Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ
ОБЩАЯ ГИГИЕНА И
МЕДИЦИНСКАЯ
ЭКОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
СИМФЕРОПОЛЬ 2003
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ
ОБЩАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
СИМФЕРОПОЛЬ 2003
Пособие подготовлено зав. кафедрой общей гигиены и экологии Крымского медицинского университета им. СИ. Георгиевского профессором С.Э. Шибановым в соответствии с Программой по общей гигиене для студентов медицинских факультетов (Киев, 2000) и отражает основные программные вопросы дисциплины.
Значительное внимание уделено разделам, недостаточно освещенным в учебной литературе (вопросы экологии, гигиены детей и подростков, гигиены жаркого климата и др.).
Пособие предназначено для студентов 3,4 и 6 курсов медицинского факультета и 2 курса стоматологического факультета.
Рецензенты:
Зав. кафедрой социальной медицины профессор Е.С.Короленко Зав. кафедрой нормальной физиологии профессор Е.В.Евстафьева.
© КГМУ, Симферополь, 2003 г.
ТЕМА № I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
ГИГИЕНА КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА
В медицине можно выделить 2 области: лечебную и профилактическую. Они находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, но являются отдельными научными дисциплинами.
Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, им занимаются врачи лечебного профиля и все клинические дисциплины.
Профилактическая медицина или "гигиена" (с греч. — приносящая здоровье) изучает практически здорового человека (индивидуальное здоровье) или населения региона или страны (популяционное здоровье) с целью сохранения или укрепления здоровья. Специалисты в этой области называются врачами-профилактиками, врачами-гигиенистами или санитарными врачами (за границей - врачами общественного здоровья — Public Health).
Понятно, что для каждого человека, для здравоохранения в целом и экономики страны гораздо эффективнее и выгоднее предупредить возникновение или обострение заболевания (первичная профилактика болезней), чем лечить уже возникшее, поэтому профилактическое направление в медицине имеет очень большое значение. Великий русский хирург Н.И.Пирогов еще в 19 веке писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной. Вот где находится истинный прогресс нашей науки».
Задачей изучения гигиены является формирование у будущего врача гигиенического мышления — умения связывать возникновение заболевания отдельного человека или определенной популяции людей с влиянием факторов окружающей, производственной или бытовой среды, с санитарными условиями жизни, на основе чего разрабатывать соответствующие мероприятия по предотвращению отрицательного влияния неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.
Факторы, влияющие на здоровье населения. '
Согласно данным ВОЗ, изучившей факторы, определяющие здоровье населения любой страны мира, оказалось, что состояние здоровья населения зависит от следующих причин:
-
на 48-53% - от социально-экономических условий и образа жизни, -
на 18-20% - от генетического фактора, -
на 17-20% - от качества (степени загрязнения) окружающей среды
4) на 8-10% - от уровня развития и качества медицинской помощи.
Таким образом, улучшение качества окружающей среды в принципе способно оказать в 2 раза большее положительное влияние на здоровье населения, чем развитие лечебной медицины.
Понятие гигиены как медицинской науки Гигиена — медицинская наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии).
3
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ
История развития гигиены насчитывает несколько тысячелетий и она является древнейшей медицинской наукой.
Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:
— эмпирическая гигиена (опытная гигиена) — постепенное накопление
гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе
собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и со
хранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения
жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена
получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиоз
ных предписаний — Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В период средне
вековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизици
ей Европы на Восток (Авиценна).
Завершается период эмпирической гигиены
временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа и природы
заразных болезней (16-17 века).
- период научно-экспериментальной гигиены - период изучения вредных
факторов, влияющих на здоровье человека, в натурных и экспериментальных
условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекоменда
ций. Первый научный труд по гигиене — итальянского врача Б. Рамаццини -
"Размышления о болезнях ремесленников", где описаны условия труда 52 про
фессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирургической
академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу - "Полная система ме
дицинской полиции" (основы санитарной службы).
Первая кафедра гигиены на территории Российской империи была открыта в 1863г. в Киевском университете, в 1865г. - в Петербурге.
На Украине сейчас работают выдающиеся гигиенисты: акад. Ю.И. Кун-диев (директор НИИ гигиены труда), акад. Е.И. Гончарук (ректор Национального медуниверситета), акад. A.M.Сердюк (директор Украинского научного гигиенического центра).
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ
Предмет изучения гигиены — здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии.
