Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62
матика студенческих проектов в ЦПД ортогональна факультетам
– специалисты разных направлений (конструкторы, технологи, электронщики, дизайнеры) могут участвовать в различных проек- тах и в разных тематиках – там, где для них есть соответствующие задачи.
Механизм реализации проектной деятельности:
ЛИДЕР
ПРОЕКТА
РОП
консультации,
мастер-классы
ЗАКАЗ ИК
экспертная оценка
КУРАТОР
ЛИДЕР
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ТЕМАТИКИ
ЛИДЕР
ТЕМАТИКИ
ЛИДЕР
ТЕМАТИКИ
ЛИДЕР
ТЕМАТИКИ
ЛИДЕР
ТЕМАТИКИ
ЦЕНТР
ПРОЕКТНО ДЕ ТЕЛ НОСТИ
Рисунок 6.
Формирование портфеля проектов на учебный год или семестр происходит путем объявления сбора проектных инициатив. В Мо- сковском политехе инициировать проект может внешний заказ- чик – партнер университета, сам университет в лице структурного подразделения, куратор проектной деятельности – штатный со- трудник университета или представитель отрасли, а также сами студенты. В настоящее время преобладают проекты от внешних партнеров, следом идут проекты от университета, а замыкают рей- тинг проекты, предложенные студентами. В начале семестра сту- дентам, как правило, предоставляется возможность выбора темы

63
проекта из некоторого числа альтернатив.
Решение о запуске того или иного проекта принимается по ре- зультатам экспертизы проектной инициативы экспертной группой
Центра проектной деятельности.
Для реализации своих полномочий Центру проектной деятельно- сти была передана учебная нагрузка и соответствующие ей препо- давательские ставки. В настоящее время в ЦПД работают свыше
120 человек на постоянной основе и на условиях внутреннего и внешнего совместительства.
Внешними заказчиками проектов выступают более 50-ти органи- заций, среди которых основными партнерами университета явля- ются компании БМВ, КАМаЗ, АвтоВАЗ, САНТЕХПРОМ, БЕКО, ГАМ-
МА, НПО Машиностроение, Технопарк СЛАВА и многие другие.
Тесное взаимодействие с партнерами дает возможность положить в основу проектной деятельности решение реальных и актуальных проблем различных отраслей экономики. Выступая заказчиком, организация-партнер осуществляет экспертное сопровождение работы студентов, а также участвует в защите результатов проек- та.
В ведении ЦПД находится также материально-техническое обеспе- чение проектной деятельности. К этому блоку ответственности от- носится мониторинг технического состояния оборудования, поме- щений и материальной обеспеченности лабораторий; организация закупок оборудования и материалов; координация работы лабора- торий ЦПД и организация взаимодействия с другими структурны- ми подразделениями университета, а также вопросы, связанные с соблюдением техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности.


64
Инфраструктура проектной деятельности
Особое значение для проектной деятельности имеет инфраструк- тура, а именно материально-техническая база, которая позволяет получать результаты на высоком технологическом уровне. Центр проектной деятельности постоянно расширяет спектр доступных проектным группам технологий, модернизируя и дополняя парк технологического оборудования собственных лабораторий, а так- же развивая контакты с партнерами и вовлекая в сотрудничество новые производственные площадки. Целью деятельности центра является предоставление в распоряжение проектных групп полно- ценного опытно-экспериментального производства. В этой связи важное значение приобретает организация сетевого взаимодей- ствия с другими структурными подразделениями Университета, имеющими соответствующее оборудование.
Для реализации проектов в настоящее время в Центре проектной деятельности имеется в качестве собственной материально-тех- нической базы 4 лаборатории, а в режиме центров коллективного пользования используются и лаборатории факультетов.
В целом отдел по материально-техническому обеспечению проект- ной деятельности занимается мониторингом технического состо- яния оборудования, помещений и материальной обеспеченности лабораторий; организует закупки оборудования и расходных ма- териалов, а также координирует работу лабораторий ЦПД. Центр проектной деятельности располагает развитой сетью открытых площадок (коворкингов) для самостоятельной работы проектных групп.

65
Введение в проектную деятельность: Инженерный и
Проектный старты
В проектную деятельность студенты погружаются с первого дня обучения в университете. В течение первого семестра все студен- ты инженерных направлений участвуют во внутреннем соревно- вании «Инженерный старт». Каждая команда (учебная группа) должна спроектировать и создать пять готовых работающих из- делий, а затем продемонстрировать их работу на очном финале в конце семестра. Основным документом соревнования служит регламент, в котором прописаны технические требования к зада- ниям, ограничения в использовании тех или иных компонентов, а также организационные рамки и параметры проведения испыта- ний. Таким образом, «Инженерный старт» моделирует для перво- курсников реальную практику инженерной деятельности, когда необходимо представить готовый результат в конкретные сроки и с заданными техническими характеристиками.
Для студентов неинженерных направлений (Высшая школа управления и права) с 2017 года проводится аналогичный турнир
«Проектный старт», в рамках которого студенты объединяются в команды, распределяют роли и готовят проекты в номинациях
«Разработка PR-кампании образовательной программы» и «Раз- работка предпринимательской инициативы». Каждая номинация, как и упоминавшиеся ранее инженерные задания, имеет собствен- ные требования к результату и критерии оценки качества.
Таким образом, в течение первого семестра студенты приобрета- ют необходимый минимум навыков для проектной деятельности.


