Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 545
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 7. Цель, задачи и принципы землеустройства
7.1. Обоснование необходимости землеустройства
Как было показано ранее, учитывая то, что при землеустройстве создают- ся организационно-территориальные условия, для рационального использова- ния производительных сил и совершенствования производственных отноше- ний, оно является составной частью общественного способа производства, име- ет социально-экономический характер, а субстанция его эффективности лежит в общественном производстве.
В связи с этим, эффективность землеустройства рассматривается с двух сто- рон: с точки зрения всего общественного производства и по отношению к конкрет- ному предприятию, учреждению, организации (либо хозяйству граждан), то есть юридическому или физическому лицу. Это обусловливает наличие двух видов эф- фекта землеустройства: народнохозяйственного (общественного) и хозрасчетного
(коммерческого). В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага государственного регулирования землевладения и землепользования при любых изменениях земельных отношений. Поэтому землеустройство с точки зрения всей экономики государства или народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть общественного спо- соба производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользователя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.
Это означает, что любая реорганизация производства и территории
должна осуществляться только на основе проектов землеустройства, со-
ставленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с эко-
логической и экономической сторон.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции от 18.07.2011 г.) оно проводится в обязательном
порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
121
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, ре- культивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения от- ходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веще- ствами, заражения и других негативных воздействий.
Кроме этого, с точки зрения теории и практики основанием для проведе- ния землеустройства должны служить любые действия по представлению, изъ- ятию, перераспределению, образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, изменения в системах расселения, ведения хозяйства
(производства), специализации, организации производства, труда и управления в сельскохозяйственных предприятиях, а также в отношениях собственности на землю.
Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по кадастру недвижимости) не смогут под- менить землеустройство. Реальным механизмом наведения порядка в использо- вании земель, регулировании земельных отношений и переустройстве террито- рии может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и по- литические, и правовые, и социально-экономические, и организационно- территориальные, агротехнологические и экологические задачи.
Основаниями проведения землеустройства являются:
- решения федеральных органов государственной власти, органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са- моуправления о проведении землеустройства;
- договоры о проведении землеустройства;
- судебные решения.
122
Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свойственен в первую очередь тем предприятиям, которые непосредственно используют зем- лю на своей территории, то есть там, где земля является главным средством производства. Это, прежде всего, сельскохозяйственные коммерческие органи- зации и сельскохозяйственные унитарные предприятия (государственные, му- ниципальные). Практика показывает, что их землеустройство дает большой эффект не только в социально-экономическом, но и в природоохранном отно- шении.
С учетом вышеизложенного главными задачами землеустройства явля- ются следующие:
- изучение состояния земель и получение информации о её количествен- ных и качественных параметрах, использовании и оценочных показателях, не- обходимых для разработки землеустроительной и градостроительной докумен- тации, ведения государственного кадастра недвижимости, государственной ка- дастровой оценки, государственного мониторинга земель, государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами;
- планирование и организация рационального использования земель и их охраны земель на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;
- формирование рациональной системы землевладения и землепользова- ния, создание равных условий для развития всех форм хозяйствования на раз- ных по качеству и местоположению землях;
- бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) положения границ, административно-территориальных образований, территорий и зон с особым правовым (природоохранным, рекреационным, заповедным), границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий), легкую их восстано- вимость в случаях утраты или межевых споров, определение местоположения и площадей земельных участков с соответствующей точностью;
123
- разработка предложений по установлению режима и условий использо- вания земель, предоставленных в собственность и аренду (пользование);
- обоснование приоритетных направлений и перспектив освоения, мелио- рации и природоохранного обустройства земель и формирование соответству- ющей инвестиционной политики;
- создание пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование сельскохозяйственного производства, внедрение прогрес- сивных форм организации труда, совершенствование состава и размещения зе- мельных угодий, сельскохозяйственных культур, системы севооборотов, сено- косо- и пастбищеоборотов;
- разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природ- ных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультива- ции нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите зе- мель от эрозии, селей, подтопления, иссушения, вторичного засоления и забо- лачивания, уплотнения и загрязнения промышленными отходами и химически- ми веществами, опустынивания, зарастания сельскохозяйственных угодий ку- старником и мелколесьем, по консервации деградированных и предотвращению других негативных явлений.
