Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
204 земельном налоге, арендной плате за землю, урожайности сельскохозяйствен- ных культур, нормах внесения удобрений, расхода топлива и др. дифференци- руют с учетом качества закрепленных за подразделением участков. Согласо- ванная организация производства, труда и использования земли во многом определяет эффективность принимаемых землеустроительных решений.
11.4. Эффективность землеустройства
С точки зрения теории землеустройства, выявления его места и роли в обществе важное значение имеют определение эффективности, экономическое обоснование ме-
роприятий по организации рационального использования и охране земли.
Посредством землеустройства обеспечиваются сбалансированность, ко- личественная и качественная пропорциональность основных факторов произ- водства - земли, труда и капитала, осуществляется их взаимоувязанная органи- зация. Полезность тех или иных мероприятий оценивается в связи с развитием общественного производства и использованием природных ресурсов, поэтому различают экологическую, экономическую и социальную эффективность зем- леустройства.
Экологическая эффективность выражается в улучшении состояния окружающей среды и расширенном воспроизводстве природных ресурсов, до- стигаемом за счет мелиорации, рекультивации нарушенных земель, защиты почв от эрозии, осуществления различных природоохранных мер и т. д.
Экономическая эффективность характеризуется увеличением выхода продукции, ростом доходов работников и прибыли предприятий в результате оптимизации структуры производства и его территориального размещения, бо- лее интенсивного использования земельных ресурсов.
Социальная эффективность связана прежде всего с развитием и укрепле- нием земельных отношений, охраной прав землевладения и землепользования в интересах всего общества, отдельных коллективов и граждан. Тем самым обеспе- чиваются рациональное использование земли как важнейшего элемента нацио- нального богатства, улучшение социальных условий жизни людей.
205
Землеустройство служит мощным орудием государства в осуществлении земельной политики при проведении тех или иных аграрных преобразований. При этом используются правовые, экономические и политические меры. Правовые ориентированы на укрепление земельных отношений путем создания соответ- ствующего законодательства; экономические включают такие элементы, как ин- вестиционная политика, льготное кредитование, субсидирование, налогообложе- ние и т. д.; политические применяются в основном в периоды радикальных аграр- ных реформ - в России во время крестьянской реформы 1861 г., столыпинской ре- формы 1906-1911 гг., в 1917 г. (национализация земли) и т. д.
В связи с тем, что сельскохозяйственные организации находятся в много- образных экономических, технологических и социальных взаимоотношениях с предприятиями других отраслей, с усилием рыночных начал в обществе эффек- тивность землеустройства приходится рассматривать с двух сторон: с точки зрения экономики страны в целом и с позиции конкретного хозяйства, поэтому при оценке различают народнохозяйственный и хозрасчетный (коммерческий)
эффект.
В первом случае землеустройство выступает в качестве рычага целена- правленного и регулируемого государством распределения земельного фонда страны по категориям, землевладельцам и землепользователям, отдельным ви- дам угодий. Происходит это при крупных изменениях в организации производ- ства и территории, в том числе при массовом перераспределении земель, обра- зовании, укрупнении (разукрупнении) и реорганизации землевладений и земле- пользовании и их систем, пересмотре специализации регионов, внедрении но- вых систем ведения хозяйства, осуществлении комплексов мелиоративных, противоэрозионных и природоохранных мероприятий. Народнохозяйственный эффект в таком случае связан с с решение политических и социально- экономических задач, осуществлением тех или иных государственных и регио- нальных программ, генеральных схем использования и охраны земельных ре- сурсов, землеустройства областей и районов, проектов межхозяйственного зем- леустройства.
206
Хозрасчетный (коммерческий) эффект определяется в основном при раз- работке проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов.
Он отражает влияние реорганизации территории на выполнение трудовыми коллективами (хозяйства, производственного подразделения, арендного кол- лектива и т.д.) производственной программы, доходы работников и прибыль предприятия. Практика показывает, что сельскохозяйственные предприятия с осуществленными проектами внутрихозяйственного землеустройства получают продукции в расчете на среднегодового работника в среднем на 20 % больше, чем неземлеустроенные. Вместе с тем уровень реализации этих проектов пока остается низким. Это объясняется частыми изменениями специализации хо- зяйств, нестабильностью границ производственных подразделений, обезличкой в использовании земли, нарушениями введенных севооборотов, а иногда и зе- мельного законодательства.
