Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ

ОБЩАЯ ГИГИЕНА И

МЕДИЦИНСКАЯ

ЭКОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СИМФЕРОПОЛЬ 2003

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С.И.ГЕОРГИЕВСКОГО

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ С ЭКОЛОГИЕЙ

ОБЩАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СИМФЕРОПОЛЬ 2003

Пособие подготовлено зав. кафедрой общей гигиены и экологии Крымс­кого медицинского университета им. СИ. Георгиевского профессором С.Э. Шибановым в соответствии с Программой по общей гигиене для студентов медицинских факультетов (Киев, 2000) и отражает основные программные вопросы дисциплины.

Значительное внимание уделено разделам, недостаточно освещенным в учебной литературе (вопросы экологии, гигиены детей и подростков, гигиены жаркого климата и др.).

Пособие предназначено для студентов 3,4 и 6 курсов медицинского фа­культета и 2 курса стоматологического факультета.

Рецензенты:

Зав. кафедрой социальной медицины профессор Е.С.Короленко Зав. кафедрой нормальной физиологии профессор Е.В.Евстафьева.

© КГМУ, Симферополь, 2003 г.

ТЕМА № I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

ГИГИЕНА КАК МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА

В медицине можно выделить 2 области: лечебную и профилактическую. Они находятся в органическом единстве и дополняют друг друга, но являются отдельными научными дисциплинами.

Объектом изучения лечебной медицины является больной человек, им за­нимаются врачи лечебного профиля и все клинические дисциплины.

Профилактическая медицина или "гигиена" (с греч. — приносящая здоро­вье) изучает практически здорового человека (индивидуальное здоровье) или населения региона или страны (популяционное здоровье) с целью сохранения или укрепления здоровья. Специалисты в этой области называются врачами-профилактиками, врачами-гигиенистами или санитарными врачами (за грани­цей - врачами общественного здоровья — Public Health).

Понятно, что для каждого человека, для здравоохранения в целом и эко­номики страны гораздо эффективнее и выгоднее предупредить возникновение или обострение заболевания (первичная профилактика болезней), чем лечить уже возникшее, поэтому профилактическое направление в медицине имеет очень большое значение. Великий русский хирург Н.И.Пирогов еще в 19 веке писал: «Будущее принадлежит медицине предупредительной. Вот где находит­ся истинный прогресс нашей науки».


Задачей изучения гигиены является формирование у будущего врача ги­гиенического мышления — умения связывать возникновение заболевания от­дельного человека или определенной популяции людей с влиянием факторов окружающей, производственной или бытовой среды, с санитарными условия­ми жизни, на основе чего разрабатывать соответствующие мероприятия по предотвращению отрицательного влияния неблагоприятных факторов среды на здоровье человека.

Факторы, влияющие на здоровье населения. '

Согласно данным ВОЗ, изучившей факторы, определяющие здоровье на­селения любой страны мира, оказалось, что состояние здоровья населения за­висит от следующих причин:

  1. на 48-53% - от социально-экономических условий и образа жизни,

  2. на 18-20% - от генетического фактора,

  3. на 17-20% - от качества (степени загрязнения) окружающей среды

4) на 8-10% - от уровня развития и качества медицинской помощи.

Таким образом, улучшение качества окружающей среды в принципе спо­собно оказать в 2 раза большее положительное влияние на здоровье населе­ния, чем развитие лечебной медицины.

Понятие гигиены как медицинской науки Гигиена — медицинская наука, изучающая закономерности влияния ок­ружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека и предупреждению заболеваний (то есть проведение первичной профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии).

3

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ

История развития гигиены насчитывает несколько тысячелетий и она яв­ляется древнейшей медицинской наукой.

Всю многовековую историю гигиены можно условно разделить на 2 периода:

эмпирическая гигиена (опытная гигиена) — постепенное накопление
гигиенических знаний людьми со времени первобытного общества на основе
собственного опыта или по опыту предыдущих поколений (употребление и со­
хранение различной пищи, воды из разных водоисточников, расположения
жилья в разной местности и т.д.). Дальнейшее развитие эмпирическая гигиена
получила в рабовладельческом обществе, во многом под влиянием религиоз­
ных предписаний — Древний Восток, Вавилон, Греция, Рим. В период средне­
вековья центры медицинской науки переместились из задавленной инквизици­
ей Европы на Восток (Авиценна).

Завершается период эмпирической гигиены
временем Возрождения в Европе (15 век), открытием микроскопа и природы
заразных болезней (16-17 века).

- период научно-экспериментальной гигиены - период изучения вредных
факторов, влияющих на здоровье человека, в натурных и экспериментальных
условиях и разработка научно-обоснованных профилактических рекоменда­
ций. Первый научный труд по гигиене — итальянского врача Б. Рамаццини -
"Размышления о болезнях ремесленников", где описаны условия труда 52 про­
фессий (17 век). В России президент Петербургской медико-хирургической
академии И. Франк (18 век) издал многотомную книгу - "Полная система ме­
дицинской полиции" (основы санитарной службы).

Первая кафедра гигиены на территории Российской империи была откры­та в 1863г. в Киевском университете, в 1865г. - в Петербурге.

