ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 840
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Попытки найти и предложить некую тему, в равной мере интересную для всех участников тренинга, постепенно осознаются как несостоятельные. Паузы и общее напряжение нарастают.
В5 Орлов
209
Второй этап. Первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому
На этом этапе основная задача фасилитатора заключается в том, чтобы быть сензитивным к первым попыткам самораскрытия, реагировать лишь на них, а не на усилия, направленные на поддержание конвенциональной беседы. Главными показателями таких первичных самораскрытий в группе являются интравертирован-ная (ориентированная на внутренний мир) интенция говорящих и описание ими своих переживаний и чувств.
Для того чтобы способствовать групповому процессу на данном этапе, фасилитатор может обратиться к группе со следующим предложением: «Может быть, кому-то из вас хотелось бы рассказать о каком-нибудь событии из вашей жизни, которое произвело на вас сильное впечатление, например очень удивило вас».
Вместе с тем фасилитатор должен отдавать себе отчет в том, что на этом этапе группового процесса попытки самораскрытия неразрывно связаны с личностным (внутренним) сопротивлением этим попыткам. Прежде всего это обусловлено недостатком доверия участников тренинга к группе и определенным риском самораскрытия. Подобное сопротивление выражается, в частности, в том, что участники группы описывают свои чувства либо как переживания других людей, либо как воспоминания о своих переживаниях.
Наряду с внутренним (личностным) сопротивлением самораскрытию в группе можно наблюдать и различные формы внешнего (межличностного) сопротивления. Обычно оно обнаруживается в тех ситуациях, когда кому-либо удается (хотя бы на некоторое время) преодолеть барьер внутреннего сопротивления и предъявить группе достаточно значимый личностный материал. Как правило, на такие попытки самораскрытия группа реагирует сдержанными демонстрациями безразличия, иронии, возмущения: «Кому все это интересно?», «То, что вы рассказали, вполне достойно романа», «Как можно здесь говорить о таком!» и т.п.
Важный момент в работе фасилитатора на этом этапе — поддержка первых самораскрытий, которая может выражаться и в ведении пассивного диалога с говорящим, и в активном слушании его чувств и переживаний. При этом стремление фасилитатора психологически приблизить переживания говорящего к ситуации в группе, к ситуации «здесь и теперь» должно быть реализовано в форме полного принятия тех способов самораскрытия (и, следовательно, способов личностного сопротивления), которые используются говорящим.
Фасилитатор должен понимать, что содержание первичных самораскрытий может восприниматься другими членами группы как
210
глубоко им безразличное, неинтересное, лишенное для них какого-либо смысла или даже как явно неприемлемое. Явные и скрытые демонстрации безразличия, скуки (зевки, посторонние разговоры с соседями, скучающие позы и т.п.) или даже антипатии, конечно, усиливают личностное сопротивление самораскрытию. Если подобное поведение явно мешает говорящему, то оно должно быть им осознано. В этом случае фасилитатор может привлечь внимание говорящего к данным внешним препятствиям для самораскрытия: «Чувствуете ли вы, что что-то или кто-то в группе мешает вам говорить дальше?» Этим вопросом фасилитатор как ;бы задает переход к следующему этапу группового процесса, связанному с выражением негативных переживаний.
Высокий уровень напряжения в группе является следствием, с одной стороны, борьбы личностно значимого материала (проблемы) каждого ее участника с личностным и межличностным сопротивлением самораскрытию, а с другой стороны, определенного отчаяния членов группы, чувствующих, что они могут не использовать возможность решить свои проблемы новым способом, тогда как все их прежние попытки справиться с данными трудностями обычно были неэффективны: «Я много раз пыталась проговаривать все это, но это не помогает...», «Я устал жить с этим».
Позитивным следствием напряжения в группе становится повышение общей готовности ее членов к самораскрытию (обычно самораскрытие происходит согласно логике формального тематического сходства предъявляемых проблем). Чем выше напряжение, тем большее число участников тренинга внутренне готовы преодолеть личностное (внутреннее) сопротивление самораскрытию.