Землеустроительные решения должны давать хозяйству реальную эконо- мическую выгоду; информацию, содержащуюся в проектах, нужно максималь- но использовать для оперативного планирования, производства с учётом орга- низации рационального использования и охраны земельных ресурсов. Все ре- шения, включаемые в проект, должны быть обоснованными.
Поскольку землеустройство носит комплексный характер, затрагивая технические, технологические, экономические и социальные аспекты деятель- ности хозяйств, экономическое обоснование содержит технико-экономический, агроэкономический и социально-экономический разделы.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) внутрихозяйственного земле- устройства служит главным образом для оценки предлагаемых в проекте про- странственных решений по организации территории и характеристики техноло- гических свойств земли (рельеф, механический состав почв, крупность конту- ров и др.). При этом используются научно обоснованные нормативы (допусти- мый уклон в направлении движения агрегатов, предельная ширина межполос- ных участков, рекомендуемые размеры земельных массивов производственных
207 подразделений, оптимальные площади севооборотов, полей, рабочих участков, допустимые расстояния перегона скота и др.).
Технические показатели проекта позволяют судить о том, как выдержи- ваются нормы, технические условия и требования землеустроительного проек- тирования, насколько улучшаются пространственные условия землевладения и землепользования по сравнению с существующими, каковы недостатки и пре- имущества возможных вариантов развития хозяйства. Вместе с тем они явля- ются информационной базой для расчетов социально-экономического и агро- экономического характера (обоснование внутрихозяйственной специализации с учетом природных свойств отдельных частей территории, определение уровня урожайности сельскохозяйственных культур с учетом качества земли, оценка направлений, объемов и очередности мер по трансформации и улучшению уго- дий), а также для осуществления мероприятий по рациональному использова- нию земли и нормированию полевых механизированных работ в зависимости от длины гона, уклонов, механического состава почв и других условий.
Агроэкономическое обоснование показывает соответствие предлагаемой организации территории требованиям развития производства. Этот раздел за- трагивает в основном организационно-хозяйственную сторону проекта и в ко- нечном счете сводится к системе различного рода балансов - рабочей силы, кормов, удобрений, зеленого конвейера, производства и распределения сель- скохозяйственной продукции, трансформации земель. Кроме того, в нём со- держится обоснование размещения производства: его отраслей, организацион- но-производственной структуры хозяйства и севооборотов.
Технико-экономические и агроэкономические показатели проектов земле- устройства выражаются, как правило, в натуральных единицах измерения.
При обосновании проекта выявляется наилучший вариант организации тер- ритории, определяется эффективность намечаемых в проекте решений по сравне- нию с существующими и рассчитываются соответствующие стоимостные показа- тели. Они характеризуют рост объемов производства, земельных инвестиций, при-
208 были и других экономических параметров хозяйства после осуществления предла- гаемых в проекте мероприятий в сопоставлении с затратами на них.
Социально-экономическое обоснование содержит оценку проектных ре- шений с точки зрения развития земельных отношений, удовлетворения матери- альных потребностей работников, улучшения условий труда, жизни, культурно- бытового обслуживания населения.
Методика обоснования проектов землеустройства более подробно осве- щается в разделе «Землеустроительное проектирование».
Повышение обоснованности проектов и эффективности землеустройства в целом в условиях земельной реформы имеет особенно большое значение для успешного развития агропромышленного комплекса страны.
Контрольные вопросы и задания. 1. Что понимают в землеустроительной науке под
экономическими и социальными условиями? 2. Какие экономические условия учитывают при
землеустройстве и каким образом? 3. Какие социальные условия учитывают при земле-
устройстве? 4. Покажите связь землеустройства с планами экономического и социального
развития. 5. Из чего складывается эффективность землеустройства? 6. Как осуществля-
ется экономическое обоснование проектов землеустройства?
