Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ученик от каждого ряда зачитывает слова, а мы записываем их на доске. Далее команды из получившихся слов должны составить небольшой рассказ.
В ходе выполнения данного задания учащиеся учатся правильно употреблять глаголы в речи, составлять из них предложения. У третьеклассников развивается связная речь: происходит формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений. У обучающихся обогащается словарный запас.
При проведении следующего задания предполагалось, что обучающиеся смогут образовывать глагол от имени существительного, подбирать антонимы и синонимы к глаголам, заменять словосочетания глаголом. Школьники будут проявлять интерес к русскому языку, осознавать его величие и многогранность. Учащиеся начнут использовать следующие ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников.
Для выполнения задания класс делится на 4 группы методом жеребьевки. В каждой команде определяется лидер, который распределяет роли участникам своей группы.
Первой группе даны такие имена существительные, как: свет, крик, отдых, бег, смех, просмотр. От данных существительных обучающиеся при помощи вопросов образовывали глаголы.
Обучающимся второй группы предлагались глаголы: говорить, смеяться, радоваться, купить, потерять. К данным глаголам подбирались антонимы.
Третьей группе даны словосочетания: принимать решение, издавать крик, нести службу, оказывать содействие, вести наблюдение, оказывать помощь. Данные сочетания заменялись одним глаголом.
Участникам четвертой группы даны фразеологизмы: повесить голову, замести следы, сидеть сложа руки, повесить нос. Данные фразеологические обороты заменялись глаголами – синонимами.
Коммуникативные способности, формирующиеся на данном уроке: организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение вступать в диалог, обмениваться информацией; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
В ходе изучения темы: «Неопределенная форма глагола», было дано задание, целью которого являлось умение распознавать и образовывать глаголы в неопределенной форме.
Для выполнения задания обучающиеся делятся на 4 группы. Лидерами становятся четверо желающих учеников. Группы собираются по решению лидера. Выбранные лидеры выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.
Учащимся первой и третьей группы даны разные глаголы, из которых нужно выписать только глаголы в неопределенной форме. Второй и четвертой группе предлагались разные глаголы, от которых необходимо образовать неопределённую форму.
В ходе выполнения данного задания учащиеся закрепляют знания о неопределенной форме глагола, ее основных признаках. У школьников развивается умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, они учатся принимать на себя ответственность за результат своих действий.
Выполняя тринадцатое задание, учащиеся смогут находить глаголы в неопределенной форме и подбирать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным.
Для выполнения задания учитель разделил класс на 4 группы, воспользовались классным журналом. В каждой группе был командир. Работа выполнялась коллективно, а командир каждой команды все ответы фиксировал на листе.
Первой группе даны имена существительные: дружба, ходьба, просьба, изучение, звонок, подарок, соль. К данным именам существительным нужно подобрать однокоренные глаголы в неопределенной форме.
Второй группе предлагались глаголы: ловлю, ношу, тащу, хожу, пилю, строю, крашу, везу, несу, хожу, свечу. От данных глаголов учащиеся образовывали глаголы в неопределенной форме.
Школьникам третьей группы даны глаголы: ходит, смеётся, светит, капает, ходить, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает. Из перечисленных слов выбирались глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Четвертой группе даны такие глаголы: скучали, прячут, бегает, гуляла, поглядел, любит. Данные глаголы ребята ставили в неопределенную форму. \
По завершению работы команды обмениваются листами между собой для взаимопроверки.
В ходе выполнения задания ученики закрепят свои знания о глаголах неопределенной формы, а также смогут излагать своё мнение и аргументировать точку зрения и оценку событий, высказывать точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
При изучении темы: «Число глаголов» было дано задание, направленное на умение определять число глаголов.
Для выполнения данного задания класс делился на четыре группы. Формирование групп происходило по желанию самих детей. В группах было не больше шести человек.