Исходный уровень напряжения снимается первыми попытками самораскрытия, которые, однако, приводят к определенному расколу и размежеванию среди членов группы: одни участники тренинга пытаются слушать говорящего, тогда как другие демонстрируют в лучшем случае индифферентность к его рассказу.
Сложность создавшейся ситуации обусловливается еще и тем, ■что члены группы, которые испытывают явный интерес, начинает воспринимать предъявляемую им эмоциональную ситуацию не как запрос на эмпатическое сочувствие и возможность выразить это сочувствие, но как интеллектуальную проблему и как запрос на ее решение. Следствием этого могут быть различные (обычно уточняющие) вопросы к говорящему, описания сходных случаев из собственного опыта, оценки тех или иных
аспектов представленного в рассказе содержания, непосредственные рекомендации и советы. Все эти проявления того, что обычно называют языком непринятия [51], также стимулируют личностное со-
211
противление самораскрытию, приводят к нарастанию негативных переживаний как у говорящего, так и у других участников тренинга.
Следует отметить, что неполное (частичное или инконгруэнт-ное) самораскрытие зачастую является своеобразной провокацией языка непринятия и, наоборот, чем более глубоким, полным и искренним оказывается самораскрытие, тем меньше вероятность того, что участники тренинга будут использовать язык непринятия.
Нарастание осознаваемых негативных переживаний (неудовлетворенности, досады, раздражения, подавленности и т.д.) в группе определяется тем, что и говорящий, и его слушатели в качестве обратной связи получают прямо противоположное ожидаемому: говорящий вместо сочувствия и эмоциональной поддержки получает холодные рационализации своей проблемы, отстраненные советы, а слушатели вместо согласия и благодарности в лучшем случае получают явную неудовлетворенность и вежливые уходы от дальнейшего общения.
Переход к следующему этапу группового процесса подчас крайне затруднен из-за стремления членов группы поддерживать в ней социально приемлемые формы общения, избегать явных выражений отрицательных переживаний по отношению друг к другу. Для того чтобы устранить данную преграду на пути группового процесса, фасилитатор должен быть особенно сензитивен к малейшим проявлениям негативных переживаний в группе, выказывая по отношению к ним свое полное безоценочное принятие: «Каждый из нас имеет право на свои переживания» или «Я рад, что в группе можно высказать любые переживания». Все это также способствует переходу к третьему этапу группового процесса.
Третий этап. Выражение негативных переживаний
Как уже отмечалось выше, основная задача фасилитатора на данном этапе сводится к безоценочному принятию негативных переживаний. Следует отметить, что здесь фасилитатор сталкивается с рядом эмоциональных трудностей. Одна из них заключается в том, что отдельные (иногда все) участники тренинга могут испытывать и выражать негативные переживания по отношению не только друг к другу, но и к руководителю группы. Нередко подобные чувства возникают по той причине, что в глазах членов группы он не руководит ею должным образом, ничего не делает, заставляет их попусту тратить время. Для фасилитатора, как, впрочем, и для любого другого человека, гораздо легче принять негативные переживания, адресованные кому-то другому, нежели ему самому.
212
Безоценочному принятию фасилитатором негативных переживаний способствует осознание им следующих обстоятельств. Во-первых, открытое выражение негативных переживаний есть не что иное, как проявление динамики группового процесса в целом, свидетельство его развития и перехода к очередному этапу. Во-вторых, именно негативные переживания оказываются, как правило, первыми реальными переживаниями участников группы, поскольку они существуют в контексте «здесь и теперь», а не являются воспоминаниями о переживаниях. Иначе говоря, предъявление негативных переживаний — это форма самопредъявления. На это указывает и К.Роджерс: «...негативно окрашенные чувства имеют тенденцию быть первым материалом, проявляющимся здесь и теперь» [57, р. 192]. Эти обстоятельства свидетельствуют о реальной самоценности выражения негативных переживаний для группового процесса. И, наконец, в-третьих, безоценочному принятию этих переживаний способствует умение фасилитатора различать их содержание, т.е. сами переживания депрессии, досады, раздражения, гнева и т.д., и ту форму, в которой они выражаются: оценочные суждения, критические замечания и т.п. Эмпати-ческое слушание, концентрация внимания фасилитатора не на том, что говорит тот или иной человек, а на том, какие именно переживания говорят в этот момент в человеке, — все это позволяет облегчить безоценочное принятие негативных переживаний как ведущим, так и членами группы.
