Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гигиенические требования к школьной мебели:
- соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нару
шений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
- травмобезопасность;
- нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработ- ]
кам;
- светлая или зеленая окраска столов.
Размеры школьных парт (столов).
В каждом классе - не менее 3-х размеров, в школах используются парты 6- ] 12 размера, имеющие разноцветную маркировку для учителя. Вначале заня- ] тий учитель должен распределить школьников по размерам (линейка Флерова ] или по формуле Листова: № парты = 2 первые цифры роста - 5).
Гигиенические нормативы школьной мебели:
-
Дифференция - вертикальное расстояние от стола до сидения стула = 1/ 1 7-1/8 роста или от опущенного локтя до сидения. -
Дистанция сидения - горизонтальное расстояние между краем крышки ] стола и краем сидения = - 4-5см. -
Дистанция спинки - горизонтальное расстояние от края стола до спинки I сидения = передне-заднее сечение тела + 3-5см.
122
Ла
Я%ЙШ$^ЙЁ1&1йШ^^
5. Высота сидения - длина голени + 2см. Врачебно-профессиональная консультация и ориентация в школе.
Проводится врачами, учителями и специалистами центров занятости молодежи с целью определения будущих профессий и рекомендации школьникам круга профессий, подходящими им по состоянию здоровья.
Профессиональная ориентация: справочно-информационная служба о наличии вакантных профессий, психологические консультации с учетом типа высшей нервной деятельности.
Врачебно-профессиональная консультация.
Проводится 2 раза - а) в 5 классе для детей с дефектами физического развития, для остальных - в 7 классе, б) в 10-11 классе. Первый раз - для своевременного выявления и лечения заболеваний, ограничивающих трудоспособность, второй раз - для окончательного определения круга профессий.
При проведении используется медицинская документация на школьника, определение физического развития, медосмотр, при необходимости - углубленное медицинское обследование в ЛПУ - составляются рекомендации, учитывающие не только состояние здоровья сейчас, но и возможные изменения в будущем.
С медицинской точки зрения все профессии делятся на 4 группы:
-
где отсутствуют тяжелые условия труда; -
связанные с действием вредных факторов; -
связаны с постоянным воздействием комплекса вредных факторов; -
связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Гигиенические требования к ПТУ.
Размещение - вблизи к базовым промышленным предприятиям или на окраине населенного пункта. Размер участка - 20м2 на 1 учащегося.
Зонирование: учебно-производственная зона (теоретический корпус и учебные мастерские), спортивная (увеличена по сравнению со школой), хозяйственная, жилая (общежитие), зеленых насаждений.
При централизованно-блочной системе застройки - соответствующие блоки. Требования к общежитию: площадь - 6м2 на 1 человека, медпункт.
ТЕМА № 29. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ОБУЧЕНИЮ, ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И
ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Гигиенические требования к обучению детей и подростков.
Основная проблема обучения - необходимость усвоения огромного количества информации, удваивающееся каждые 10 лет.
Поэтому при разработке гигиенических требований к обучению необходимо решать двуединую задачу:
123
•V.
а) дать ребенку необходимый для профессиональной деятельности объем
знаний и навыков;
б) сохранить при этом здоровье детей, не допустить переутомления.
Основные пути решения этой задачи (в любом образовательном учрежде
нии, в т.ч. и в вузе):
-
увеличение сроков обучения - уже невозможно по физиологическим возможностям организма; -
оптимизация обучения - новые интенсивные формы обучения, рациональное составление и пересмотр учебных программ, оптимизация режима обучения и отдыха.
В сложном процессе обучения детей можно выделить 2 главных этапа:
-
выработка навыков длительного сидения, письма, чтения, сосредоточения внимания - дошкольный этап (в ДДУ, дома и т.д.); -
этап накопления знаний, развитие логического и абстрактного мышле-| ния - в школе, ПТУ, в вузе. Наиболее сложный этап.
Пути адаптации к обучению в школе:
Постепенное изменение динамического стереотипа - режима дня ребенка:
- в 3-5 лет - 2 занятия по 15-20 мин в виде игры;
- в дошкольной группе - 4 дня в неделю по 4 занятия общей продолжитель
ностью 1 час 50 мин в день;
- в 1 классе - до 20 уроков в неделю по 35 мин (не более 4 уроков в день).
Возраст начала обучения в школе.
Определяется не календарным возрастом, а психо-физиологическими особенностями ребенка, его физическим развитием, состоянием здоровья. Важная задача для педиатра. Есть различные психо-физиологические методики onpeJ деления готовности к обучению в школе (тест Керна-Иерасика).
