Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ученик от каждого ряда зачитывает слова, а мы записываем их на доске. Далее команды из получившихся слов должны составить небольшой рассказ.

В ходе выполнения данного задания учащиеся учатся правильно употреблять глаголы в речи, составлять из них предложения. У третьеклассников развивается связная речь: происходит формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, разнообразия употребляемых слов, правильности построения предложений. У обучающихся обогащается словарный запас.

При проведении следующего задания предполагалось, что обучающиеся смогут образовывать глагол от имени существительного, подбирать антонимы и синонимы к глаголам, заменять словосочетания глаголом. Школьники будут проявлять интерес к русскому языку, осознавать его величие и многогранность. Учащиеся начнут использовать следующие ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников.

Для выполнения задания класс делится на 4 группы методом жеребьевки. В каждой команде определяется лидер, который распределяет роли участникам своей группы.

Первой группе даны такие имена существительные, как: свет, крик, отдых, бег, смех, просмотр. От данных существительных обучающиеся при помощи вопросов образовывали глаголы.

Обучающимся второй группы предлагались глаголы: говорить, смеяться, радоваться, купить, потерять. К данным глаголам подбирались антонимы.

Третьей группе даны словосочетания: принимать решение, издавать крик, нести службу, оказывать содействие, вести наблюдение, оказывать помощь. Данные сочетания заменялись одним глаголом.

Участникам четвертой группы даны фразеологизмы: повесить голову, замести следы, сидеть сложа руки, повесить нос. Данные фразеологические обороты заменялись глаголами – синонимами.

Коммуникативные способности, формирующиеся на данном уроке: организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение вступать в диалог, обмениваться информацией; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

В ходе изучения темы: «Неопределенная форма глагола», было дано задание, целью которого являлось умение распознавать и образовывать глаголы в неопределенной форме.

Для выполнения задания обучающиеся делятся на 4 группы. Лидерами становятся четверо желающих учеников. Группы собираются по решению лидера. Выбранные лидеры выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.


Учащимся первой и третьей группы даны разные глаголы, из которых нужно выписать только глаголы в неопределенной форме. Второй и четвертой группе предлагались разные глаголы, от которых необходимо образовать неопределённую форму.

В ходе выполнения данного задания учащиеся закрепляют знания о неопределенной форме глагола, ее основных признаках. У школьников развивается умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, они учатся принимать на себя ответственность за результат своих действий.

Выполняя тринадцатое задание, учащиеся смогут находить глаголы в неопределенной форме и подбирать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным.

Для выполнения задания учитель разделил класс на 4 группы, воспользовались классным журналом. В каждой группе был командир. Работа выполнялась коллективно, а командир каждой команды все ответы фиксировал на листе.

Первой группе даны имена существительные: дружба, ходьба, просьба, изучение, звонок, подарок, соль. К данным именам существительным нужно подобрать однокоренные глаголы в неопределенной форме.

Второй группе предлагались глаголы: ловлю, ношу, тащу, хожу, пилю, строю, крашу, везу, несу, хожу, свечу. От данных глаголов учащиеся образовывали глаголы в неопределенной форме.

Школьникам третьей группы даны глаголы: ходит, смеётся, светит, капает, ходить, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает. Из перечисленных слов выбирались глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Четвертой группе даны такие глаголы: скучали, прячут, бегает, гуляла, поглядел, любит. Данные глаголы ребята ставили в неопределенную форму. \

По завершению работы команды обмениваются листами между собой для взаимопроверки.

В ходе выполнения задания ученики закрепят свои знания о глаголах неопределенной формы, а также смогут излагать своё мнение и аргументировать точку зрения и оценку событий, высказывать точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

При изучении темы: «Число глаголов» было дано задание, направленное на умение определять число глаголов.

Для выполнения данного задания класс делился на четыре группы. Формирование групп происходило по желанию самих детей. В группах было не больше шести человек.

В качестве задания ребятам предлагался фрагмент текста «Муха-Цокотуха» (К.И. Чуковский). Обучающиеся первой и второй группы находили в данном тексте глаголы в единственном числе. Втора и четвертая группа определяла глаголы во множественном числе. Ребята коллективно обсуждали задания, а командир команды фиксировал ответ на листе. По завершению работы один из участников группы выходил к доске и записывал глаголы, которые нашла группа. Учащимся нужно было ответить, на какой вопрос отвечает глагол в единственном и множественном числе.



При выполнении данного задания обучающиеся научатся различать глаголы в единственном и множественном числе, правильно ставить вопросы к глаголам, развивать речь, мышление. Смогут связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Целью следующего задания являлось формирование умения изменять глаголы по временам.

Класс делится на 4 группы. Четверо лидеров выходят к доске и выбирают одноклассников в свои команды.

Было дано задание для всех групп. Ребятам предлагался текст, в котором нужно вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени: «Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг…» (продолжение текста см Приложение Б)

Далее ребятам предлагался список глаголов, который необходимо разделить на группы.

Первой группе были даны глаголы: играю, рисую, мечтали, думали, размышляли, считаю, читаю.

Обучающимся второй группы предлагались глаголы: думать, играет, мыслит, писать, идет, кидать, брать, мечтали.

Участникам третьей группы: ухожу, ушел, уйду, рисую, занимался, читаю, мечтал, закончу, плакал.

Ребятам четвертой группы были даны глаголы: плавать, гуляю, спал, учиться, кушаю, бегал, пугаю, смеяться, приеду.

По окончании работы группы обмениваются между собой карточками, коллективно обсуждают работы, находят ошибки, делают пометки. Когда карточка возвращается в группу, участники группы анализируют ошибки и задают вопросы проверяющим.

В ходе выполнения задания у учеников развивается умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. Ребята сотрудничают, представляют другим ход своей работы и ее результат.

Можно сделать вывод, что такие групповые формы работы на уроках содействовали формированию сотрудничества в коллективе, установлению дружеских контактов. В целом работа с ребятами нам понравилась, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы, доказывали свою точку зрения. На наш взгляд нужно организовывать и в дальнейшем работу в классе в этом направлении (формирование коммуникативных способностей) через групповые формы работы. В дальнейшем такая целенаправленная работа, безусловно, будет способствовать развитию коммуникативных способностей младших школьников.

2.3 Динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников
С целью проверки эффективности проделанной работы по повышению уровня коммуникативных способностей младших школьников с помощью разработанного нами комплекса заданий, был проведен контрольный этап эксперимента. Для достоверности полученных результатов был использован комплекс диагностических методик констатирующего этапа:

– методика 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса),

– методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман

Полученные результаты, в ходе контрольного этапа эксперимента, анализировались и сравнивались с результатами констатирующего этапа. В ходе анализа выявлялась динамика уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.

Результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса) продемонстрировали положительную динамику в экспериментальной группе, показатели в контрольной группе практически не изменились за время эксперимента.

При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе, видно, что высокий уровень развития коммуникативных способностей повысился на 8 % и составил 24 %, средний уровень поднялся на 12 % и составил 48 %, а низкий уровень, соответственно, понизился на 20 % и составил 28 % от общего числа испытуемых.

Сравнительные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Сравнительные результаты методики 1 «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» А. Г. Лидерса), в процентах

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Высокий

24

16

24

24

Средний

44

36

36

48

Низкий

32

48

40

28



Таким образом, повторное проведение данной методики продемонстрировало качественную динамику уровня развития коммуникативных способностей младших школьников.

Методика 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман тоже показала положительные результаты, представленные в таблице 5.

Таблица 5 – Сравнительные результаты методики 2 «Рукавички» Г. А. Цукерман, в процентах

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Высокий

36

28

32

40

Средний

40

32

44

36

Низкий

24

40

24

24


В экспериментальной группе высокий уровень коммуникативных способностей увеличился на 12 % и составил 40 %, средний повысился на 4 % и составил 36 %, а низкий уровень понизился на 16 % и составил 24 %. Результаты контрольной группы практически не изменились.

По итогам контрольного этапа экспериментального исследования, отраженным в таблице 6, установлено, что большее число младших школьников экспериментальной группы перешли на новый уровень развития коммуникативных способностей.

Таблица 6 – Сравнительные результаты сформированности уровня развития коммуникативных способностей младших школьников, в процентах

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Высокий

30

22

28

32

Средний

22

34

40

42

Низкий

28

44

32

26


Исходя из результатов таблицы 6 видно, что в контрольной группе за весь период эксперимента отмечается отрицательная динамика,