Файл: Совершенствование системы банковских карт российских банков (на примере пао Сбербанк России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Поэтому на сегодняшний день, одним из наиболее выгодных направлений развития банковской сферы услуг является внедрение систем безналичного обслуживания, основанных на применении банковских карт.
1.2 Виды банковских карт и технология обращения в системе банковских карт
Банковская пластиковая карта - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств со своего банковского счета в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах), а также осуществление других операций, предусмотренных соответствующим договором.
В сфере денежного обращения банковские карты — это прогрессивный способ организации безналичных расчетов. На банковских картах хранится определенная информация, используемая в равных прикладных программах.
Банковские карты это финансовые карт, которые банки выпускают и используют в качестве инструмента привлечения средств клиентов.
При этом банки могут выпускать или распространять:
- карты собственной эмиссии;
- карты других баков эмитентов (отечественных и иностранных);
- карты различных платежных систем
(национальных и международных).
International Standards Organization (ISO) разработал стандарты на: внешний вид банковских карт; порядок нумерации (образования) счетов; форм магнитных полос; форм сообщения, посылаемого владельцу карты о его операциях [22, с.82].
Банковские карты различаются и по целям выпуска, по технологии изготовления и по технологии расчетов. Это является причиной множественной классификации находящихся в обращении банковских карт.

12
По технологической реализации носителя информации, банковские карты делятся на активные и пассивные карты.
- пассивные: со штрих кодом, карты с магнитной полосою;
- активные: микропроцессорные карты.

Штрих – кодирование. Запись информации на карточку с помощью штрих - кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получило. Карты со штрих – кодом используются в банковском деле достаточно редко. Код защищен непрозрачным составом (визуально это просто черная полоса на карте), он может быть прочитан в инфракрасном свете и расшифрован с помощью специального оборудования. Кроме того, такое оборудование может быть дополнено устройством ввода цифрового поля, который клиент набирает на клавиатуре устройства.
Карты с магнитной полосой наиболее распространены и хорошо известны. Но основным недостатком этих карт являются отсутствие возможности надежного обновления информации и плохие эксплуатационные характеристики. Из-за невозможности оперативного обновления информации на магнитной карте, процедура, списания денег со счета клиента, находящегося, например, в магазине, является достаточно сложной и длительной. Это объясняется тем, что при каждом списании необходимо установить связь удаленным пунктом, где находится клиент и местом, где хранится его счет. Сокращается срок эксплуатации, так как магнитная полоса быстро выходит из строя. Прежде всего, данную карту легко подделать. Поэтому банки поспешно перестают использовать карту с магнитной полосой, выбирая карты с микропроцессорами [22, с.205].
Карточка с микросхемой - представляет собой встроенный в карточку чип, который имеет определенную заранее записанную информацию, а затем может обновляться в момент совершения сделки.
По своему финансово-экономическому предназначению карты могут быть кредитными и дебетовыми.

13
Кредитные карты - один из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющих потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. Кредитные карты являются наиболее распространенным видом банковских крат.
Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании и возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения. Кредитная карта, дает возможность клиенту оплатить товар или услугу, не имея наличных денег, ни средств на счете в банке.
Банк – эмитент, предоставляющий кредитные карты, устанавливает собственные правила, определяющие возможность предоставления кредита и взаимоотношения с пользователем карты, согласно подписанному договору.
Основным является то, что к владельцу кредитной карты предъявляются требования банка в отношении кредитоспособности. Прежде всего, проверяется место работы, соответственно определяется средний годовой доход, кредитная история, а также наличие: движимого и недвижимого имущества, банковского счета, семейное положение, и т.п. Если владелец карты дополнительно вносит на свой счет в банк сверх используемого лимита, то такая карта может функционировать как дебетовая.
Большинство банков предлагают клиентам только дебетовые карты, которые позволяют лишь тратить собственные средства. Поэтому держатель дебетовой карты распоряжается только той суммой, которая была внесена либо его работодателем, либо им лично на банковский счет карточки предварительно. Безусловно, это более удобно для клиента, поскольку платежные операции выполняются путем прямого уменьшения размеров его банковского счета.
Расчетная карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах остатка денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете с учетом установленных лимитов.