Для того чтобы правильно осуществлять деятельность, установить харак- тер и содержание землеустройства, надо знать его цель.
7.2. Цель, характер и функции землеустройства
Учитывая, что землеустройство - это составная часть общественного спо- соба производства, его цель должна соответствовать цели эффективного разви- тия всей экономики и земельно-имущественного комплекса страны, а также от- ражать совокупность интересов государства, отдельных территорий предприя- тий и граждан в использовании земель.
Цель землеустройства - рациональное использование и охрана земель, ор-
ганизация территории и производства в соответствии с существующими зе-
мельными отношениями.
124
В связи с тем, что понятие «эффективность землеустройства» принадле- жит области общественного производства, следует сделать вывод: земле-
устройство имеет государственный характер и является основным рычагом
государства в осуществлении любых земельных преобразований.
Из этого главного вывода вытекают следующее.
Во-первых, землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия (учреждения, организа- ции), формирования новой, упорядочения существующей и перераспредления земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, вы- дачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать использование земель или производство. Следовательно, земле- устройство - основное условие организации предприятий.
Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособление про- изводства и территории или, другими словами, осуществляется территориаль- ная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обосновываются производственное направление, спе- циализация предприятия и организуется его территория. В процессе земле- устройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв, то есть создаются условия для эффективного использования земельной собственности.
Государство заинтересовано в этом, так как налоги у эффективных собственни- ков земли более высокие.
В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) орга- низационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться и контролироваться государством.
В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ как госу- дарственными землеустроительными предприятиями, так и частными органи- зациями государство должно контролировать землеустроительную деятель- ность, осуществлять независимую экспертизу землеустроительных проектов,
125 принимать меры по рациональному распределению государственных средств, отпущенных на землеустройство, между исполнителями проводить аукционы, тендеры, осуществлять лицензирование, аккредитацию и другие меры по регу- лированию рынка землеустроительных услуг.
В целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ре- сурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного ка- дастра, должны выполняться специализированными государственными проектны- ми организациями. Для выполнения остальных землеустроительных работ заказчи- ки могут привлекать на конкурсной основе юридических и физических лиц (част- ных землемеров), имеющих соответствующие лицензии.
Посредством землеустройства осуществляются следующие функции госу-
дарственного управления земельными ресурсами.
1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения при землеустройстве геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов и
их охраны. Осуществляется методом разработки федеральных и региональных и местных прогнозов и программ использования и охраны земель, а также пу- тём разработки схем землеустройства различных административно- территориальных образований, схем использования и охраны земель.
3. Совершенствование распределения земель в соответствии с перспекти- вами развития экономики, необходимостью улучшения организации террито- рий, использования и охраны земель в порядке межхозяйственного земле- устройства, связанного с образованием и упорядочением существующих земле- владений и землепользований, межеванием земельных участков, изъятием и предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, установлением границ территорий и зон с особым правовым режимом земель и др.
126 4. Организация рационального использования гражданами и юридиче- скими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами ко- ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий- ской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни на основе проектов внутрихозяйственного зем- леустройства.
5. Разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачива- ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про- изводства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара- жения и других негативных воздействий на основе рабочих землеустроитель- ных проектов.
6. Осуществление государственного контроля (надзора) за использовани-
ем и охраной земельных ресурсов и федерального государственного надзора в
области землеустройства.
7. Осуществление государственной экспертизы землеустроительной до- кументации в целях обеспечения её соответствия исходным данным, техниче- ским условиям и требованиям.
8. Управление государственным фондом данных, полученных в результа- те проведения землеустройства.
В любой стране мира государство через систему землеустройства реали- зует земельную политику, производя следующие действия:
- принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие дей- ствия, связанные с организацией рационального использования и охраны зем- ли;
- определяется федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются функции по организации и проведению землеустройства, устанав-
127 ливается его компетенция, разграничиваются государственное и частное земле- устройство;
- выстраивается система землеустройства (определяются территориаль- ные органы, перечень землеустроительных действий, виды землеустроительной документации, утверждается землеустроительный процесс, устанавливается порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научных исследований, финансирования и материально-технического обеспе- чения, международного сотрудничества и т.д.).
