Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







1.4 Особенности и методика формирования экологических знаний у учащихся начальной школы
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Современные подходы к содержанию экологического образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития. Соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарности и интеграции содержания.

Л.П. Симонова считает, что ведущей идеей при отборе содержания для начальной школы может быть идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека и общества с природой. В содержании разработанного автором курса "Человек и окружающая среда" в органической связи представлены естественнонаучные и социальные аспекты понимания окружающей среды.

В содержании экологического образования в начальной школе находят место материалы из разных областей экологии, но особенно интересны детям, как считает Л.П. Симонова, материал об отношениях живых организмов с окружающей средой. Наибольший возможности для рассмотрения этой проблемы дает раздел по экологии биологических систем.

А.А. Плешаков целью своих курсов считает формирование у младшего школьника единой картины мира, воспитание гуманной и социально - активной личности, способности к экологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы и общества. Ведущими идеями при этом являются: рассмотрение мира в единстве, во взаимодействии, во взаимозависимости: единство природы и общества: противоречие в системе "природа и общество", пути его разрешения, многосторонняя ценность природы: сохранение многообразия природы и её охрана.


А.Е. Тихонова предполагает, что стержневой идеей экологического образования в начальной школе является реализация взаимосвязей человека с природой через труд. Наряду с ней автор указывает и другие ведущие идеи:

"природа - единое целое", "человек - часть живой природы", "между компонентами природы существуют взаимосвязи", "окружающая природная среда зависит от смены времен года", "окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества".

Исходя из анализа стандарта начального общего образования по окружающему миру, можно сделать вывод, что одной из целей обучения в данной образовательной области является развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира.

Также в ходе анализа мы выявили, что учащиеся должны иметь опыт практической деятельности по наблюдениям в природе, сравнения свойств наблюдаемых объектов. Все это они смогут сделать, если проводить систематические наблюдения.

К концу 4 класса учащиеся должны владеть определенными знаниями в области ботаники, а именно знать: разнообразие растений, особенности их внешнего вида, питания размножения (на примере растений, произрастающих в данной местности), взаимосвязь растений и животных на конкретных примерах. Эти знания могут получить через наблюдение за растениями.

Л.П. Симонова полагает: общепризнанно, что начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению.

Младший школьник - это ребенок-"почемучка". Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребенок младшего школьного возраста - это ученик. Он учится и осознает себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания.

В процессе активной деятельности младший школьник реализует свои потребности пытливого исследователя, открыватели мира, осваивает методы и приемы изучения своего окружения.

Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и усвоением формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к её объектам и явлениям.

Мы считаем, что для формирования экологических знаний у учащихся начальной школы целесообразно использовать следующие методы:

- Наблюдение;

- Практическая деятельность учащихся;



- Беседа.

и формы:

- Внеурочная деятельность;

- Экологические проекты;

- Компьютерные технологии.

Среди содержательных и организационных методов экологического образования младших школьников особое место занимает беседа. Экологическое образование, в первую очередь, нацелено на воспитание у детей культуры отношений с окружающей средой, а воспитание, по убеждению В.А. Сухомлинского, - это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношения с животными, растениями людьми.
2 Экспериментальная работа по формирования знаний об окружающем мире у учащихся начального класса через современные информационные технологии
2.1 Выявление уровня природоведческих знаний у учащихся 3-го "В" класса
Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы №24 города Жезказган в 3-м "В" классе, чтобы подтвердить выше изложенную гипотезу: если методически правильно использовать современные информационные технологии на уроках окружающего мира, то у учащихся повысится уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету "Окружающий мир" будет воспитываться бережное отношение к природе.

В эксперименте участвовало 28 учащихся в возрасте 9-10 лет, 12 мальчиков и 16 девочек. Класс дружный, добрый.

В организации экспериментальной работы можно условно выделить три этапа, содержание которых отвечало задачам трех основных видов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.

Проанализируем первым констатирующий этап, цель которого выяснить уровень природоведческих знаний у учащихся 3-его "В" класса.

Работа на констатирующем этапе была построена с помощью следующих методов исследования:

- наблюдение за учащимися:

- беседы с учащимися;

- анкетирование учащихся;

- тестирование учащихся;

- анализ работ учащихся.

В самом начале эксперимента, была проведена беседа с учащимися. Целью, которой было выяснить, есть ли интерес у учащихся к предмету

"Окружающий мир". Беседа проводилась в доверительной атмосфере, дети были открыты и активны:


- Нравится ли тебе урок окружающего мира? Почему?

- Появились ли у тебя недавно новые животные или растения? Какие?

- Был ли ты с родителями в зоопарке, зоомагазине, цирке? Что нового, интересного ты заметил?

- Хочешь ли заниматься в каком-либо природоведческом кружке? О чём ты бы хотел бы там узнать?

- Какие книги о природе ты прочитал?

- Как ты готовишься к урокам окружающего мира?

