Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большие потенциальные возможности для организации групповой работы учащихся. Прежде всего это связано с большой вариативностью заданий курса русского языка, которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, создавая тем самым способность согласованных действий в группе в соответствии с поставленной целью. Групповая работа, в процессе которой легко организовать множество повторений одних и тех же действий, является эффективным средством усвоения предметного содержания урока русского языка [31].

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий в процессе групповой работы оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и одновременно способствует формированию стойкого интереса к предмету «русский язык».

Важное значение для эффективного обучения детей имеет культура общения. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым [29] в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность – взаимодействие – общение – контакт. Практически, это обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Например, при построении учебного сотрудничества важно учитывать, что эта форма детскому опыту ещё не знакома. В связи с этим важно обратить внимание младшего школьника на то, каким образом можно выразить своё «согласие» либо «несогласие» с товарищами. Как возразить своему собеседнику, чтобы не обидеть его. Как попросить о помощи своего товарища. С несколькими учащимися варианты общения наглядно можно показать у доски: «Ты согласен?», «А как ты думаешь?». Сотрудничество в процессе общения приводит к взаимопониманию в диаде «педагог – воспитанник», а также и к взаимопониманию между детьми на фоне благоприятных отношений. В объединении формируется сплочённый коллектив благодаря взаимоотношениям на доверии, уважении, понимании. Такое общение носит и социальный характер, поскольку в ходе общения учащиеся выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя, организация гуманного общения и отношений в процессе обучения влияет на качество обучения.


Функции учителя при организации групповой работы меняются. Педагог при организации данной формы работы должен отслеживать ход учебной деятельности, отвечать на вопросы учащихся, следить за порядком работы и регулировать его при необходимости, оказывать помощь отдельным ученикам или всей группе. Важно помнить о том, что групповая работа должны занимать в 1 и 2 классах не более 15-20 минут, а в 3 и 4 классах 20-30 минут [41].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: одной из наиболее эффективных форм работы по развитию коммуникативных способностей на уроках русского языка является групповая работа. Групповая работа повышает интерес детей к занятиям, в результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного материала. Такая форма работы приучает детей внимательно слушать ответ товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции. Оказывая друг другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия.

Условиями формирования коммуникативных способностей в процессе групповой работы на уроке в начальной школе должны быть:

  • освоение правил работы в группе, поскольку они помогают детям учиться общаться и взаимодействовать друг с другом;

  • учёт межличностных отношений учащихся, так как успех работы напрямую зависит от доброжелательного отношения между учащимися;

  • организация сотрудничества, потому что обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (то есть овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Групповая работа оказывает положительное влияние не только на первых этапах процесса обучения, но и в дальнейшей учебно-воспитательной работе. Начальные классы являются самым важным периодом активного усвоения учащимися норм групповой работы и сознательного использования младшими школьниками группового взаимодействия для успешного решения учебных задач.

2 Экспериментальная работа по организации групповой работы
как средства развития коммуникативных способностей
младших школьников



2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей
младших школьников и умение работать в группе

Экспериментальная работа по проблеме развития коммуникативных способностей младших школьников осуществлялась в три этапа на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 44 хутора Новоукраинского. муниципального образования Крымский район. В эксперименте участвовали экспериментальный 3 «А» и контрольный 3 «Б» классы.

Цель исследования: с учетом уровня сформировавшихся коммуникативных способностей обучающихся 3-го класса, описать и разработать содержание работы по развитию коммуникативных способностей обучающихся в ходе групповой работы на уроках русского языка.

На констатирующем этапе эксперимента в 3-х классах выявлялся исходный уровень развития таких коммуникативных способностей, как:

  • учёт позиции собеседника,

  • кооперация и сотрудничество,

  • передача информации и отображение предметного содержания и условий деятельности,

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи,

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

На формирующем этапе эксперимента реализовывался комплекс заданий в форме групповой работы, направленный на развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка.

На контрольном этапе эксперимента была проведена контрольная диагностика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления исходного уровня развития коммуникативных способностей учащихся применялись две диагностические методики (Приложение А).

Первая методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса) направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей по передаче информации, отображению предметного содержания и условий деятельности.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Интерпретация баллов для обработки результатов:

  • низкий уровень (1 балл) узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно для партнера,

  • средний уровень (2 балла) имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь от части; достигается частичное взаимопонимание,

  • высокий уровень (3 балла) узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога учащиеся достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат с образцом.


Исходя из проведенной диагностики уровня развития коммуникативных способностей по передаче информации, отображению предметного содержания и условий деятельности у учащихся экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе экспериментальной работы были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1

Таблица 1 – Уровень развития коммуникативных способностей по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности по методике А. Г. Лидерса, в процентах

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

24

16

Средний

44

36

Низкий

32

48


Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что в экспериментальном 3 «А» классе 16% (4 обучающихся имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей), 36% (9 обучающихся, у которых выявлен средний уровень развития коммуникативных способностей) и у большинства обучающихся 3 «А» класса выявлен низкий уровень развития коммуникативных способностей 48% (12 учащихся).

В контрольном 3 «Б» классе 24% (6 обучающихся имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей), у 44% (11 обучающихся выявлен средний уровень развития коммуникативных способностей), а 32% (8 обучающихся показали низкий уровень развития коммуникативных способностей). Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Уровень развития у учащихся коммуникативных умений по передаче информации и отображению предметного содержания, условий деятельности на констатирующем этапе эксперимента.

Вторая методика «Рукавички» Г. А. Цукерман [52] направлена на обнаружение степени развития умений по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Уровни оценивания:

  • низкий уровень (1 балл) в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем,

  • средний уровень (2 балла) сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия,

  • высокий уровень (3 балла) рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы умения и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.