В качестве задания ребятам предлагался фрагмент текста «Муха-Цокотуха» (К.И. Чуковский). Обучающиеся первой и второй группы находили в данном тексте глаголы в единственном числе. Втора и четвертая группа определяла глаголы во множественном числе. Ребята коллективно обсуждали задания, а командир команды фиксировал ответ на листе. По завершению работы один из участников группы выходил к доске и записывал глаголы, которые нашла группа. Учащимся нужно было ответить, на какой вопрос отвечает глагол в единственном и множественном числе.
При выполнении данного задания обучающиеся научатся различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно ставить вопросы к глаголам, развивать речь, мышление. Смогут связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Целью следующего задания являлось формирование умения изменять глаголы по временам.
Класс делится на 4 группы. Четверо лидеров выходят к доске и выбирают одноклассников в свои команды.
Было дано задание для всех групп. Ребятам предлагался текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени: «Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг…» (продолжение текста см Приложение Б)
Далее ребятам предлагался список глаголов, который необходимо разделить на группы.
Первой группе были даны глаголы: играю, рисую, мечтали, думали, размышляли, считаю, читаю.
Обучающимся второй группы предлагались глаголы: думать, играет, мыслит, писать, идет, кидать, брать, мечтали.
Участникам третьей группы: ухожу, ушел, уйду, рисую, занимался, читаю, мечтал, закончу, плакал.
Ребятам четвертой группы были даны глаголы: плавать, гуляю, спал, учиться, кушаю, бегал, пугаю, смеяться, приеду.
По окончании работы группы обмениваются между собой карточками, коллективно обсуждают работы, находят ошибки, делают пометки. Когда карточка возвращается в группу, участники группы анализируют ошибки и задают вопросы проверяющим.
В ходе выполнения задания у учеников развивается умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. Ребята сотрудничают, представляют другим ход своей работы и ее результат.
Можно сделать вывод, что такие групповые формы работы на уроках содействовали формированию сотрудничества в коллективе, установлению дружеских контактов. В целом работа с ребятами нам понравилась, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы, доказывали свою точку зрения. На наш взгляд нужно организовывать и в дальнейшем работу в классе в этом направлении (формирование коммуникативных способностей) через групповые формы работы. В дальнейшем такая целенаправленная работа, безусловно, будет способствовать развитию коммуникативных способностей младших школьников.
2.3 Динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
С целью проверки эффективности проделанной работы по повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников с помощью разработанного нами комплекса заданий, был проведен контрольный этап эксперимента. Для достоверности полученных результатов был использован комплекс диагностических методик констатирующего этапа:
– методика 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса),
– методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман
Полученные результаты, в ходе контрольного этапа эксперимента, анализировались и сравнивались с результатами констатирующего этапа. В ходе анализа выявлялась динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.
Результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса) продемонстрировали положительную динамику в экспериментальной группе, показатели в контрольной группе практически не изменились за время эксперимента.
При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе, видно, что высокий уровень развития коммуникативных способностей повысился на 8 % и составил 24 %, средний уровень поднялся на 12 % и составил 48 %, а низкий уровень, соответственно, понизился на 20 % и составил 28 % от общего числа испытуемых.
Сравнительные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительные результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса), в процентах
Таким образом, повторное проведение данной методики продемонстрировало качественную динамику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.
Методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман тоже показала положительные результаты, представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительные результаты методики 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман, в процентах
В экспериментальной группе высокий уровень коммуникативных способностей увеличился на 12 % и составил 40 %, средний повысился на 4 % и составил 36 %, а низкий уровень понизился на 16 % и составил 24 %. Результаты контрольной группы практически не изменились.
По итогам контрольного этапа экспериментального исследования, отраженным в таблице 6, установлено, что большее число младших школьников экспериментальной группы перешли на новый уровень развития коммуникативных способностей.
Таблица 6 – Сравнительные результаты сформированности уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, в процентах
Исходя из результатов таблицы 6 видно, что в контрольной группе за весь период эксперимента отмечается отрицательная динамика,
В ходе выполнения данного задания учащиеся учатся правильно употреблять глаголы в речи, составлять из них предложения. У третьеклассников развивается связная речь: происходит формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений. У обучающихся обогащается словарный запас.