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 18
Глава 12. Система землеустройства в Российской Федерации
12.1. Понятие и составные части системы землеустройства
Для организации рационального использования и охраны земли, претворе- ния в жизнь земельной политики государства, осуществления земельной ре- формы нужна целостная государственная система землеустройства, охватыва- ющая весь земельный фонд (территорию) страны – от федерального уровня до конкретного хозяйственного (земельного) участка. Такая система землеустрой- ства вРоссии уже сложилась. Она способна предложить обоснованные земле- устроительные решения как на уровне всей экономики, так и отдельных отрас- лей, предприятий, учреждений и организаций, индивидуальных землевладель- цев и землепользователей.
Система землеустройства в Российской Федерации включает:
209
- нормативное правовое регулирование проведения землеустройства и за- конодательно определенные землеустроительные действия;
- установленный законом землеустроительный процесс (порядок) с соот- ветствующей процедурой;
- утвержденный перечень (виды) землеустроительной документации;
- специально созданные органы (службы), имеющие полномочия в сфере землеустройства, а также землеустроительные организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие землеустроительную деятельность и дей- ствия;
- участников землеустройства;
- организацию, координацию и финансирование землеустройства;
- отлаженную систему управления и государственного контроля (надзора) за проведением землеустройства;
- ведение государственного фонда данных, полученных в результате про- ведения землеустройства;
- организацию научных исследований в области землеустройства, лицензи- рования отдельных видов работ и государственной экспертизы землеустрои- тельной документации;
- международное сотрудничество в области землеустройства;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Система землеустройства - составная часть единой системы государствен- ного управления земельными ресурсами, главное звено государственного регу- лирования земельных отношений, организации рационального использования и охраны земли.
12.2. Нормативное правовое регулирование проведения землеустройства.
Землеустроительные действия
Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Кон- ституции Российской Федерации (1993 г.), Земельного кодекса Российской Фе- дерации (2001 г.), Федерального закона от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О земле-
210 устройстве», других нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты в этой области подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим органом зако- нодательной власти в стране или путем непосредственного волеизъявления граждан (референдум) и регулирующий наиболее важные общественные (в том числе земельные) отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по от- ношению к другим нормативным актам, что выражается в следующем:
- все подзаконные нормативные акты (указы, постановления, распоряже- ния, приказы и др.) должны строго соответствовать существующим законам;
- закон может быть отменен только высшим законодательным органом
(принятый на референдуме - только референдумом), а любой другой правовой акт может быть изменен законом;
- деятельность всех органов по регулированию земельных отношений, реа- лизация прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой сфере осуществляются в соответствии с законами страны.
Подзаконный акт - это нормативный правовой документ, изданный на ос- новании и во исполнение действующих законов другими государственными ор- ганами. К ним относятся указы Президента Российской Федерации, постанов- ления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, указа- ния, положения, инструкции, письма министерств и ведомств, местных органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции в области регулирования земельных отношений и проведения землеустройства.
Все нормативные правовые документы, определяющие правовые основы и осуществляющие регулирование проведения землеустройства, условно можно разделить на семь групп:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации.
3. Указы Президента Российской Федерации.
211 4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной вла- сти (ведомственные нормативные правовые акты).
6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и орга- нов местного самоуправления.
7. Методические и технические документы, содержащие технические усло- вия и требования проведения землеустройства.
Важнейшие положения, фиксирующие основы земельного строя государ- ства, содержатся в Конституции Российской Федерации. Применительно к землеустройству Конституция Российской Федерации определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, на местах.
Из других законов для землеустройства первостепенное значение имеет
Земельный кодекс.
Земельный кодекс - основной земельный Федеральный закон от 25 октяб- ря 2001 г. №136-ФЗ. Земельный кодекс регулирует отношения по использова- нию и охране земель в нашей стране как основу жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В ст. 68, 69 кодекса дает- ся понятие землеустройства, порядок его организации и проведения.
18 июня 2001 г. был утвержден Федеральный закон №78-ФЗ «О земле- устройстве», который устанавливает правовые основы проведения земле- устройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется и на основании других федеральных законов. Среди них:
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ;