Файл: И сущности человека парадигмы, проекции, практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С нашей точки зрения, в сложном комплексе проблем, причин и следствий, характеризующих современное состояние отечественной психологии, все же можно вычленить то, что обеспечивает возможность развития психологии в нашей стране. Основной резерв прогрессивной эволюции — плюрализм научных идей. Только стимулирование плюралистических тенденций, только всемерная терпимость и забвение пресловутой «борьбы на два фронта» могут привести к созданию полноценного рынка психологических идей и технологий, к полноценным и взаимообогащающим контактам психологии с практикой. Движение в данном направлении, отказ от любых проявлений монополизма и унификации в науке поз-

20

волят со временем регенерировать научную проблематику, постепенно восстановить в отечественной психологии во всех правах и во всем объеме ту целостную «вселенную», которую представляет собой душа, внутренний мир (психокосмос) человека. Плюрализм и, следовательно, отказ от научной стратегии «от идеала—к жизни» можно назвать основными условиями интеграции психологической науки и человека как ее главного, центрального предмета.

Психология и современность

От анализа «внутренней картины болезни» перейдем к рассмотрению общего социального контекста, в котором существует сейчас психология.

Современную ситуацию развития мировой психологической науки характеризует одно обстоятельство, имеющее принципиально важное значение, делающее эту ситуацию абсолютно новой для самой психологии. До недавнего времени психология (как, впрочем, и все другие науки) существовала в контексте локальных (частных) социальных проблем (государственных, национальных, классовых и т.п.) и, следовательно, развивалась как одно из научных средств решения этих проблем. Но современный мир — это мир уже не столько локальных, сколько глобальных проблем. Осознание новых реальностей сегодняшнего (и в еще большей мере завтрашнего) мира неразрывно связано с формированием и формулированием принципиально нового социального заказа психологической науке — на разработку таких психологических теорий и практик, которые могут обеспечить решение глобальных проблем. Новое научное мышление, ядром которого является признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми иными ценностями и интересами, убедительно демонстрирует несостоятельность старых, традиционных форм мышления, ограниченного узким горизонтом частных проблем.


Несостоятельность старого мышления заключается, на наш взгляд, прежде всего в том, что вырабатываемые им способы решения локальных проблем оказывались, как правило, способами создания, порождения глобальных проблем. Иначе говоря, главной причиной глобализации проблем оказалась деятельность частного (частичного) человека, т.е. человека, жившего и действовавшего в логике и масштабе локальных проблем и стремившегося любыми средствами решить эти проблемы. Ясно, однако, что решение глобальных проблем возможно лишь в деятельности человека, живущего и действующего в контексте и масштабе именно данных проблем, способного видеть и формулировать эти проблемы как свои собственные и, следовательно, способного ис-

21

кать их продуктивные решения: «Мы — люди XX века, и нам не уйти от глобальности его проблем» [119, с. 189]. Таким образом, именно развитие старого мышления породило новое мышление, развитие и аккумулирование локальных проблем — породило проблемы глобальные, развитие локального (частичного) человека — человека человечества.

В связи с этим крайне актуальными, жизненно важными в условиях современного мира становятся задачи изучения субъектов нового мышления, задачи исследования и практического освоения условий, обеспечивающих преобразование локальных (частичных) людей в людей вообще. Как показано выше, именно эти задачи всегда являлись центральными для гуманистической традиции в психологии.

На рубеже 60-х гг., размышляя о судьбах психологии, С.Л.Рубинштейн предсказал, что в будущем «...изменится соотношение между политикой и этикой: политические проблемы бесконечно приблизятся к этическим, проблема человека встанет как центральная. В предвидении этого надо ставить ее уже сейчас» [35, с. 362]. Мы видим, что это предсказание сбывается. И неудивительно, что именно гуманистическое направление в современной психологии оказывается сейчас наиболее адекватным при решении комплекса злободневных политических глобальных проблем международной безопасности, разоружения, войны и мира.

Свое самое выдающееся методологическое исследование Л. С. Выготский начал со следующего утверждения: «Очевидно, отдельные психологические дисциплины в развитии исследования, накопления фактического материала, систематизации знания и в формулировке основных положений и законов дошли до некоторого поворотного пункта. Дальнейшее продвижение по прямой линии,

простое продолжение все той же работы, постепенное накопление материала оказываются уже бесплодными или даже невозможными. Чтобы идти дальше, надо наметить путь» [9, с. 292].