В условиях развития земельного рынка существенно меняется содержа- ние землеустройства. При этом в системе землеустройства осуществляются следующие действия:
- формирование государственных и муниципальных земельных фондов с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, под- лежащих реализации на аукционах, торгах, конкурсах, определение качествен- ных и стоимостных характеристик земли;
- определение спроса и предложения на землю, мониторинг динамики зе- мельного рынка, рыночных цен на земельные участки, подготовка каталогов земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель и других фондах, систематическая публикация данных в средствах массовой информа- ции;
- землеустроительное обеспечение операций с землей, в том числе фор- мирование, разделение и объединение земельных участков; подготовка земле- устроительных дел, других необходимых документов и проведение работ, свя- занных с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией прав на земельные участки и сделок с ними;
- установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков, а также в распоряжении этими участками при совершении сделок;
- подготовка информации, необходимой для совершения сделок с земель- ными участками, проведения земельных аукционов, налогообложения и др.
128
Включение земли в товарный оборот вызвало необходимость расширения состава и содержания землеустроительных работ. Усложняются землеустрои- тельный процесс и состав документации, изменяются цели и задачи уполномо- ченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполни- тельной власти, наделенного функцией землеустройства.
Все операции, связанные с оборотом земельных участков, образованием новых и упорядочением существующих землевладений, предоставлением и изъятием (выкупом) земель, должны быть обеспечены соответствующими про- ектами землеустройства и землеустроительными делами.
7.3. Принципы землеустройства
В связи с тем, что земля является природным объектом и основным при- родным ресурсом, а также объектом общественных отношений при проведении землеустройства необходим учет законов природы и общества, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формули- ровки принципов землеустройства - исходных положений, отражающих его са- мые существенные черты, направленность, содержание и методы. Принципы не носят умозрительного, отвлеченного характера, а складываются в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально-экономических по- требностей общества, природных условий и опыта проведения землеустрои- тельных работ.
Общепризнанными считаются следующие принципы землеустройства.
1. Первоочередное решение природоохранных задач. Одно из главных про- тиворечий современной эпохи - быстрое развитие производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений че- ловека с природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достиже- ние экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обес- печивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользовании, в которых территориальные природно- хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии потребление -
129 восстановление ресурсов, а также соблюдался приоритет природоохранных и эко- логических критериев, определяющих границы использования земель, над произ- водственными (экономическими).
Этот принцип требует исключения любого варианта перераспределения земельных участков и организации территории, наносящего ущерб природной среде.
2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агро-
экологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчиво-
сти ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользовании и территориальном размещении производ- ства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность.
Каждое муниципальное образование конкретное хозяйство и даже каж- дый отдельно обрабатываемый участок земли характеризуются определенными природными и экологическими свойствами. Неодинаковы климат, микрокли- мат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность раз- вития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяй- ства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалифика- ции кадров. Естественно, это накладывает отпечаток на характер использования земель.
Следовательно, при землеустройстве необходим обязательный учет при- родных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хо- зяйств и отдельных массивов земель.
3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения
и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель,
7.1. Обоснование необходимости землеустройства
Как было показано ранее, учитывая то, что при землеустройстве создают- ся организационно-территориальные условия, для рационального использова- ния производительных сил и совершенствования производственных отноше- ний, оно является составной частью общественного способа производства, име- ет социально-экономический характер, а субстанция его эффективности лежит в общественном производстве.
В связи с этим, эффективность землеустройства рассматривается с двух сто- рон: с точки зрения всего общественного производства и по отношению к конкрет- ному предприятию, учреждению, организации (либо хозяйству граждан), то есть юридическому или физическому лицу. Это обусловливает наличие двух видов эф- фекта землеустройства: народнохозяйственного (общественного) и хозрасчетного
(коммерческого). В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага государственного регулирования землевладения и землепользования при любых изменениях земельных отношений. Поэтому землеустройство с точки зрения всей экономики государства или народнохозяйственной (общественной) эффективности и значимости рассматривают как атрибут, неотъемлемую часть общественного спо- соба производства, без которого невозможно организовать деятельность любого землевладельца и землепользователя. Следовательно, это вызывает объективную необходимость проведения землеустройства при любых изменениях в земельных отношениях, производстве и территории.
