Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

212
- Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий- ской Федерации» от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ;
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
№7-ФЗ;
- Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе- ния» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ;
- Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июня 2003 г.
№ 112-Ф3;
- Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ;
- Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
№190-ФЗ;
- Федеральный закон «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г.
№116-ФЗ;
- Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодатель- ные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном поряд- ке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня
2006 г. №93-ФЗ;
- Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №206-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде- рации» от 18 декабря 2006 г. №232-Ф3;
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря
2006 г. №264-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ;

213
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных за- конодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федера- ции в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 13 мая 2008 г. №66-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отно- шений» от 22 июля 2008 г. №141-ФЗ;
- Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 г. №161-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодатель- ные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 29 декабря 2010 г. №435-ФЗ.
Во исполнение этих законодательных актов Правительством Российской
Федерации были приняты также Постановления, которыми утверждались соот- ветствующие Положения, правила и другие документы, регулирующие прове- дение землеустройства. Наибольшее внимание из них заслуживают следующие:
- Положение о государственной экспертизе землеустроительной докумен- тации. Утверждено 4 апреля 2002 г. №214;
- Положение о контроле за проведением землеустройства. Утверждено 26 апреля 2002 г. №273 (отменено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2008 г. №1061);
- Положение о проведении территориального землеустройства. Утвержде- но 7 июня 2002 г. №396 (отменено Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 июня 2009 г. №501);
- Положение о согласовании и утверждении землеустроительной докумен- тации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в ре- зультате проведения землеустройства. Утверждено 11 июля 2002 г. №514;
- Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.
Утверждено 2 октября 2002 г. №830;


214
- Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе лесного фонда в земли иных (других) категорий. Утверждено 29 января 2006 г.
№48;
- Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Утверждены 20 июля 2006 г.
№384;
- Положение о составе схем территориального планирования Российской
Федерации. Утверждено 13 ноября 2006 г. №680;
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Утверждено 16февраля 2008 г. №87;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам возмещения потерь сельскохозяйственного производства» от 19 февраля 2008 г. №98;
- Положение о порядке подготовки и согласования проекта схемы террито- риального планирования Российской Федерации. Утверждено 23 марта 2008 г.
№198;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» от 12 июня 2008 г. №450;
- Правила проведения лесоустройства. Утверждены 18 июня 2008 г. №377;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изме- нений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Феде- рации от 7 июня 2002 г. №396» от 15 июня 2009 г. №501;
- Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых во- просах, связанных с резервированием земель для государственных и муници- пальных нужд» от 22 июля 2008 г. №561;
- Положение о контроле за проведением землеустройства. Утверждено 29 декабря 2008 г. №1061;

215
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к её составлению от 30 июля 2009 г. №621»;
- Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
Утверждены 20 августа 2009 г. №688.
Министерством экономического развития Российской Федерации были утверждены также очень важные для землеустройства документы:
- Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» от 3 июня 2011 г. №267;
- Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении требований к про- екту межевания земельных участков от 3 августа 2011 г. №388 и др.
Полный перечень нормативных правовых документов в области земле- устройства приведен в наших работах (см. Волков С.Н. Правовое и техническое
регулирование отношений при проведении землеустройства сельских террито-
рий. – М.: ГУЗ, 2010. – 248 с.). В него включены: 71 федеральный закон, 8 Ука- зов Президента, 72 постановления и распоряжения Правительства, 62 норма- тивных правовых акта федеральных органов исполнительной власти, 190 дей- ствующих методических и технических документов, содержащих технические условия и требования проведения землеустройства.
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты свои норматив- ные правовые акты, в которых имеются статьи, связанные с осуществлением землеустройства. В ряде регионов, в том числе в Воронежской области, Крас- ноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, принят и действует За- кон «О землеустройстве». Законы и иные нормативные правовые акты субъек- тов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Федеральные законы дополняются указами Президента Российской Феде- рации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Например, в
Указе Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю»
(1996 г.), пп. 5, 8, 10, регулируются землеустроительные работы по передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим ли-


