Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-объекты использования атомной энергии; - объекты обороны и безопасности;

- объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

-объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

-объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; - объекты электро-,газо-,тепло- и водоснабжения муниципального значения; -автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ - выполнением международных обязательств Российской Федерации;

- размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения;

- иными случаями, установленными федеральными закона ми и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам земли, также могут быть зарезервированы для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, создания особо охраняемых природных территорий, строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Срок резервирования:

- до двадцати лет - для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов (земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам);

- не более двух лет - для создания особой экономической зоны;

- не более семи лет - в остальных случаях.

В связи с резервированием земель могут быть ограничены права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на возведение -зданий, строений и сооружений, проведение мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов. При этом федеральными законами также могут быть ограничены права собственности и иные вещные права на земельные участки.

Контрольные вопросы:

1.Назовите категории земель.

2. Кто принимает решение об отнесении земель к определенной категории и переводе земель из одной категории в другую?

3. Какие органы принимают решение о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам?

4. Назовите процедуру предоставления земельных участков?

5. В каких случаях осуществляется резервирование земель для государственных и муниципальных нужд?

6. В каком порядке осуществляется резервирование земель для государственных и муниципальных нужд?


Правовое регулирование фискальных аспектов землепользования

Основные изучаемые вопросы:

1. Земельный налог (налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, льготы, ставки). 2. Арендная плата за земли, находящиеся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. 3. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в частной собственности. 4. Нормативная цена земли. 5. Кадастровая стоимость земельного участка. 6. Государственная кадастровая оценка земель, ее соотношение с рыночной оценкой земель. 7. Состав действий, выполняемых при проведении государственной кадастровой оценки земель. 8. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель, оспаривание ее результатов.

Методические советы по изучению темы

Согласно принципу платности использования земли, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законодательством установлены две формы платы за землю -земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог является местным налогом и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, а также некоторых земельных участков, ограниченных в обороте. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;


2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Освобождаются от налогообложения некоторые организации, в отношении земельных участков, предназначенных для целей их деятельности: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также другие организации. Также освобождаются от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного 'налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Размер арендной платы земельных участков, находящихся в частной собственности, определяется договором аренды в соответствии с соглашением сторон.

*Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли была установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.


В 2006-2008гг. все субъекты РФ в основном перешли на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

* Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», регулирующий плату за землю, признан утратившим силу с 01.01.2006., за исключением статьи 25. В соответствии с Федеральным законом от 25.10. 2001 № 137-ФЗ нормативная цена земли применяется в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

-формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

-определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

-экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; - утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

-опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

-внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению .исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию - на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями вышеназванного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.