При проведении следующего задания предполагалось, что обучающиеся смогут образовывать глагол от имени существительного, подбирать антонимы и синонимы к глаголам, заменять словосочетания глаголом. Школьники будут проявлять интерес к русскому языку, осознавать его величие и многогранность. Учащиеся начнут использовать следующие ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников.
Для выполнения задания класс делится на 4 группы методом жеребьевки. В каждой команде определяется лидер, который распределяет роли участникам своей группы.
Первой группе даны такие имена существительные, как: свет, крик, отдых, бег, смех, просмотр. От данных существительных обучающиеся при помощи вопросов образовывали глаголы.
Обучающимся второй группы предлагались глаголы: говорить, смеяться, радоваться, купить, потерять. К данным глаголам подбирались антонимы.
Третьей группе даны словосочетания: принимать решение, издавать крик, нести службу, оказывать содействие, вести наблюдение, оказывать помощь. Данные сочетания заменялись одним глаголом.
Участникам четвертой группы даны фразеологизмы: повесить голову, замести следы, сидеть сложа руки, повесить нос. Данные фразеологические обороты заменялись глаголами – синонимами.
Коммуникативные способности, формирующиеся на данном уроке: организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение вступать в диалог, обмениваться информацией; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
В ходе изучения темы: «Неопределенная форма глагола», было дано задание, целью которого являлось умение распознавать и образовывать глаголы в неопределенной форме.
Для выполнения задания обучающиеся делятся на 4 группы. Лидерами становятся четверо желающих учеников. Группы собираются по решению лидера. Выбранные лидеры выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.
Учащимся первой и третьей группы даны разные глаголы, из которых нужно выписать только глаголы в неопределенной форме. Второй и четвертой группе предлагались разные глаголы, от которых необходимо образовать неопределённую форму.
В ходе выполнения данного задания учащиеся закрепляют знания о неопределенной форме глагола, ее основных признаках. У школьников развивается умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, они учатся принимать на себя ответственность за результат своих действий.
Выполняя тринадцатое задание, учащиеся смогут находить глаголы в неопределенной форме и подбирать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным.
Для выполнения задания учитель разделил класс на 4 группы, воспользовались классным журналом. В каждой группе был командир. Работа выполнялась коллективно, а командир каждой команды все ответы фиксировал на листе.
Первой группе даны имена существительные: дружба, ходьба, просьба, изучение, звонок, подарок, соль. К данным именам существительным нужно подобрать однокоренные глаголы в неопределенной форме.
Второй группе предлагались глаголы: ловлю, ношу, тащу, хожу, пилю, строю, крашу, везу, несу, хожу, свечу. От данных глаголов учащиеся образовывали глаголы в неопределенной форме.
Школьникам третьей группы даны глаголы: ходит, смеётся, светит, капает, ходить, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает. Из перечисленных слов выбирались глаголы, стоящие в неопределенной форме.
Четвертой группе даны такие глаголы: скучали, прячут, бегает, гуляла, поглядел, любит. Данные глаголы ребята ставили в неопределенную форму. \
По завершению работы команды обмениваются листами между собой для взаимопроверки.
В ходе выполнения задания ученики закрепят свои знания о глаголах неопределенной формы, а также смогут излагать своё мнение и аргументировать точку зрения и оценку событий, высказывать точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
При изучении темы: «Число глаголов» было дано задание, направленное на умение определять число глаголов.
Для выполнения данного задания класс делился на четыре группы. Формирование групп происходило по желанию самих детей. В группах было не больше шести человек.
В качестве задания ребятам предлагался фрагмент текста «Муха-Цокотуха» (К.И. Чуковский). Обучающиеся первой и второй группы находили в данном тексте глаголы в единственном числе. Втора и четвертая группа определяла глаголы во множественном числе. Ребята коллективно обсуждали задания, а командир команды фиксировал ответ на листе. По завершению работы один из участников группы выходил к доске и записывал глаголы, которые нашла группа. Учащимся нужно было ответить, на какой вопрос отвечает глагол в единственном и множественном числе.