14
В связи с тем, что в большинстве всех развитых стран мира микропроцессорные банковские карты получили положительное признание, и такие мировые лидеры, как VISA и Europay предпочли переход на
«микропроцессорные» карты. Сбербанк России так же выбрал в качестве платежной системы данную технологию.
По итогам 2016 года практически во всех регионах Visa занимает по эмиссии от 40% рынка. На втором месте по распространенности в округе находится пластик MasterCard — от 21% до 33% рынка [31].
Таким образом, международные банковские карты в большинстве регионов к концу 2016 года занимают от 66% до 93% рынка, и на многих территориях Visa и MasterCard конкурируют уже только друг с другом.
Причем доля «иностранцев» за 2016 год подросла существенно — с 63,7% до
81%. Интересная ситуация наблюдалась в Самарской области, где доли перераспределились между Visa и MasterCard. Если в 2016 году системы занимали примерно равные позиции, то к началу 2017-го количество банковских карт первой почти в два раза превысило показатели второй.
Большой объем карт Visa в регионе в 2016 году эмитировал Сбербанк. Во- первых, это были новые зарплатные проекты; во-вторых, банк активно вводил социальные карты, на которые переводил пенсионеров, ранее получавших пенсии на сберкнижку.
А вот отечественные системы продолжают терять позиции. Доля карт
РПС «СБЕРКАРТ» в общем объеме выпущенного «пластика» составила
28,6%. Но в общей структуре доля системы сократилась за год на 7%.
Несмотря на сокращение количества РПС СБЕРКАРТ, выпущенных
Отделением №6312 ПАО «Сбербанк России», доля этой системы в общем объеме используемых в регионе карт также продолжает сокращаться и составляет 13,5%, или 183,7 тыс. единиц (в 2015 году- 25,4%, или 238,7 тыс. единиц, в 2016 году – 41,2%, или 224,2 тыс. единиц) [31].
«СБЕРКАРТ» на третьем месте по-прежнему в Самарской области с долей рынка 16,5% годовых (-1,5%). Падение доли «СБЕРКАРТ» в том, что

15
ПАО «Сбербанк России» с 2016 года прекратил выпуск этой платежной системы и стал активно работать с картами международных банковских систем.
В первом полугодии текущего года в Самарской области с платежными картами работали 28 кредитных организаций. На рынке края представлены такие карты как АС СБЕРКАРТ, VISA, MasterCard, Золотая Корона.
Рисунок 1.1 – Количество выпущенных карт за период 2014 – 2016 года, штук
Как показано на рисунке 1.1 по итогам 2016 года в Самарской области, объем выпущенных карт (по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет) вырос на 20,7% и достиг 938,9 тыс. единиц. Как отмечают в ГУ
ЦБ Самарской области, при выборе платежной системы наибольшее предпочтение банки и клиенты отдавали картам международных систем.
В структуре эмитированных карт в регионе основную долю составили карты системы VISA International и Master Card International- 75,4%, или
651,3 тыс. единиц (в 2015 году – 41,7%, или 444,7% тыс. единиц, в 2016 году
– 63,7%, или 598,1% тыс. единиц). Причем VISA заняла почти 50% рынка, так как банки эмитировали в крае уже более 467 тыс. карт этой системы. Чуть выросла и доля, занимаемая Master Card.
0 10 20 30 40 50 60
Visa
АС Сберкарт
MasterCard
Зололтая корона
31,1 41,2 10,6 7,9 47,9 25,4 15,8 8
59,8 13,5 15,6 13,4 2014 2015 2016


16
Эксперты объяснили это тем, что более 89% кредитных организаций – участников рынка платежных карт региона работали с картами международных систем.
Отличительной особенностью развития пластикового рынка края стал резкий рост количества кредитных карт – на
115%, до 84,4 тыс. штук.
1.3 Российский рынок платёжных систем по банковским картам в настоящее время
Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется, главным образом, вопросами стратегического развития.
Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям.
Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки стремятся в первую очередь к удешевлению услуг, ускорению прохождения платежей через банковскую систему и снижению трудоемкости банковской работы.
В настоящее время банки активно работают с физическими и юридическими лицами, предлагая современные технологии на основе пластикового, электронного бизнеса. Именно коммерческие банки, использующие банковские карты наиболее заинтересованы в развитии платежных систем и являются активными участниками разного вида расчетов.
Эмиссионная политика - это программа банка в области развития банковских услуг с использованием банковских карт. Она включает в себя совокупность инструментов и методов для достижения поставленных целей.
Формирование эмиссионной политики напрямую зависит от маркетинговых исследований рынка банковских карт. Исследования имеют первостепенное значение для определения эффективности выпуска этого

