Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Гигиенические требования к школьной мебели:

- соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нару­
шений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)

- травмобезопасность;

- нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработ- ]
кам;

- светлая или зеленая окраска столов.
Размеры школьных парт (столов).

В каждом классе - не менее 3-х размеров, в школах используются парты 6- ] 12 размера, имеющие разноцветную маркировку для учителя. Вначале заня- ] тий учитель должен распределить школьников по размерам (линейка Флерова ] или по формуле Листова: № парты = 2 первые цифры роста - 5).

Гигиенические нормативы школьной мебели:

  1. Дифференция - вертикальное расстояние от стола до сидения стула = 1/ 1 7-1/8 роста или от опущенного локтя до сидения.

  2. Дистанция сидения - горизонтальное расстояние между краем крышки ] стола и краем сидения = - 4-5см.

  3. Дистанция спинки - горизонтальное расстояние от края стола до спинки I сидения = передне-заднее сечение тела + 3-5см.

122
Ла

Я%ЙШ$^ЙЁ1&1йШ^^

5. Высота сидения - длина голени + 2см. Врачебно-профессиональная консультация и ориентация в школе.

Проводится врачами, учителями и специалистами центров занятости мо­лодежи с целью определения будущих профессий и рекомендации школьникам круга профессий, подходящими им по состоянию здоровья.

Профессиональная ориентация: справочно-информационная служба о на­личии вакантных профессий, психологические консультации с учетом типа высшей нервной деятельности.

Врачебно-профессиональная консультация.

Проводится 2 раза - а) в 5 классе для детей с дефектами физического раз­вития, для остальных - в 7 классе, б) в 10-11 классе. Первый раз - для своевре­менного выявления и лечения заболеваний, ограничивающих трудоспособ­ность, второй раз - для окончательного определения круга профессий.

При проведении используется медицинская документация на школьника, определение физического развития, медосмотр, при необходимости - углуб­ленное медицинское обследование в ЛПУ - составляются рекомендации, учи­тывающие не только состояние здоровья сейчас, но и возможные изменения в будущем.

С медицинской точки зрения все профессии делятся на 4 группы:

  • где отсутствуют тяжелые условия труда;

  • связанные с действием вредных факторов;

  • связаны с постоянным воздействием комплекса вредных факторов;

  • связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Гигиенические требования к ПТУ.


Размещение - вблизи к базовым промышленным предприятиям или на ок­раине населенного пункта. Размер участка - 20м2 на 1 учащегося.

Зонирование: учебно-производственная зона (теоретический корпус и учебные мастерские), спортивная (увеличена по сравнению со школой), хозяй­ственная, жилая (общежитие), зеленых насаждений.

При централизованно-блочной системе застройки - соответствующие бло­ки. Требования к общежитию: площадь - 6м2 на 1 человека, медпункт.

ТЕМА № 29. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ОБУЧЕНИЮ, ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И

ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Гигиенические требования к обучению детей и подростков.

Основная проблема обучения - необходимость усвоения огромного коли­чества информации, удваивающееся каждые 10 лет.

Поэтому при разработке гигиенических требований к обучению необхо­димо решать двуединую задачу:

123

•V.

а) дать ребенку необходимый для профессиональной деятельности объем
знаний и навыков;

б) сохранить при этом здоровье детей, не допустить переутомления.
Основные пути решения этой задачи (в любом образовательном учрежде­
нии, в т.ч. и в вузе):

  1. увеличение сроков обучения - уже невозможно по физиологическим возможностям организма;

  2. оптимизация обучения - новые интенсивные формы обучения, рацио­нальное составление и пересмотр учебных программ, оптимизация режима обу­чения и отдыха.

В сложном процессе обучения детей можно выделить 2 главных этапа:

  1. выработка навыков длительного сидения, письма, чтения, сосредоточе­ния внимания - дошкольный этап (в ДДУ, дома и т.д.);

  2. этап накопления знаний, развитие логического и абстрактного мышле-| ния - в школе, ПТУ, в вузе. Наиболее сложный этап.

Пути адаптации к обучению в школе:

Постепенное изменение динамического стереотипа - режима дня ребенка:

- в 3-5 лет - 2 занятия по 15-20 мин в виде игры;

- в дошкольной группе - 4 дня в неделю по 4 занятия общей продолжитель­
ностью 1 час 50 мин в день;

- в 1 классе - до 20 уроков в неделю по 35 мин (не более 4 уроков в день).
Возраст начала обучения в школе.

Определяется не календарным возрастом, а психо-физиологическими осо­бенностями ребенка, его физическим развитием, состоянием здоровья. Важная задача для педиатра. Есть различные психо-физиологические методики onpeJ деления готовности к обучению в школе (тест Керна-Иерасика).

Утомление и переутомление школьников и его профилактика.

При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья.



Признаки утомления школьников:

  • снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема! перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы);

  • ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеян-1 ность внимания, двигательное возбуждение);

  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного! ритма и координации движений);

- появление чувства усталости.

Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы,! их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления:

- резкое и длительное снижение работоспособности;

  • нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, исЯ теричность);

  • стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегетсИ сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов);

124

- снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факто­
рам.

ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников:

  1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещен­ности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных фак­торов.

  2. Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня;

3) Оптимизация и пересмотр учебных программ.

Гигиенические требования к составлению школьного расписания:

а) ограничение количества уроков в неделю:

1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю;

б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели:

шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл. Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.

Гигиенические требования к структуре урока.

Исследования работоспособности школьников, особенно с младших клас­сах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабо­чего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Исполь­зование физкультпауз, игровых элементов и др.


Рациональное использование перемен.

Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая переме­на 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе. Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков.

Основные принципы составления гигиенических требований:

- соответствие суточным биоритмам ребенка;

  • максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимос­ти - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно);

  • рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование;

  • соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей.

Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях.

125

При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния:

а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренирован-
ности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, кли­
матические условия, социальные факторы;

б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины:
форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть.

Гигиенические требования к физическому воспитанию детей:

  • индивидуальность;

  • адекватность состоянию здоровья и возможностям организма;

  • систематичность;

  • постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле;

  • благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды. Оценка адекватности физической нагрузки:




  • по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.;

  • с помощью методов изучения физической работоспособности: по време­ни развития физического утомления;

  • по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%.


Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня:

Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодр­ствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - само­стоятельная двигательная активность.

Гигиенические требования к закаливанию детей.

Цели закаливания:

а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет
тренировки
тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции
у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высо­
кая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосу­
дов;

б) адаптация к изменению климатических условий;

в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям.
Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Главная особенность - высокая интенсивность обмена в организме ребен­ка, при этом питание должно не только возмещать энерготраты, но и обеспечи­вать синтетические процессы роста и развития организма.

Поэтому - калорийность питания на кг массы тела в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого и она должна несколько превышать энерготраты.

Отличия во 2 принципе рационального питания - сбалансированности питания - соотношение Б:Ж:У =1:1:3- относительное повышение доли белков и жиров в рационе.

126

Особенности белкового питания:

  • большее количество на кг массы тела;

  • большая часть животных белков - 60-75%," особенно молочных;

- обязательное наличие условно незаменимых аминокислот аргинина и
гистидина, а также незаменимых аминокислот лизина и триптофана (факторы
роста).

Особенности жирового питания:

- большее количество на кг массы тела;

- большее количество животных жиров, растительных - до 10% - иначе -
задержка роста, недостаток витаминов А и D.

Особенности углеводного питания:

- относительно большая потребность на кг массы тела (энергия);