При выполнении данного задания обучающиеся научатся различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно ставить вопросы к глаголам, развивать речь, мышление. Смогут связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Целью следующего задания являлось формирование умения изменять глаголы по временам.
Класс делится на 4 группы. Четверо лидеров выходят к доске и выбирают одноклассников в свои команды.
Было дано задание для всех групп. Ребятам предлагался текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени: «Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг…» (продолжение текста см Приложение Б)
Далее ребятам предлагался список глаголов, который необходимо разделить на группы.
Первой группе были даны глаголы: играю, рисую, мечтали, думали, размышляли, считаю, читаю.
Обучающимся второй группы предлагались глаголы: думать, играет, мыслит, писать, идет, кидать, брать, мечтали.
Участникам третьей группы: ухожу, ушел, уйду, рисую, занимался, читаю, мечтал, закончу, плакал.
Ребятам четвертой группы были даны глаголы: плавать, гуляю, спал, учиться, кушаю, бегал, пугаю, смеяться, приеду.
По окончании работы группы обмениваются между собой карточками, коллективно обсуждают работы, находят ошибки, делают пометки. Когда карточка возвращается в группу, участники группы анализируют ошибки и задают вопросы проверяющим.
В ходе выполнения задания у учеников развивается умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. Ребята сотрудничают, представляют другим ход своей работы и ее результат.
Можно сделать вывод, что такие групповые формы работы на уроках содействовали формированию сотрудничества в коллективе, установлению дружеских контактов. В целом работа с ребятами нам понравилась, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы, доказывали свою точку зрения. На наш взгляд нужно организовывать и в дальнейшем работу в классе в этом направлении (формирование коммуникативных способностей) через групповые формы работы. В дальнейшем такая целенаправленная работа, безусловно, будет способствовать развитию коммуникативных способностей младших школьников.
2.3 Динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
С целью проверки эффективности проделанной работы по повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников с помощью разработанного нами комплекса заданий, был проведен контрольный этап эксперимента. Для достоверности полученных результатов был использован комплекс диагностических методик констатирующего этапа:
– методика 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса),
– методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман
Полученные результаты, в ходе контрольного этапа эксперимента, анализировались и сравнивались с результатами констатирующего этапа. В ходе анализа выявлялась динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.
Результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса) продемонстрировали положительную динамику в экспериментальной группе, показатели в контрольной группе практически не изменились за время эксперимента.
При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе, видно, что высокий уровень развития коммуникативных способностей повысился на 8 % и составил 24 %, средний уровень поднялся на 12 % и составил 48 %, а низкий уровень, соответственно, понизился на 20 % и составил 28 % от общего числа испытуемых.
Сравнительные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительные результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса), в процентах
Уровень | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | ||
Высокий | 24 | 16 | 24 | 24 | |
Средний | 44 | 36 | 36 | 48 | |
Низкий | 32 | 48 | 40 | 28 |
Таким образом, повторное проведение данной методики продемонстрировало качественную динамику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.
Методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман тоже показала положительные результаты, представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Сравнительные результаты методики 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман, в процентах
Уровень | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | ||
Высокий | 36 | 28 | 32 | 40 | |
Средний | 40 | 32 | 44 | 36 | |
Низкий | 24 | 40 | 24 | 24 |
В экспериментальной группе высокий уровень коммуникативных способностей увеличился на 12 % и составил 40 %, средний повысился на 4 % и составил 36 %, а низкий уровень понизился на 16 % и составил 24 %. Результаты контрольной группы практически не изменились.
По итогам контрольного этапа экспериментального исследования, отраженным в таблице 6, установлено, что большее число младших школьников экспериментальной группы перешли на новый уровень развития коммуникативных способностей.
Таблица 6 – Сравнительные результаты сформированности уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, в процентах
Уровень | Констатирующий этап | Контрольный этап | |||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | ||
Высокий | 30 | 22 | 28 | 32 | |
Средний | 22 | 34 | 40 | 42 | |
Низкий | 28 | 44 | 32 | 26 |
Исходя из результатов таблицы 6 видно, что в контрольной группе за весь период эксперимента отмечается отрицательная динамика,