Для того чтобы обеспечить возможность такого принятия, фа-силитатор с помощью активного слушания может преобразовать любое негативное оценочное и аффективно заряженное суждение (принять которое крайне трудно, а подчас просто невозможно) в гораздо более конгруэнтное выражение негативных переживаний [27]. Например, оценочное суждение типа «Мне надоело слушать весь этот бред!» усилиями фасилитатора может быть преобразовано в более конгруэнтное плану реальных переживаний высказывание: «Я испытываю ужасное раздражение, так как не могу понять, что я делаю здесь уже два с половиной часа!» Важной особенностью такого преобразования является переход говорящего (опять же с помощью активного слушания ведущего) от так называемых 7ы-высказываний к ^-высказываниям [3, 51], в которых акцент ставится не на причинах тех или иных переживаний, а на их содержании. Например, высказывание «Ты всегда говоришь ерунду!» может быть преобразовано в следующее: «Я чувствую раздражение, когда слушаю тебя».
Первые выражения негативных переживаний в группе неизбежно снижают общий уровень доверия и свободы, стимулируют личностное сопротивление самораскрытию участников тренинга. На этом этапе возникает реальная опасность неконструктивной и весьма болезненной для всех фиксации группового процесса на
213
взаимном обмене негативными оценками, интерпретациями и т. п. Однако следует отметить, что очевидное доминирование негативных переживаний на этом этапе и их выражение, конечно, не отменяют всех тех позитивных переживаний (симпатии, сочувствия, любви и т.п.), которые в неявной форме все же присутствуют и развиваются во внутреннем мире каждого из участников группового процесса.
Выразить эти латентные, пока не актуализированные в сознании или зачастую еще плохо или искаженно осознаваемые переживания в ситуации, сложившейся на данном этапе, оказывается чрезвычайно сложно, гораздо сложнее, нежели выразить негативные переживания. Трудность в выражении положительных переживаний обусловлена тем, что они являются, как правило, более глубокими, более личностно значимыми, нежели переживания негативные, и, следовательно, их выражение означает более глубокое самораскрытие, более открытое самопредъявление, неизбежно сопряженное в данной ситуации с большим риском.
Но сложности в выражении положительных переживаний, личностное сопротивление их предъявлению приводят к их постоянной аккумуляции, а затем и проникновению в сознание участников тренинга.
Такая динамика переживаний обнаруживает себя в изменении психологического климата в группе: он становится заметив теплее. Между членами группы усиливаются чувства взаимной симпатии, увеличивается степень доверия к группе и соответственно свобода в выражении своих чувств.
Примечательно, что позитивные переживания поначалу находят выход в невербальном поведении людей: теплеют взгляды, позы становятся менее скованными, смягчаются выражения лиц. Если данная фаза группового процесса совпадает по времени с перерывом в занятиях, то можно увидеть, как проявляется «со-циограмма группы», и в соответствии с возникающими симпатиями люди стремятся оказаться ближе друг к другу, встретиться взглядами, улыбнуться, обменяться незначительными фразами. При большей продвинутое™ группового процесса можно наблюдать и вербальные выражения симпатий и других положительных чувств.
Осознание и выражение фасилитатором и членами группы актуальных переживаний, отражающих все эти изменения, свидетельствуют о завершении третьего этапа группового процесса. Одновременно данный рубеж означает создание основных психологических предпосылок для более систематического предъявления и изучения значимых тем и начало процесса, который может быть назван, говоря словами К.Роджерса [57, р. 193], путешествием к центру