Файл: Совершенствование системы банковских карт российских банков (на примере пао Сбербанк России).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт финансов, экономики и управления
(институт)
Кафедра «Финансы и кредит»
(кафедра)
38.03.01 «Экономика»
(код и наименование направления подготовки, специальности)
«Финансы и кредит»
(наименование профиля, специализации)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: «Совершенствование системы банковских карт российских банков (на примере ПАО «Сбербанк России»)»
Студентка
А.С. Анпилогова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
К.Ю. Курилов
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультанты
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой д.э.н., доцент А.А. Курилова ________________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________2017 г.
Тольятти 2017
Аннотация
Выпускная квалификационная работа Анпилогова А.С. по теме: Совершенствование системы банковских карт российских банков (на примере ПАО «Сбербанк России»)
Объем выпускной квалификационной работы – 69 страниц, в состав которых включены 10 таблиц и 13 рисунков и 2 приложения. В процессе написания данной работы использовались 30 источников.
Ключевые слова: банк, банковская карта, купюры, развитие, финансовая устойчивость, платежеспособность, деньги.
Объектом исследования является рынок банковских карт.
Предмет исследования — экономические отношения, складывающиеся в процессе операций коммерческого банка с банковскими картами ПАО
«Сбербанк России».
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, а также объект и предмет, указывается методологическая база исследования, теоретическая и практическая значимость данного исследования.
В первой главе раскрываются основные теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами. Во второй главе проведен анализ операций ПАО «Сбербанк России» с банковскими картами.
В третьей главе представлена разработка рекомендаций по совершенствованию эмиссионной политики международных банковских карт в ПАО «Сбербанк России»
По итогам анализа можно сделать вывод по расширению функциональных возможностей банковских карт, что проведенный в работе анализ позволил сформулировать необходимые рекомендации по улучшению существующего положения с вероятностью получения значительного экономического эффекта.
Содержание
Введение ..................................................................................................... 4 1 Теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами ................................................................................................................. 7 1.1 Сущность, значение и развитие электронных услуг на основе применения банковских карт ........................................................................... 7 1.2 Виды банковских карт и технология обращения в системе банковских карт .............................................................................................. 11 1.3 Российский рынок платёжных систем по банковским картам в настоящее время ............................................................................................. 16 2 Анализ операций ПАО «Сбербанк России» с банковскими картами . 26 2.1 Характеристика организационно-экономической деятельности отделения ПАО «Сбербанк России» ............................................................. 26 2.2 Анализ структуры и динамики операций с использованием банковских карт .............................................................................................. 33 2.3 Проблемы развития эмиссии банковских карт в отделении ПАО
«Сбербанк» ..................................................................................................... 45 3 Рекомендации по совершенствованию эмиссионной политики международных банковских карт в ПАО «Сбербанк России» ........................ 49 3.1 Мероприятия, направленные на увеличение эмиссии банковских карт и повышение качества обслуживания по операциям связанным с банковскими картами ..................................................................................... 49 3.2
Эффективность предложений по совершенствованию эмиссионной политики международных банковских карт .......................... 51
Заключение ............................................................................................... 59
Список использованных источников ...................................................... 62
Приложения .............................................................................................. 65
4
Введение
Совершенствование рынка банковских карт в России – это важнейший фактор развития сферы безналичных расчетов, так как в последнее время банковские карты стали основным инструментом, который используют для осуществления платежей в рознице. Как показывает статистика, за последние пять лет наблюдаются устойчивые показатели роста, однако темпы развития рынка платежных карт в России заметно отличается от темпов развития на
Западе.
Применение банковских карт в настоящее время является актуальной темой, так как их использование постоянно наращивает темпы. Так от элитных, доступных в основном высокооплачиваемым группам населения, банковские карты становятся демократичным средством расчета.
С помощью выпуска банковских карт каждая организация, а именно банк, старается привлечь клиентуру, интегрироваться в мировую систему банковских услуг, повысить уровень имиджа банка, увеличить скорость расчетов и исключить появление ошибок и злоупотребление со стороны банковских работников. Однако существует проблема с маркетингом банковских карт. На сегодняшний день действует негативное отношение большей части населения к новшествам, одним из которых и являются банковские карты. Как правило с подозрительностью к пластиковым картам относятся представители старшего поколения и люди пожилого возраста, поскольку они не умеют, а многие и не хотят учиться пользоваться, так как, по их мнению, «бумажные купюры внушают большую уверенность и чувство надежности».