216 цам, обосновывается необходимость компактного размещения земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных коопера- тивов, иных сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств для их добровольного кооперирования в области производства, дается право содействовать и оказывать помощь при землеустройстве в оформлении догово- ров, устанавливающих взаимоотношения собственников земельных долей с их пользователями.
Большое значение в сфере правового регулирования землеустройства име- ют федеральные целевые программы, утверждаемые постановлениями Прави- тельства Российской Федерации. Например, 26 июня 1999 г. постановлением
Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-
2002 гг.», в которой имелся раздел «Комплекс работ по землеустроительному обеспечению земельных преобразований». Программы служат основанием для финансирования, организации и проведения землеустройства и его финансово- го и ресурсного обеспечения.
Во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Фе- дерации и в их развитие федеральными органами исполнительной власти и, в первую очередь, федеральным органом, осуществляющим полномочия в сфере землеустройства, принимаются подзаконные (ведомственные) нормативные правовые акты, к которым относятся правила, регламентирующие положения, инструкции, указания и др. Они устанавливают порядок организации и прове- дения землеустроительных работ, технические требования к ним, нормы, пра- вила, нормативы и другие условия их выполнения. Указанные акты разрабаты- ваются и утверждаются в установленном законодательством Российской Феде- рации порядке и согласовываются, как правило, с Министерством юстиции
Российской Федерации
Нормативные правовые акты обязательны для исполнения и использования участниками отношений, возникающих при проведении землеустройства, и яв- ляются основой для государственной экспертизы землеустроительной докумен-

217 тации, осуществления федерального государственного надзора в области зем- леустройства.
Землеустроительные действияэто законодательно определенные виды
землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земель-
ной политики государства и отражаются в соответствующей землеустрои-
тельной документации.
В гл. III Федерального закона «О землеустройстве» (2001 г.) предусматри- ваются следующие землеустроительные действия.
1. Изучение состояния земель, включающее в себя следующие виды работ: почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценку каче- ства земель; инвентаризацию земель. При этом основой для выполнения этих мероприятий, а также для планирования и организации рационального исполь- зования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства являются материалы геодезических и картографических работ, которые выполняются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
2. Планирование и организация рационального использования земель и их
охраны, включающие следующие основные виды работ:
- разработку предложений о рациональном использовании земель и их охране;
- природно-сельскохозяйственное районирование земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны осуществляется на основе предпроектной землеустроительной доку- ментации (схем землеустройства территорий различного уровня, схем исполь- зования и охраны земель). Мероприятия, намеченные в этих схемах, реализу- ются через федеральные, региональные и местные программы использования и охраны земель и проекты землеустройства.
В городских и сельских поселениях эти работы проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
3. Описание местоположения границ объектов землеустройства.


218 4. Внутрихозяйственное землеустройство, при котором выполняются сле- дующие виды работ:
- организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного произ- водства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Феде- рации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их тради- ционного образа жизни;
- разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачива- ния, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами про- изводства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, зара- жения и других негативных воздействий.
В зависимости от задач государства в области землеустройства состав зем- леустроительных действий может изменяться.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

12.3. Землеустроительный процесс
В земельном праве имеются не только материальные земельно-правовые нормы, напрямую регламентирующие проведение землеустройства, но и про- цессуальные нормы, регулирующие и устанавливающие землеустроительный процесс.
Процессуальная норма - это установленное или санкционированное госу- дарством правило поведения государственных органов и иных организаций, а также граждан при участии их в юридической процедуре, имеющей целью до- стижение определенного правового результата при применении норм матери- ального права.
Землеустроительный процесс - это определенный правообразующий акт,
законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного де-

219
ла (работы). В любом государстве данный процесс включает следующие ос-
новные этапы:
- возбуждение землеустроительного дела;
- подготовку землеустроительной документации (подготовительные рабо- ты, составление проекта, предъявление его участникам землеустройства и его согласование и экспертиза);
- утверждение проекта и приведение его в исполнение (установление на местности пограничных межевых знаков, перенесение основных проектных решений в натуру и т.д.);
- оформление землеустроительного дела, составление и выдача участникам землеустройства землеустроительной документации;
- авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную докумен- тацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся та- кого объекта материалы (заявления, протоколы, справки, акты, данные экспер- тизы, накладные и т.д.). Оно формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Землеустроительный процесс в нашей стране состоит из подготовительных работ, разработки землеустроительной документации (схем, проектов земле- устройства и др.), согласования и утверждения землеустроительной документа- ции, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи зем- леустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевла- дельцами, землепользователями и арендаторами.
В необходимых случаях проводятся государственная экспертиза земле- устроительной документации и федеральный государственный надзор в обла- сти землеустройства. Землеустроительный процесс предполагает также форми- рование государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. Этот фонд образуется на основе сбора, обработки, учёта, хра-