17 перспективного банковского продукта. Перед началом эмиссии карточек банк выбирает, в какую платежную систему (международную или российскую) он будет вступать, или же он намеревается создать собственную локальную платежную систему.
Сравнивая показатели количества платежных карт на жителя в России и в других развитых странах, можно сделать вывод, что Россия по данному показателю значительно отстает от большинства стран.
Рисунок 1.2 – Количество платежных карт на одного жителя на конец
2016 года
На российском рынке платёжных систем по банковским картам взаимодействуют два основных игрока, которым принадлежит около 90% оборота. При этом доля Visa постепенно сокращается, а MasterCard потихоньку растёт. Платёжной системе Visa принадлежит 50% рынка международных банковских карт в России. Среди активных карт доля
MasterCard за минувший год выросла на 10,5%.
Рисунок 1.3 – Динамика долей рынка платёжных систем по банковским картам России в 2014-2016 года
6,4 3,54 2,05 1,7 1,56 2,5 0
1 2
3 4
5 6
7
США
Британия
Бельгия
Германия
Франция
Россия
5 4,8 4
35,3 34,4 36,6 48,9 51,2 50 10,8 9,5 9,8 0
20 40 60 2014 2015 2016
Золотая корона
Mastercard
Visa другие


18
Из рисунка 1.3 видим, что прирост доли MasterCard более очевиден:
+10,5% до 36% рынка. При этом доля Золотой Короны сохранилась на прежнем уровне (6,8%), а Visa — уменьшилась на 4% до 52%, более мелкие игроки вкупе тоже оказались в минусе. Данная тенденция продолжает динамику показателей годичной давности и есть все предпосылки, что далее рынок будет развиваться по сходному сценарию.
Так же можно сказать, что на Российском рынке банковских карт преобладают международные банковские карты. Российские платежные системы сдают свои позиции и с 2014 года темп роста значительно снизился на 80% [32].
Самой популярной у россиян по-прежнему является карта VISA. ПАО
«Сбербанк России» предпочитает выпускать карты платежной системы
MasterCard, их оказалось почти на 10 млн. больше, чем карт VISA. Самих же карт системы MasterCard насчитывается более 41,6 млн. штук, что также не мало. Именно карты этих платежных систем выпускаются у подавляющего большинства российских банков.
Таблица 1.1 – Крупнейшие банки по количеству банковских карт в обращении в 2016 года (платежные системы)

Банк
Кол-во МБК в обращении в
2016 г. шт.
Visa (шт.)
Master
Card
(шт.)
Прочих платежных систем (шт.)
1
ПАО
«Сбербанк
России»
51 389 920 19371 447 29 713 788 2 304 685 2
ВТБ 24 7 168 068 6 924 443 243 607 18 3
Альфа-Банк
7 090 101 5 835 057 1 255 044 0
4
Русский
Стандарт
5 836 003
-
-
-
5
Уралсиб
3 705 319 2 637 658 1 045 428 22 233 6
Росбанк
2 845 808 1 639 194 1 162 505 44 109 7
Мастер-Банк
2 280 410 1 733 112 547 298 0
8
Ренессанс
Кредит
2 079 119 32 137 2 046 982 0

19
Из таблицы 1.1 можно увидеть, что ПАО «Сбербанк России» занимает первое место по эмиссии международных банковских карт. И большая часть эмитированных карт приходится на Visa и MasterCard.
Относительно свободным пока сегментом является розничный рынок карт, особенно кредитных продуктов. Можно возразить: розничные продукты предлагают практически все банки. Это действительно так, но конкуренция - это борьба различных предложений за предпочтения клиента, потребителя.
Говоря об операциях с платежными картами, хочется, отметит, что, несмотря на рост количественных и качественных показателей российского рынка платежных карт, на сегодняшний день уровень использования платежных карт в России все еще существенно отстает от уровня использования платежных карт в Евросоюзе, США и других странах с развитыми рынками платежных карт.
Рисунок 1.4 – Объем безналичных операций с использованием платежных карт, в 2016 году, (% к ВВП)
Так из рисунка 1.4 видно, что Россия в 2016 году занимала 2,5% объема безналичных операций с использованием международных банковских карт по отношению к другим развитым странам.
2,5 6,1 8,7 14,6 14,9 15,3 17 17,9 22,6 24,2 28,1 0
5 10 15 20 25 30