Однако негативное мнение складывается и у молодого поколения, в связи недостаточной безопасностью хранения денежных средств на карте. За последние годы наблюдается положительная тенденция роста мошеннических операций списания денежных средств, и увеличиваются суммы, теряемые держателями банковских карт. За 2016 год по данным
5
Центрального банка России, количество мошеннических операций через
Интернет-банк и мобильные приложения возросло на 44%. Всего мошенниками было украдено больше 1 млрд. руб.
Конечно существует еще перечень устройств и способов мошеннического списания денежных средств.
Итогом можно сказать, что рынок банковских карт в России несмотря на нестабильное развитие отстает от западных стран по многим показателям в результате значительных проблем, которые возникают у всех участников (держателей карт, кредитных организаций, государства).
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы представляет исследование одного из наиболее актуальных вопросов развития банковской системы России.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании рынка банковских карт со стороны коммерческих банков и подходов к их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач: рассмотреть теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами; проанализировать организацию работы ПАО «Сбербанк России» с использованием банковских карт; определить рекомендации по развитию операций ПАО «Сбербанк
России» с банковскими картами.
Объектом исследования в данной работе выступает рынок банковских карт.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе операций коммерческого банка с банковскими картами в ПАО «Сбербанк России».
6
В процессе исследования применялись различные методы: методы группировки и сравнения, анализ и синтез, системно-структурный подход, метод описания, метод обобщения, табличный метод.
Теоретической основой работы послужили нормативные акты банковского законодательства, принятые в Российской Федерации, а также труды российских экономистов по вопросам использования банковских карт.
Информационной базой исследования выступили статистические данные Банка России, а также отчетные данные ПАО «Сбербанк России».
Теоретическая значимость данной работы заключается в исследовании рынка банковских карт, применяемых коммерческими банками, и определении их эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений в части совершенствования операций ПАО «Сбербанк России» с банковскими картами.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введение, тремя главами, заключением, списком использованных источников и рядом приложений.
7 1 Теоретические основы операций коммерческих банков с банковскими картами
1.1 Сущность, значение и развитие электронных услуг на основе применения банковских карт
В настоящее время банки заинтересованы работать в сфере безналичных расчетов с помощью банковских карт. Именно банковские карты в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских и других систем.
По данным Банка России, за 7 лет (2004–2010 года) количество эмитированных банковских карт возросло с 15,5 до 126 млн. единиц, т.е. более чем в 8 раз, а в 2011 году – уже 144,4 млн. карт. Эмиссию и/или эквайринг карт осуществляют около ⅔ российских банков.
Первым эмитентом пластиковой карты стал Bank Americanof из Сан -
Франциско, приступивший к выпуску карт Bank Americanof. В середине 60-х годов образовалось два центра в этой сфере банковской деятельности. Ими стали система Bank of America (впоследствии переименованная в систему с широко известным названием VISA) и банковское объединение, после ряда переименований получившее название MasterCard. В тоже время на пластиковой карте появилась магнитная полоса, на которую стали записывать определенную информацию [29, с.96].
В России в настоящее время активно функционируют системы расчетов с применением различных видов банковских карт. В ряде крупных эмитентов банковских платежных карт, являются некоторые российские банки, осуществляющие порядок эмиссии в соответствии с Положение банка
России от 24.12.2004 год № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершенных с использованием платежных карт» (в ред. От
21.09.2006 год), регулирующие не только порядок эмиссии, порядок выдачи разрешения на эмиссию, но и использование карт. Одним из самых крупных банков- эмитентов и банков-эквайеров является Сберегательный Банк РФ,
8 нормативное регулирование функций которого в этой сфере осуществляется на основе закона РФ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Кроме того, Банк России устанавливает порядок выдачи разрешения кредитным организациям-резидентам на распространение платежных крат других эмитентов, позволяющих производить безналичную оплату товаров, услуг и получение наличных денежных средств. Разрешение выдается только при предоставлении Банку России кредитной организацией заявления, полной информации об эмитенте, образцов платежных карт, информации разработчике, принципах технической реализации расчетов, о системе управления рисками, системе безопасности и защите информации на банковской карте.