Это означает, что любая реорганизация производства и территории
должна осуществляться только на основе проектов землеустройства, со-
ставленных технически правильно, юридически грамотно и обоснованно с эко-
логической и экономической сторон.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции от 18.07.2011 г.) оно проводится в обязательном
порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
121
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, ре- культивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения от- ходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веще- ствами, заражения и других негативных воздействий.
Кроме этого, с точки зрения теории и практики основанием для проведе- ния землеустройства должны служить любые действия по представлению, изъ- ятию, перераспределению, образованию новых и упорядочению существующих земельных участков, изменения в системах расселения, ведения хозяйства
(производства), специализации, организации производства, труда и управления в сельскохозяйственных предприятиях, а также в отношениях собственности на землю.
Никакие политические действия, социально-экономические мероприятия или технические работы (например, по кадастру недвижимости) не смогут под- менить землеустройство. Реальным механизмом наведения порядка в использо- вании земель, регулировании земельных отношений и переустройстве террито- рии может быть только землеустройство, в процессе которого решаются и по- литические, и правовые, и социально-экономические, и организационно- территориальные, агротехнологические и экологические задачи.
Основаниями проведения землеустройства являются:
- решения федеральных органов государственной власти, органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са- моуправления о проведении землеустройства;
- договоры о проведении землеустройства;
- судебные решения.
122
Хозрасчетный (коммерческий) эффект землеустройства свойственен в первую очередь тем предприятиям, которые непосредственно используют зем- лю на своей территории, то есть там, где земля является главным средством производства. Это, прежде всего, сельскохозяйственные коммерческие органи- зации и сельскохозяйственные унитарные предприятия (государственные, му- ниципальные). Практика показывает, что их землеустройство дает большой эффект не только в социально-экономическом, но и в природоохранном отно- шении.
С учетом вышеизложенного главными задачами землеустройства явля- ются следующие:
- изучение состояния земель и получение информации о её количествен- ных и качественных параметрах, использовании и оценочных показателях, не- обходимых для разработки землеустроительной и градостроительной докумен- тации, ведения государственного кадастра недвижимости, государственной ка- дастровой оценки, государственного мониторинга земель, государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами;
- планирование и организация рационального использования земель и их охраны земель на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях;
- формирование рациональной системы землевладения и землепользова- ния, создание равных условий для развития всех форм хозяйствования на раз- ных по качеству и местоположению землях;
- бесспорное определение и опознание в натуре (на местности) положения границ, административно-территориальных образований, территорий и зон с особым правовым (природоохранным, рекреационным, заповедным), границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий), легкую их восстано- вимость в случаях утраты или межевых споров, определение местоположения и площадей земельных участков с соответствующей точностью;
123
- разработка предложений по установлению режима и условий использо- вания земель, предоставленных в собственность и аренду (пользование);
- обоснование приоритетных направлений и перспектив освоения, мелио- рации и природоохранного обустройства земель и формирование соответству- ющей инвестиционной политики;
- создание пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование сельскохозяйственного производства, внедрение прогрес- сивных форм организации труда, совершенствование состава и размещения зе- мельных угодий, сельскохозяйственных культур, системы севооборотов, сено- косо- и пастбищеоборотов;
- разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природ- ных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультива- ции нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите зе- мель от эрозии, селей, подтопления, иссушения, вторичного засоления и забо- лачивания, уплотнения и загрязнения промышленными отходами и химически- ми веществами, опустынивания, зарастания сельскохозяйственных угодий ку- старником и мелколесьем, по консервации деградированных и предотвращению других негативных явлений.
Для того чтобы правильно осуществлять деятельность, установить харак- тер и содержание землеустройства, надо знать его цель.
7.2. Цель, характер и функции землеустройства
Учитывая, что землеустройство - это составная часть общественного спо- соба производства, его цель должна соответствовать цели эффективного разви- тия всей экономики и земельно-имущественного комплекса страны, а также от- ражать совокупность интересов государства, отдельных территорий предприя- тий и граждан в использовании земель.