Анализ ответов учащихся показал, что в основном они отвечали положительно на все вопросы, но не раскрывали свои ответы. Можно сказать, что им нравится книги о природе, фильмы, походы в зоопарк, но никто из них не мог сказать в каком бы природоведческом кружке они хотели бы заниматься. Им нравится предмет "Окружающий мир", но также им одинаково нравятся и другие предметы.

Для того чтобы выявить изначальный уровень знаний учащихся и уровень их отношения к природе и современным информационным технологиям, перед проведением экспериментальных уроков с использованием современных информационных технологий, мы решили провести анкетирование 1 и тестирование 1 учащихся. Мы подобрали вопросы таким образом, чтобы выявить те знания, которыми учащиеся должны обладать к моменту выяснения уровня знаний.

Было проанкетировано 28 учащихся 3 "В" класса. Цель анкетирования - изучить отношения учащихся к предмету "Окружающий мир" и к применению современным информационным технологиям. По результатам ответов анкеты 1 была составлена таблица 1.
Таблица 1. "Изучение отношения учащихся к предмету "Окружающий мир" и современным информационным технологиям"


Имя, фамилия ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Александра А.

1

1

0

1

0

1

1

1

1

Андрей Г.

0

0

0

0

1

1

1

1

0

Алина В.

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Анна Д.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ж.

0

2

1

1

0

1

1

1

1

Виолетта З.

0

0

0

0

1

1

0

1

0

Геннадий Л.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Михаил М.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Дмитрий Н.

0

2

1

1

0

1

1

1

1

Алексей О.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Илья П.

0

1

1

1

1

1

1

0

0

Екатерина Р.

1

1

1

2

1

1

1

1

0

Валерия Р.

0

2

1

2

1

1

1

1

0

Кирилл С.

1

1

0

0

1

1

0

1

1

Елена С.

0

0

0

0

1

1

0

1

0

Леонид С

0

1

1

1

0

1

1

1

0

Елизавета С

1

1

0

2

1

1

1

1

1

Елизавета Т.

0

1

1

1

0

1

1

0

1

Матвей Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

0

Полина Х.

0

1

1

1

0

1

1

0

0

Настя Х.

1

2

1

2

1

1

1

1

1

Настя Ц.

1

1

1

0

0

1

1

1

1

Никита Щ.

0

0

1

1

1

1

0

1

0

Римма Ш.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

Полина Ш.

0

0

1

1

1

1

1

1

0

Оксана Ю.

1

1

1

2

1

1

1

1

1

Ксения Я.

0

0

1

1

1

1

1

1

0

Руслан Я.

1

1

1

1

0

1

1

1

1



Условные обозначения:

- Полный ответ - 2;

- Неполный ответ - 1;

- Отрицательный ответ - 0.

По результатам таблицы 1 была построена круговая диаграмма 1.

Анализ таблицы 1 и круговой диаграммы 1 показал, что высокий уровень интереса к предмету "Окружающий мир" наблюдался у 19 чел. – 70%, средний уровень 8 чел. - 26%, низкий уровень 2 чел. - 4%.

Анализ таблицы 1 и круговой диаграммы 1 позволил сделать вывод, что на уроках окружающего мира учащимся нравятся презентации, подготовленные учителем, но которые бывают очень редко, в тоже время ребята знают, что такое гербарий, коллекции, иллюстрации, таблицы. С этими наглядными пособиями они встречались в 1-м и 2-м классах, можно сказать, что им нравится предмет "Окружающий мир", тем, что на этих уроках могут быть различные наглядные пособия. Но, к сожалению, в основном на уроке прорабатывается учебник, учащиеся работают с рабочей тетрадью и обсуждают различные сообщения. Им нравится работать с интерактивной доской, но чувствуется, что у них нет навыка работы с ней.

Затем было проведено тестирование 1, чтобы узнать уровень экологических знаний учащихся по разделу, который будет изучаться во время формирующего эксперимента.

Было протестировано 28 человек. По результатам ответов тестирования 1 была построена таблица 2.
Таблица 2. Результаты ответа тестирования.


Имя, фамилия ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Александра А.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Андрей Г.

1

1

1

1

0

1

0

1

1

Алина В.

0

1

1

1

1

1

1

0

1

Анна Д.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ж.

1

1

1

1

0

1

1

1

0

Виолетта З.

1

1

1

0

1

1

0

0

1

Геннадий Л.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Михаил М.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Дмитрий Н.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Алексей О.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Илья П.

1

1

1

1

1

1

1

0

1

Екатерина Р.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Валерия Р.

0

1

1

1

1

1

1

1

1

Кирилл С.

1

1

1

1

1

0

1

1

1

Елена С.

1

1

1

0

1

1

1

1

0

Леонид С

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Елизавета С

1

1




1

1

1

1

1

0

Елизавета Т.

1

1

1

1

0

1

1

0

1

Матвей Т.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Х.

1

1

1

1

0

1

1

0

1

Настя Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Настя Ц.

1

1

1




0

1

1

1

0

Никита Щ.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Римма Ш.

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Полина Ш.

1

0

1

1

1

1

1

1

1

Оксана Ю.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ксения Я.

0

0

1

1

1

1

1

1

1

Руслан Я.

1

1

1

1

0

1

1

1

1