Окружающая среда в широком смысле - все, что окружает человека и оказывает на него влияние. В гигиене под окружающей средой понимается 4 объекта, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека:
1)атмосферный воздух,
2) питьевая вода и вода водоемов,
3)почва
4) продукты питания.
ОСНОВНЫЕ_ЗАДАЧИ_ГИГИЕНЫ_;'>ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ;
1. Изучение природных и антропогенных факторов среды, воздействующих на человека - их источников, причин возникновения, путей воздействия на человека, основных количественных и качественных характеристик.
4
классификация факторов окружающей среды, воздействующих на человека:
-
физические факторы (шум, вибрация, ЭМП, радиация), -
химические (различные химические вещества), -
биологические (микробы, вирусы, биологические агенты и др.), -
психогенные (информационные), -
социальные (условия труда, жизни, культура, образ жизни и др.).
-
Изучение закономерностей влияния факторов среды на организм или популяцию (натурные или лабораторные эксперименты). -
Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и рекомендаций по снижению или устранению влияния вредных факторов и усилению действия положительных факторов. -
Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эффективности и дальнейшее совершенствование. -
Научно-обоснованное прогнозирование санитарной ситуации в конкретном регионе или стране на ближайшую и отдаленную перспективу на основе многофакторного математического моделирования.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ГИГИЕНЫ И ИХ ЗАДАЧИ '
Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных разделов:
-
Общая гигиена (пропедевтика гигиены) - изучение общих закономерностей влияния факторов среды на организм человека и популяций -
гигиена питания - изучение действия на организм факторов, связанных с питанием
—: коммунальная гигиена - гигиена атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы, гигиена населенных мест и др.
-
гигиена окружающей среды - изучение источников и факторов загрязнения окружающей среды, влияния их на здоровье население и охрана среды -
гигиена труда - изучение действия на организм профессиональных вредных факторов -
гигиена детей и подростков (ГДП) - изучение особенностей действия вредных факторов на организм детей, гигиенические требования к детским учреждениям, изучение физического развития детей и подростков -
гигиена лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - гигиенические требования к ЛПУ, профилактика внутрибольничных инфекций -
гигиена чрезвычайных ситуаций - гигиенические требования к питанию, водоснабжению в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф -
военная гигиена - гигиеническое обеспечение войск и военно-морского флота -
гигиена жаркого климата - влияние факторов жаркого климата на организм и профилактика нарушений здоровья, особенности питания в этих условиях -
радиационная гигиена - влияние на организм радиации и меры противорадиационной защиты работающих и населения -
другие разделы - транспортная, спортивная гигиена и др.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ГИГИЕНЫ
Любая наука немыслима без методологии - научного подхода в изучении каких-либо явлений. Гигиена имеет достаточно обоснованную и проверенную многолетней практикой методологию, которую можно представить в виде ряда ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ГИГИЕНЫ:
1 ЗАКОН: нарушение здоровья людей, вызванное неблагоприятными фак
торами, может возникнуть только при наличии 3-х условий:
1) источника вредного фактора,
2)механизма (пути) воздействия или передачи этого фактора к организму человека,
3)наличия чувствительного (восприимчивого) к этому фактору организма человека.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий нарушения здоровья человека не произойдет.
-
ЗАКОН: закон отрицательного влияния деятельности людей на окружающую среду. В связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью человек оказывает отрицательное влияние на качество окружающей среды, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень производства, культура населения и социально-экономическое развитие страны. -
ЗАКОН: закон отрицательного влияния на окружающую среду природных стихийных явлений (вулканы, землетрясения и др.) при которых уровни загрязнения среды бывают значительно выше антропогенного загрязнения. -
ЗАКОН: закон положительного влияния человека на окружающую среду. При целенаправленной природоохранной работе и достаточном ее финансировании удается в ряде случаев улучшить качество окружающей среды. -
ЗАКОН: закон отрицательного действия загрязненной окружающей среды на здоровье населения. Около 70% всех болезней, 50% случаев смерти и 60% дефектов физического развития прямо или косвенно обусловлены загрязнением среды. -
ЗАКОН: закон положительного влияния окружающей среды на здоровье населения. Природные факторы при отсутствии их загрязнения оказывают лечебно-оздоровительное влияние на человека (например, курорты, заповедники и т.д.).
Методыгигиеническихисследований
Наряду с методами, используемыми в других науках - физическими, биохимическими, физиологическими, морфологическими, гигиена имеет ряд специфических методов исследования:
1. Эпидемиологический метод исследования