Утомление и переутомление школьников и его профилактика.
При неправильной организации учебного процесса среди школьников очень часто наблюдаются признаки утомления и переутомления, приводящие впоследствии к нарушениям здоровья.
Признаки утомления школьников:
-
снижение продуктивности труда (рост числа ошибок и снижение объема! перерабатываемой информации при проведении корректурной пробы); -
ослабление внутреннего торможения (рост числа отвлечений, рассеян-1 ность внимания, двигательное возбуждение); -
ухудшение регуляции физиологических функций (нарушения сердечного! ритма и координации движений);
- появление чувства усталости.
Обычно эти признаки быстро проходят за время перемен и после школы,! их длительное сохранение свидетельствует о развитии переутомления:
- резкое и длительное снижение работоспособности;
-
нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, исЯ теричность); -
стойкие нарушения регуляции вегетативных функций (аритмии, вегетсИ сосудистые дистонии, нарушения функции внутренних органов);
124
- снижение сопротивляемости к инфекциям и др. неблагоприятным факто
рам.
ПРОФИЛАКТИКА утомления у школьников:
-
Обеспечение оптимальных гигиенических условий обучения: освещенности, вентиляции, микроклимата, соблюдение ПДУ шума и др. вредных факторов. -
Оптимизация режима обучения - правильное составление расписания уроков, правильное построение урока, эффективное использование перемен, оптимальный режим дня;
3) Оптимизация и пересмотр учебных программ.
Гигиенические требования к составлению школьного расписания:
а) ограничение количества уроков в неделю:
1 класс - до 20 по 35 мин, 2 класс - до 22 по 45 мин, 3-4 класс - 24, 5-8 класс - 30, 9-11 класс - 31 урок в неделю;
б) распределение уроков по сложности в течение дня и недели:
шкала сложности уроков - точные науки - 11 баллов, пение - 1 балл. Требования: нельзя ставить сложные уроки подряд, вначале и в конце дня и недели. Максимум сложности уроков - вторник-среда.
Гигиенические требования к структуре урока.
Исследования работоспособности школьников, особенно с младших классах, показали: фаза врабатываемости продолжается первые 5 мин, фаза рабочего возбуждения 5-25 мин, затем - фаза начинающегося утомления. Отсюда рекомендации по построению урока: вводная часть (опрос) - 10 мин, основная часть (объяснение нового материала) - до 25 мин, затем - закрепление. Использование физкультпауз, игровых элементов и др.
Рациональное использование перемен.
Перемена после каждого урока - 10 мин, после 2 урока - большая перемена 30 мин или две по 20 мин - после 2 и 3 уроков. Запрещается их использование для других мероприятий. Максимальное пребывание на открытом воздухе. Гигиенические требования к режиму дня детей и подростков.
Основные принципы составления гигиенических требований:
- соответствие суточным биоритмам ребенка;
-
максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно); -
рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование; -
соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей.
Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях.
125
При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния:
а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренирован-
ности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, кли
матические условия, социальные факторы;
б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины:
форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть.
Гигиенические требования к физическому воспитанию детей:
-
индивидуальность; -
адекватность состоянию здоровья и возможностям организма; -
систематичность; -
постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле; -
благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды. Оценка адекватности физической нагрузки:
-
по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.; -
с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления; -
по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%.
Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня:
Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность.
Гигиенические требования к закаливанию детей.
Цели закаливания:
а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет
тренировки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции
у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высо
кая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосу
дов;
б) адаптация к изменению климатических условий;
в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям.
Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Главная особенность - высокая интенсивность обмена в организме ребенка, при этом питание должно не только возмещать энерготраты, но и обеспечивать синтетические процессы роста и развития организма.
Поэтому - калорийность питания на кг массы тела в 1,5-2 раза выше, чем у взрослого и она должна несколько превышать энерготраты.
Отличия во 2 принципе рационального питания - сбалансированности питания - соотношение Б:Ж:У =1:1:3- относительное повышение доли белков и жиров в рационе.
126
Особенности белкового питания:
-
большее количество на кг массы тела; -
большая часть животных белков - 60-75%," особенно молочных;
- обязательное наличие условно незаменимых аминокислот аргинина и
гистидина, а также незаменимых аминокислот лизина и триптофана (факторы
роста).
Особенности жирового питания:
- большее количество на кг массы тела;
- большее количество животных жиров, растительных - до 10% - иначе -
задержка роста, недостаток витаминов А и D.
Особенности углеводного питания:
- относительно большая потребность на кг массы тела (энергия);