Цель землеустройства - рациональное использование и охрана земель, ор-
ганизация территории и производства в соответствии с существующими зе-
мельными отношениями.
124
В связи с тем, что понятие «эффективность землеустройства» принадле- жит области общественного производства, следует сделать вывод: земле-
устройство имеет государственный характер и является основным рычагом
государства в осуществлении любых земельных преобразований.
Из этого главного вывода вытекают следующее.
Во-первых, землеустройство служит главным механизмом образования землевладения (землепользования) любого предприятия (учреждения, организа- ции), формирования новой, упорядочения существующей и перераспредления земельной собственности, поэтому без его проведения, составления проекта, вы- дачи документа, удостоверяющего право землевладения (землепользования), нельзя начать использование земель или производство. Следовательно, земле- устройство - основное условие организации предприятий.
Во-вторых, при землеустройстве происходит взаимоприспособление про- изводства и территории или, другими словами, осуществляется территориаль- ная организация производства, в процессе которой с учетом плодородия почв, местоположения земель обосновываются производственное направление, спе- циализация предприятия и организуется его территория. В процессе земле- устройства решаются вопросы охраны и повышения плодородия почв, то есть создаются условия для эффективного использования земельной собственности.
Государство заинтересовано в этом, так как налоги у эффективных собственни- ков земли более высокие.
В-третьих, при землеустройстве создаются оптимальные (для данного уровня развития производительных сил и производственных отношений) орга- низационно-территориальные условия землевладения и землепользования, что особенно важно на стадии формирования новой земельной собственности. Этот процесс должен регулироваться и контролироваться государством.
В-четвертых, в связи с выполнением землеустроительных работ как госу- дарственными землеустроительными предприятиями, так и частными органи- зациями государство должно контролировать землеустроительную деятель- ность, осуществлять независимую экспертизу землеустроительных проектов,
125 принимать меры по рациональному распределению государственных средств, отпущенных на землеустройство, между исполнителями проводить аукционы, тендеры, осуществлять лицензирование, аккредитацию и другие меры по регу- лированию рынка землеустроительных услуг.
В целях государственного регулирования и управления землеустройством, повышения качества и эффективности землеустроительных мероприятий основные виды работ, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ре- сурсов, созданием базовой основы для ведения государственного земельного ка- дастра, должны выполняться специализированными государственными проектны- ми организациями. Для выполнения остальных землеустроительных работ заказчи- ки могут привлекать на конкурсной основе юридических и физических лиц (част- ных землемеров), имеющих соответствующие лицензии.
Посредством землеустройства осуществляются следующие функции госу-
дарственного управления земельными ресурсами.
1. Информационное обеспечение управления земельным фондом. Эта функция обеспечивается путем проведения при землеустройстве геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
2. Прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов и
их охраны. Осуществляется методом разработки федеральных и региональных и местных прогнозов и программ использования и охраны земель, а также пу- тём разработки схем землеустройства различных административно- территориальных образований, схем использования и охраны земель.
3. Совершенствование распределения земель в соответствии с перспекти- вами развития экономики, необходимостью улучшения организации террито- рий, использования и охраны земель в порядке межхозяйственного земле- устройства, связанного с образованием и упорядочением существующих земле- владений и землепользований, межеванием земельных участков, изъятием и предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, установлением границ территорий и зон с особым правовым режимом земель и др.
126 4. Организация рационального использования гражданами и юридиче- скими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами ко- ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий- ской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни на основе проектов внутрихозяйственного зем- леустройства.
5. Разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачива- ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про- изводства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара- жения и других негативных воздействий на основе рабочих землеустроитель- ных проектов.
6. Осуществление государственного контроля (надзора) за использовани-
ем и охраной земельных ресурсов и федерального государственного надзора в
области землеустройства.
7. Осуществление государственной экспертизы землеустроительной до- кументации в целях обеспечения её соответствия исходным данным, техниче- ским условиям и требованиям.
8. Управление государственным фондом данных, полученных в результа- те проведения землеустройства.