66
Краткое описание практики: идея и цели
Принимая участие в проектах, за время обучения студенты полу- чают опыт проектной работы по своей будущей профессии, лучше понимают взаимосвязь преподаваемых дисциплин с практикой и значимость командной работы, а также вырабатывают умение до- водить дело до конца и в срок. Дополнительно к диплому каждый выпускник к окончанию университета может сформировать свое личное портфолио реализованных проектов с различными компа- ниями, что может помочь ему в трудоустройстве на более привле- кательную работу.
Таким образом, в Московском политехе выстраивается сквозная логика проектного обучения, в соответствии с которой студенты погружаются в реальную деятельность и уже на выходе из универ- ситета могут целенаправленно трудоустраиваться в компании, с которыми у них уже сложились хорошие взаимоотношения за вре- мя работы над проектами или выходить со своими личными ини- циативными разработками и организовывать собственное дело индивидуально или со своими сокурсниками.
Планы на будущее
Осмысливая пройденный путь, планируется по-новому описать и стандартизировать ряд процессов, которые выстраиваются вну- три проектной деятельности в соответствии с ее логикой. В числе ближайших планов – расширение форматов проектов, внедрение цифровой организации проектной деятельности и разработка он- лайн-курсов для кураторов проектной деятельности, включение проектной деятельности в состав магистерских программ.

67

68
дальневосточный федеральный университет
Центр проектной деятельности

69
Карпенко Станислав Олегович
Директор центра проектной деятельности ДВФУ
s.o.karpenko@gmail.com

70
Центр проектной деятельности
Проектная деятельность (ПД) – специально организованная си- стематическая целенаправленная самостоятельная работа сту- дентов в стенах ДВФУ по созданию конкретного инженерного продукта или технологии, имеющей коммерческий потенциал, с использованием знаний и умений, полученных в процессе обуче- ния в Университете.
Проектная деятельность направлена на создание условий, при ко- торых студенты смогут применять на практике полученные ими в
Университете теоретические знания, развивать универсальные и профессиональные компетенции в ситуациях практической дея- тельности.
Цель проектной деятельности – создание предпосылок для об- разования в стенах ДВФУ компаний-технологических стартапов, способных самостоятельно продолжать работу, начатую в рамках
ПД либо самостоятельно, либо в партнерстве с внешними заказ- чиками.
Общее описание идеи
Весной 2017 года руководством ДВФУ среди различных возмож- ных вариантов развития проектной деятельности было выбрано направление, связанное с инженерией. Это значит, что приоритет при выборе проектов дается техническим нетривиальным разра- боткам по заказам сторонних заказчиков, требующим от студен- тов создания в достаточно сжатые сроки работающих прототипов.
Это одновременно и сложная, и интересная задача. Сейчас стано- вится ясно, что решение было правильным: успешная постановка


71
на поток инженерных проектов сделает проектную работу в ДВФУ уникальной, а опыт, полученный при ее реализации, станет пере- довым среди российских университетов, в том числе традиционно сильных своей инженерной подготовкой. Это обусловлено следу- ющими причинами:
1. ДВФУ включает большое количество направлений подготовки, связанных с инженерными специальностями, во многом, уни- версальными, то есть полученные знания можно применить в различных прикладных задачах
2. в университете мощная школа в области экономики и менед- жмента, способная обеспечить инженерную проектную работу хорошими технико-коммерческими обоснованиями
3. в университете есть гуманитарные направления подготовки, в частности, архитектуры и промышленного дизайна, что может подкрепить инженерные разработки хорошим художествен- ным оформлением и вкусом, и потенциально усиливает пози- ции разрабатываемого командами продукта на рынке
4. университет имеет новый современный кампус, который об- ладает большими площадями, что упрощает выбор удобных просторных помещений под студенческие исследовательские центры, лаборатории, коворкинги
5. при этом университет достаточно компактен, то есть все служ- бы (и общежития) расположены недалеко друг от друга, и лю- бой проблемный момент можно относительно быстро решить, встретившись и поговорив
6. в университете учатся около 20 тысяч студентов; благода- ря чему можно найти несколько сотен талантливых студен- тов-старшекурсников различных специальностей, готовых уча- ствовать в проектной работе
7. развитие университета тесно связано с планами развития
Дальневосточного региона, а это дополнительный стимул сту- дентам активно участвовать в проектах

72 8. команда топ-менеджеров ДВФУ создала уникальные возмож- ности для подобной деятельности, дав организаторам ПД со- ответствующие полномочия, помогая в самые ответственные организационные моменты, а также обеспечивая финансиро- вание закупок оборудования.
Все эти факторы создают предпосылки для привлечения в ДВФУ сторонних заказчиков, готовых поверить в проекты и команды, и начать выстраивать с ними доверительные отношения. Привлече- нием партнеров и заказчиков обусловлено формирование под про- екты многофункциональных студенческих рабочих групп, включа- ющих в себя будущих специалистов по инженерной, финансовой, маркетинговой, креативной составляющим, а также обеспечение их нормальными условиями для совместной работы по моделиро- ванию, макетированию, прототипированию, лабораторным испы- таниям. При этом в университете задействовано большое число экспертов по всем отраслям, готовых подсказать решения в труд- ные для реализации проекта моменты, а также высказать крити- ческие замечания или оценить успехи и победы проектных групп.
Механизм функционирования Центра проектной дея-
тельности
Центр проектной деятельности является подразделением Дирек- ции технологического предпринимательства в структуре Прорек- тора по развитию ДВФУ.
Дирекция технологического предпринимательства ДВФУ начала функционировать в апреле 2017 года. Целью ее создания являет- ся активное вовлечение студентов ДВФУ в формирование сообще- ства технологических лидеров на Дальнем Востоке, их включение в российскую и международную технологическую повестку.