На Украине сейчас работают выдающиеся гигиенисты: акад. Ю.И. Кун-диев (директор НИИ гигиены труда), акад. Е.И. Гончарук (ректор Нацио­нального медуниверситета), акад. A.M.Сердюк (директор Украинского науч­ного гигиенического центра).

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ

Предмет изучения гигиены — здоровье человека и окружающая среда в их сложном взаимодействии.

Окружающая среда в широком смысле - все, что окружает человека и ока­зывает на него влияние. В гигиене под окружающей средой понимается 4 объек­та, которые в первую очередь оказывают действие на организм человека:

1)атмосферный воздух,

2) питьевая вода и вода водоемов,

3)почва

4) продукты питания.

ОСНОВНЫЕ_ЗАДАЧИ_ГИГИЕНЫ_;'>ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ;

1. Изучение природных и антропогенных факторов среды, воздействую­щих на человека - их источников, причин возникновения, путей воздействия на человека, основных количественных и качественных характеристик.

4

классификация факторов окружающей среды, воздействующих на чело­века:

  • физические факторы (шум, вибрация, ЭМП, радиация),

  • химические (различные химические вещества),

  • биологические (микробы, вирусы, биологические агенты и др.),

  • психогенные (информационные),

  • социальные (условия труда, жизни, культура, образ жизни и др.).





  1. Изучение закономерностей влияния факторов среды на организм или популяцию (натурные или лабораторные эксперименты).

  2. Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, пра­вил и рекомендаций по снижению или устранению влияния вредных факторов и усилению действия положительных факторов.

  3. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику, проверка их эф­фективности и дальнейшее совершенствование.

  4. Научно-обоснованное прогнозирование санитарной ситуации в конк­ретном регионе или стране на ближайшую и отдаленную перспективу на осно­ве многофакторного математического моделирования.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ГИГИЕНЫ И ИХ ЗАДАЧИ '

Содержание гигиены как науки определяется перечнем ее основных раз­делов:

  • Общая гигиена (пропедевтика гигиены) - изучение общих закономернос­тей влияния факторов среды на организм человека и популяций

  • гигиена питания - изучение действия на организм факторов, связанных с питанием

: коммунальная гигиена - гигиена атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы, гигиена населенных мест и др.

  • гигиена окружающей среды - изучение источников и факторов загрязне­ния окружающей среды, влияния их на здоровье население и охрана среды

  • гигиена труда - изучение действия на организм профессиональных вред­ных факторов

  • гигиена детей и подростков (ГДП) - изучение особенностей действия вред­ных факторов на организм детей, гигиенические требования к детским учреждениям, изучение физического развития детей и подростков

  • гигиена лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - гигиенические требования к ЛПУ, профилактика внутрибольничных инфекций

  • гигиена чрезвычайных ситуаций - гигиенические требования к питанию, водоснабжению в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф

  • военная гигиена - гигиеническое обеспечение войск и военно-морского флота

  • гигиена жаркого климата - влияние факторов жаркого климата на орга­низм и профилактика нарушений здоровья, особенности питания в этих условиях

  • радиационная гигиена - влияние на организм радиации и меры противо­радиационной защиты работающих и населения

  • другие разделы - транспортная, спортивная гигиена и др.


ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ГИГИЕНЫ

Любая наука немыслима без методологии - научного подхода в изучении каких-либо явлений. Гигиена имеет достаточно обоснованную и проверенную многолетней практикой методологию, которую можно представить в виде ряда ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ГИГИЕНЫ:

1 ЗАКОН: нарушение здоровья людей, вызванное неблагоприятными фак­
торами, может возникнуть только при наличии 3-х условий:

1) источника вредного фактора,

2)механизма (пути) воздействия или передачи этого фактора к организму человека,

3)наличия чувствительного (восприимчивого) к этому фактору организма человека.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий нарушения здоровья чело­века не произойдет.

  1. ЗАКОН: закон отрицательного влияния деятельности людей на окружа­ющую среду. В связи с физиологической, бытовой и производственной дея­тельностью человек оказывает отрицательное влияние на качество окружаю­щей среды, которое тем опаснее, чем ниже научно-технический уровень произ­водства, культура населения и социально-экономическое развитие страны.

  2. ЗАКОН: закон отрицательного влияния на окружающую среду природ­ных стихийных явлений (вулканы, землетрясения и др.) при которых уровни загрязнения среды бывают значительно выше антропогенного загрязнения.

  3. ЗАКОН: закон положительного влияния человека на окружающую сре­ду. При целенаправленной природоохранной работе и достаточном ее финан­сировании удается в ряде случаев улучшить качество окружающей среды.

  4. ЗАКОН: закон отрицательного действия загрязненной окружающей сре­ды на здоровье населения. Около 70% всех болезней, 50% случаев смерти и 60% дефектов физического развития прямо или косвенно обусловлены загряз­нением среды.

  5. ЗАКОН: закон положительного влияния окружающей среды на здоро­вье населения. Природные факторы при отсутствии их загрязнения оказывают лечебно-оздоровительное влияние на человека (например, курорты, заповед­ники и т.д.).

Методыгигиеническихисследований

Наряду с методами, используемыми в других науках - физическими, био­химическими, физиологическими, морфологическими, гигиена имеет ряд спе­цифических методов исследования:

1. Эпидемиологический метод исследования