Прежде всего, следует отметить, что карточка является лишь инструментом в той или иной платежной системе. Пластиковая банковская карта- это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и
(или) услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
Эмиссия банковских карт осуществляется на основании договора предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт. По договору банковского счета банк обязуется зачислять и принимать:
- на открытый счет владельца счета, денежные средства;
- по распоряжению клиента перечислять и выдавать соответствующие суммы со счета и проводить другие операции по счету.
Появление в России смарт-карт 80-х годах, безусловно, способствует повышению степени безопасности расчетов в целом, а также проблемы, возникающие при проектировании сложных систем в различных прикладных областях.
9
При выдаче карты клиенту, организация (владелец карты) осуществляет ее персонализацию. Различают электронную и графическую персонализацию карт.
Электронная персонализация – это процесс занесения информации в микросхему. Современные карты имеют специальное, однократное записываемое поле для идентификационных данных владельца или организации, выдавшей карту. Кроме этого, в карту можно записывать криптографические ключи, а также ключи доступа к данным. Под графической персонализацией понимают процесс нанесения на карту рисунка фотографии, фамилии владельца, серийного номера, специального логотипа и т.д. [29, с.164].
Наибольшее распространение смарт-карт имеют в системах безналичных платежей и банковском деле. Безналичный расчет является одной из удобных форм перечисления денег на банковские счета и их снятия.
Замена наличного расчета безналичным позволяет решить многие проблемы, возникающие в настоящее время при денежных операциях между фирмами и частными лицами. Полностью или частично снимается проблема инкассации наличных средств в торговых точках. Безналичный расчет решает проблему выплаты сколько угодно больших заработных плат и приобретения товаров в магазинах [29, с.165].
Эффективное функционирование системы безналичного расчета возможно только при автоматизации и обеспечении выполнения безналичных операций. Существующие системы расчетов используют различные виды карт. Основными видами карт, помимо смарт-карт, являются карты с магнитной полосой и карты со штрих - кодами.
При покупке товара в магазине с помощью платежной карты, система безналичных расчетов должна проверить платежеспособность клиента и снять некоторую сумму денег с его счета. В зависимости от того, как происходит этот процесс проверки и снятия, выделяют два основных режима работы систем безналичных расчетов: on-line и off-line.
10
Режим он - лайн (on-line) заключается в том, что в торговой точке при платежной операции с помощью карты (например, при покупке товара), дана торговая точка связывается с центром счет клиента, в этом центре проверяется платежеспособность клиента, определяется лимит и проводится операция снятия денег с его счета.
Режим оф - лайн (off-line) заключается в том, что при проведении в торговой точке некоторой платежной операции, торговая точка не связывается с центром ведения счетов, а осуществляет соответствующие проверки на основе информации имеющейся карты. В конце дня данная торговая точка передает в центр ведения счетов обобщенную информацию по всем платежным операциям, осуществленным за день [29, с.170].
Благодаря инновационным техническим преимуществам, позволяющим обезопасить процессы расчетов, экономично и эффективно решить вопросы автоматизации, обеспечить непрерывность хранения денежных средств на банковских счетах.
В современном мире электронные карточки обладают тремя важными качествами.
Во-первых, электронная карточка располагает энергонезависимой программируемой постоянной памятью. В эту память заносится текущая информация, и она сохраняется даже после отключения источника питания. В нее может быть записана стоимость каждой покупки, а также сумма всех затрат, и поэтому клиент, делая покупки не может превысить установленную сумму. Во-вторых, в каждую карточку вмонтирован свой процессор, который при соответствующем выборе архитектуры обеспечит работу карточки таким образом, чтобы определенные части памяти были недоступны никому, кроме фирмы, эмитирующей карточку. В-третьих, обеспечения персонализации, выпускается специальное оборудование, позволяющее наносить на карту достаточно сложные для подделки изображения и одновременно выполнять запись в определенные поля карты.