Для сегодняшнего мира и для сегодняшней психологии это высказывание приобретает особый, новый смысл. Сейчас, как никогда раньше, важно понять будущее, важно увидеть основную тенденцию, трансформирующую сегодняшний (в том числе и психологический) мир в мир завтрашнего дня. Такая тенденция — поиск продуктивных решений глобальных проблем. Альтернативы этому просто не существует.

Персонаж одного из фильмов А. Тарковского приходит в своих размышлениях о природе любви к следующему выводу: «...человек может испытывать любовь только по отношению к тому, что он может потерять: к любимой, своему ребенку, родителям, родине...» В этом смысле любовь к человечеству на протяжении всей человеческой истории была чувством чисто умозрительным, абстрактным. И лишь сейчас, когда глобализация проблем представ-

22

ляет реальную угрозу для существования всего человечества, появилась возможность для осознания людьми чувства любви к человечеству и, стало быть, появилось реальное основание для возникновения принципиально новой личности глобального человека (человека мира), ибо именно «любовь выступает как утверждение бытия человека» [35, с. 369].

Более того, чувство любви к человечеству может быть не только осознано, но и реально пережито человеком. В одной из своих лекций Ошо спрашивает: «Знаете ли вы, какое было самое сильное переживание у человека, идущего по Луне?» — и отвечает: «Это была не Луна. Его самым сильным переживанием была Земля! Из космоса, с расстояния он мог видеть Землю как целое. Границы исчезли, нации исчезли. Не было ни Индии, ни Германии, ни Англии, ни Америки; была одна Земля, целая Земля. Это было величайшим переживанием там, на Луне. Впервые человеческие существа смогли почувствовать, что Земля едина» [28, с. 442].

Во введении к своему учебнику «Человек развивающийся. Очерки российской психологии» В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов так характеризуют status quo психологии: «Для психологии настали новые времена, открылись новые перспективы. Вместе с ветром перемен возобновился интерес общества к их субъекту — человеку, была провозглашена ориентация общества на новые ценности. Стало актуальным широкое практическое использование тех потенциалов психологической науки, которые не находили спроса в застойные годы. Неверно думать, что психология раньше не имела выхода в практику. Однако абсурдные идеологические требования привели к созданию целого ряда психологических мифов, например, о формируемости психики под
воздействием упорядоченных педагогических процедур, о едином идеальном лике человека будущего — о homo soveticus. Все они не прошли проверку практикой. Новое время требует новых решений» [14, с. 10].

* * *

Итак, сама жизнь порождает предмет и задачи новой психологии, психологии гуманистической, сама жизнь превращает одну из школ, одно из направлений мировой психологии в центральную школу, в ведущее направление. В этом мы видим основной смысл современного глубоко противоречивого и кризисного этапа развития психологической науки. И чем быстрее и адекватнее научное психологическое сообщество осознает объективную необходимость гуманизации своей науки, тем продуктивнее и весомее будет вклад психологов в решение наиболее актуальных проблем современности.


23

"

2. К. РОДЖЕРС И СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ

О Карле Рэнсоме Роджерсе

Роджерс Карл Рэнсом — выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.

С начала 20-х гг. жизнь К. Роджерса была связана с психологией. Он получил образование в Висконсинском университете (степень бакалавра — в 1924 г.), теологической семинарии и учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра — в 1928 г., доктора философии — в 1931 г.).

Практическую работу К. Роджерс начал в 1927 г. в качестве сотрудника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке. Год спустя его пригласили в Отдел изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми (Рочестер, штат Нью-Йорк). В 1939 г. он стал директором этого Отдела и в том же году получил должность директора Рочестерского консультационного центра.

На протяжении почти шести десятилетий К. Роджерс сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой, был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940—1945), где он занимался также реабилитацией демобилизованных военнослужащих (1944— 1945), преподавал в университете Чикаго и работал в качестве исполнительного секретаря Чикагского консультационного центра (1945—1957), был профессором Висконсинского университета (1957— 1963). В этот период своей деятельности К. Роджерс интенсивно разрабатывал теоретические аспекты психотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевтической работы. Диапазон его клиентуры очень широк — от студентов университета до пациентов психиатрических клиник.

С 1964 г. К.Роджерс был сотрудником, а затем директором Западного института поведенческих наук в г. Ла-Хойя (штат Калифорния). Здесь в 1968 г. им был основан Центр изучения человека, где он работал вплоть до своей кончины в 1987 г. В этот период научные разработки К. Роджерса вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в так называемый человекоцентриро-ванный подход, который был реализован сначала в области возрастной и педагогической психологии, а затем в области социальной и политической психологии.

24