В любой стране мира государство через систему землеустройства реали- зует земельную политику, производя следующие действия:
- принимаются законы о землеустройстве, предпринимаются другие дей- ствия, связанные с организацией рационального использования и охраны зем- ли;
- определяется федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются функции по организации и проведению землеустройства, устанав-
127 ливается его компетенция, разграничиваются государственное и частное земле- устройство;
- выстраивается система землеустройства (определяются территориаль- ные органы, перечень землеустроительных действий, виды землеустроительной документации, утверждается землеустроительный процесс, устанавливается порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, научных исследований, финансирования и материально-технического обеспе- чения, международного сотрудничества и т.д.).
В условиях развития земельного рынка существенно меняется содержа- ние землеустройства. При этом в системе землеустройства осуществляются следующие действия:
- формирование государственных и муниципальных земельных фондов с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, под- лежащих реализации на аукционах, торгах, конкурсах, определение качествен- ных и стоимостных характеристик земли;
- определение спроса и предложения на землю, мониторинг динамики зе- мельного рынка, рыночных цен на земельные участки, подготовка каталогов земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель и других фондах, систематическая публикация данных в средствах массовой информа- ции;
- землеустроительное обеспечение операций с землей, в том числе фор- мирование, разделение и объединение земельных участков; подготовка земле- устроительных дел, других необходимых документов и проведение работ, свя- занных с предоставлением, изъятием (выкупом) земель, а также регистрацией прав на земельные участки и сделок с ними;
- установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков, а также в распоряжении этими участками при совершении сделок;
- подготовка информации, необходимой для совершения сделок с земель- ными участками, проведения земельных аукционов, налогообложения и др.
128
Включение земли в товарный оборот вызвало необходимость расширения состава и содержания землеустроительных работ. Усложняются землеустрои- тельный процесс и состав документации, изменяются цели и задачи уполномо- ченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполни- тельной власти, наделенного функцией землеустройства.
Все операции, связанные с оборотом земельных участков, образованием новых и упорядочением существующих землевладений, предоставлением и изъятием (выкупом) земель, должны быть обеспечены соответствующими про- ектами землеустройства и землеустроительными делами.
7.3. Принципы землеустройства
В связи с тем, что земля является природным объектом и основным при- родным ресурсом, а также объектом общественных отношений при проведении землеустройства необходим учет законов природы и общества, действующих независимо от сознания и воли людей. Это обстоятельство требует формули- ровки принципов землеустройства - исходных положений, отражающих его са- мые существенные черты, направленность, содержание и методы. Принципы не носят умозрительного, отвлеченного характера, а складываются в процессе практической и научной деятельности, исходя из социально-экономических по- требностей общества, природных условий и опыта проведения землеустрои- тельных работ.
Общепризнанными считаются следующие принципы землеустройства.
1. Первоочередное решение природоохранных задач. Одно из главных про- тиворечий современной эпохи - быстрое развитие производительных сил при жесткой ограниченности природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому при землеустройстве необходимо добиваться гармоничных взаимоотношений че- ловека с природной средой, направлять хозяйственную деятельность на достиже- ние экологического равновесия в создаваемых антропогенных ландшафтах, обес- печивающих жизненные потребности человека. Это требует организации таких землевладений и землепользовании, в которых территориальные природно- хозяйственные комплексы были бы сбалансированными по линии потребление -
129 восстановление ресурсов, а также соблюдался приоритет природоохранных и эко- логических критериев, определяющих границы использования земель, над произ- водственными (экономическими).
Этот принцип требует исключения любого варианта перераспределения земельных участков и организации территории, наносящего ущерб природной среде.
2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агро-
экологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчиво-
сти ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользовании и территориальном размещении производ- ства и его отраслей, что обусловливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность.
Каждое муниципальное образование конкретное хозяйство и даже каж- дый отдельно обрабатываемый участок земли характеризуются определенными природными и экологическими свойствами. Неодинаковы климат, микрокли- мат, рельеф местности, степень увлажненности, потенциальная опасность раз- вития эрозии, культуртехническое состояние земель (степень закамененности, залесенности, закустаренности, закочкаренности, солонцеватости) и др. Хозяй- ства различаются по специализации, уровню фондовооруженности, квалифика- ции кадров. Естественно, это накладывает отпечаток на характер использования земель.
Следовательно, при землеустройстве необходим обязательный учет при- родных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хо- зяйств и отдельных массивов земель.
3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения
и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель,