Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.

В течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

В течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости направляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. В настоящее время таким органом является Росреестр.

В течение десяти рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости опубликовывает информацию об утвержденных результатах определения кадастровой стоимости, в том числе о кадастровой стоимости, дате проведения последней государственной кадастровой оценки, и иную информацию, определенную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами мест-ного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.


Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте принцип платности землепользования.

2. Назовите виды платы за землю. Чем они регулируются?

3. Кто устанавливает ставки земельного налога?

4.Охарактеризуйте земельный налог: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, льготы, ставки.

5. Особенности взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности.

6. Как определяется размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности?

7. Что такое нормативная цена земли?

8. Дайте понятие кадастровой стоимости земельного участка.

9. С какими целями проводится кадастровая оценка земельных участков?

10. В чем отличие кадастровой стоимости от иных видов стоимости, предусмотренных законодательством?

11. Как соотносится кадастровая оценка земель с рыночной оценкой земель?

12. Как проводится кадастровая оценка земель?

13. В каком порядке возможно оспорить результаты кадастровой оценки земель?

14. Назовите сферы использования данных о кадастровой стоимости земельных участков.
Государственный земельный надзор.

Ответственность за земельные правонарушения

Основные изучаемые вопросы:

1.Понятие и состав земельного правонарушения. 2.Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. 3.Виды земельных правонарушений (самовольное занятие участка, порча и уничтожение плодородного слоя; захламление, загрязнение земель и др.). 4. Основания и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок при его ненадлежащем использовании. 5.Государственный земельный надзор (контроль). 6. Основные функции органов, осуществляющих земельный контроль. 7. Права государственных инспекторов по использованию и охране земель. 8. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.



Методические советы по изучению темы

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства.

Ответственность вообще - это обязанность отвечать за свою общественно-негативное поведение и иметь за такое поведение негативные последствия

Юридическая ответственность - это юридическая обязанность нарушителя юридической нормы отвечать за свое общественно-негативное поведение и принимать на себя негативные правовые последствия через меры государственного принуждения.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю.

Ответственность за нарушение земельного законодательства - важная составляющая правового обеспечения рационального использования и охраны земель. Она имеет место в рамках правоотношений между субъектом, который нарушил предписания земельно-правовой нормы, с одной стороны, и государством в лице его органов - с другой. Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, восстановления нарушенных земельных прав, а также на предотвращение совершения земельных правонарушений.

Юридическое содержание ответственности заключается в безусловной обязанности правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера Вид и степень этих последствий предусмотрен соответствующими санкциями правовых норм.

Ответственность за нарушение земельного законодательства всегда связана с негативными правовыми последствиями как результатом неправомерных деяний (действий или бездействия) виновного лица. В тех случаях, когда например, при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или общественных нужд собственникам земельных участков или землепользователям наносятся убытки, вопрос об ответственности не возникает. В данном случае имеют место гарантии защиты нарушенных прав субъектов правомерными действиями уполномоченных государственных органов.

Неправомерное поведение возможно как со стороны самих носителей земельных прав, так и со стороны посторонних лиц. В связи с этим, среди негативных правовых последствий самостоятельное место занимает принудительное прекращение земельных прав субъектов (право собственности на земельный участок и право на землепользование), которое иногда называют земельно-правового ответственностью Кроме того, к виновным лицам,
совершившим земельный правонарушения, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или уголовного воздействия, а при наличии причиненного ущерба - его возмещения.

Ответственность за нарушение земельного законодательства выполняет ряд важных функций:

- во-первых, она выступает как средство обеспечения выполнения требований земельного законодательства;

- во-вторых, ответственность в указанной сфере является важным элементом механизма гарантий земельных прав субъектов;

- в-третьих, нормы этого института стимулируют соблюдение принципов земельного законодательства;

- в-четвертых, в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям возрастает роль компенсационной функции юридической ответственности

В современных условиях земельных преобразований важное значение приобретают охранная, превентивная и воспитательная функции ответственности за земельные правонарушения Они являются средством охраны и обеспечения установленного в государстве земельного правопорядка.

Наконец, в некоторых случаях юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства выполняет карательную функцию, когда она является следствием совершения уголовных или административных правонарушений.

Виды юридической ответственности, применяемой за правонарушения в области охраны и использования земель, перечислены в ЗК РФ (ст. 74-76). Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством, земельные правонарушения служат также основанием привлечения виновных лиц к дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Виды земельных правонарушений содержатся в главах 7 (в области охраны собственности) и 8 (в области охраны окружающей среды и природопользования) КоАП РФ. К правонарушениям, за совершение которых возможно привлечение к административной ответственности, относятся: самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений; самовольная переуступка права пользования землей, лесным участком, а также самовольная мена таких участков; незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, незаконное изменение правового режима земельных участков из состава земель историко-культурного назначения; самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почв, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или сроков и порядка их приобретения в собственность.


Помимо КоАП РФ, составы административных земельных правонарушений могут быть установлены законами субъектов РФ.

Преступления характеризуются более высокой степенью тяжести проступка, и за их совершение возможно привлечение к уголовной ответственности.

Так, УК РФ содержит следующие составы преступлений:

- регистрация заведомо незаконных сделок с землей, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения;

-искажение учетных данных государственного земельного кадастра, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- умышленное занижение размеров платежей за землю, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радио активного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;

-отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

К уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица.

За нарушение земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законодательством, правам и интересам собственников земли, землепользователей, арендаторов, землевладельцев, применяются меры гражданско-правовой ответственности.

В качестве основного вида гражданско-правовой ответственности в области охраны и использования земель ЗК РФ указывает на возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Согласно ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет