обоснования выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе; наличие обязательных рубрик и выводов; формулирование доказательной базы своих утверждений; самооценка эффективности выполнения работы. К специфическим критериям относят применение исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого учащегося. Существенно, что оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации.

Организация процедуры оценивания портфолио подразумевает, что исходно решены вопросы процедуры подведения итогов (закрытый формат или публичная защита) и взаимодействия (возможные варианты: аспирант– преподаватель, аспирант – аспирант, аспирант – малая группа, аспирант – преподаватель – представитель организации, направивший на обучение, аспирант – эксперт (из числа, значимых авторитетных для аспирант лиц). Обсуждение результатов работы с портфолио, как правило, подводится на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция
» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.

Среди средств оценивания портфолио можно отметить произвольную письменную рекомендацию и трансферный лист (см. табл.10).

Таблица 10.

Трансферный лист оценки портфолио

Тема портфолио______________

Я считаю, что …

(мнение о портфолио)

Особенно удачным является…

(достоинства)

В то же время, я посоветовал бы…

(рекомендации)

Не кажется ли тебе, что…


Работу выполнил____________Работу проверил____________
Принципиальным при создании портфолио выступает блок самооценки. Создание порфолио позволяет аспиранту включиться в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, систематизировать выполненную им учебно-познавательную работу, проследить в динамике свои достижения, а преподавателю даёт возможность выявить индивидуальный стиль обучения аспиранта, особенности его интеллекта и культуры.

1.4. Проекты

Проект – (от лат. Projectus, буквально – брошенный вперед) это

1) совокупность документов для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 века в США, основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики Дж. Дьюи, провозгласившей «обучение посредством делания».

Современные ученые-педагоги различают проектную форму

организации учебного процесса, альтернативную классно-урочной и лекционно-семинарской системе, и метод проектов, который может быть использован на занятиях наряду с другими методами обучения. Цель метода проектов - развитые творческих навыков в научно - исследовательской работе учащихся, обучение их поиску информации и работе с литературой, интегрирование знаний и развитие мышления.

Существуют 5 критериев для разработки учебного проекта в медицинском вузе:

1. Цель и задачи: Должны быть конкретные и простые, реально выполнимые.

2. Актуальность: проект должен отражать насущную проблему реальной жизни.

3. Необходимо сделать обзор мировой литературы по этой проблеме.



4. В проекте должны быть предложены пути улучшения медицинской помощи.

5. Эти улучшения должны быть значительными и достигаться простыми способами.

Следует помнить, чтопроект — это «семь П»:

Проблема —

Проектирование (планирование)

Поиск информации —

Процесс реализации –

Продукт —

Презентация –

Портфолио

Причём важно помнить, что проект – это нечто цельное, а не ряд ступеней. Различают проекты: информационные, практикоориентированные, исследовательские. В учебном процессе высшей школы проекты принято подразделять на творческие и научные.

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Возможные продукты проектной деятельности

Web-сайт; Мультимедийный продукт; Костюм; Оформление кабинета;

Пакет рекомендаций; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель;

Серия иллюстраций; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ;

Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия, Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип;

Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра;

Карта; Коллекция; Макет; Модель.

Реализация этого метода в обучении студентов и аспирантов

медицинского вуза требует ряда условий:

  • Выбор места проведения (стационар, ГВП, специализированное отделение, школы) гарантирующего непрерывность и полноту объектов исследования.

  • Сбор информации, с использованием реальных медицинских документов (история болезни, амбулаторные карты, анкеты.

  • Навыки использования компьютерной техники для получения и обработки информации.

  • Результаты проекта оформляются письменно и подлежат официальной презентации (доклад публикации). Защита проекта вырабатывает у учащегося навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний.


Работа над проектом начинается с ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА: описания проблемы, её актуальности, определения целевой аудитории проекта. Соответственно выявленной проблеме необходимо определить ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, которые планируется решить в рамках данного проекта.

Затем следует создать ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА, компонентами которого могут выступать, например, перечень и описание мероприятий, критерии отбора участников проекта, а также методы достижения и выполнения намеченных целей и механизм распространения информации о проекте и его результатах.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА должен включать этапы реализации проекта (подготовительный, основной, заключительный) с указанием конкретных сроков.

Обязательно определяются ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ проекта. Методами оценки успешности/эффективности проекта могут выступать интервью, анкетирование участников, оценка собственных результатов участниками проекта и самооценка, например, проведенных мероприятий оргкомитетом.

Портфолио проекта (проектная папка) Грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочник на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

Состав проектной папки (портфолио проекта)

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы.);

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

Паспорт проектной работы

1) Название проекта.

2) Руководитель проекта.

3) Консультант(ы) проекта.

4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся).

8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9) Заказчик проекта.

10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13) Необходимое оборудование.

14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне ОУи социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15) Предполагаемые продукты проекта.

16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.