Файл: ПредисловиеВведениеО понятии проектного обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
В состав Дирекции, помимо ЦПД, входят Центр поддержки пред- принимательства (ЦПП), задачей которого является поддержка инициатив студенческих команд. На конкурсной основе студенче- ская команда может подать проект в ЦПП и получить стартовый капитал для реализации своей идеи.
Следующее подразделение Дирекции – Фонд поддержки предпри- нимательства, в задачи которого входит предоставление помеще- ний для офисов компаний - резидентов Технологической долины, а также финансирование ключевых проектов. Это значит, что под- держка технологических проектов на ранней стадии осуществля- ется средствами поддержки университета.
Краткое описание практики: идея и цели
Идея ЦПД – предоставить комфортные условия для эффективно- го сотрудничества проектных групп с заказчиком и практической работы студентов над проектом на современном оборудовании; совместить работу над проектом с университетской образова- тельной программой; приглашать для консультаций внутренних и внешних консультантов и экспертов; организовать цикл мотивиру- ющих мероприятий (хакатоны, инженерные соревнования, поезд- ки на конференции и т.д.), и, в конечном итоге, дать возможность команде создать собственную компанию с востребованным на рынке продуктом уровня технологической готовности TRL 4 11
или выше, или же помочь стать частью команды представительства компании-заказчика.
ЦПД включает в себя Инжиниринговый центр (ИЦ), который пре-
11 В соответствии с 9 уровнями градации Technology readiness level, TRL4 - «прове- рено в лаборатории»

74
доставляет студенческим командам возможность реализации полного цикла разработки: от формулировки технического зада- ния, до оформления конструкторской документации и проведения функциональных испытаний продукции. Это возможно благодаря оснащению Центра современным станочным, электромонтаж- ным, испытательным оборудованием, 3D-принтерами, специаль- ным программным обеспечением. В ИЦ работают специалисты, готовые помогать в освоении новых станков и программного обе- спечения численного моделирования, а также способные консуль- тировать студентов по всем вопросам жизненного цикла изделий.
Основной способ формирования студенческих инженерных про- ектных команд – работа над проектами в рамках магистратуры.
Масштаб и охват
Проектная деятельность, хотя и обладает инженерной направлен- ностью, имеет общеуниверситетский охват. Это позволяет пригла- шать в проекты студентов различных направлений подготовки, быть независимым и равноудаленным от администрации отдель- ных Школ, иметь общие для всех проектных групп лабораторию и помещения, быть в прямом подчинении ректората в лице Прорек- тора по развитию.
Целевая аудитория
Прежде всего, студенты-магистранты всех без исключения фа- культетов (Школ, в терминологии ДВФУ) университета, а это:


75 1. выпускники бакалавриата инженерной направленности (3 года обучения), основные направления подготовки которых в ДВФУ:
Машиностроение (15.03.01), Инфокоммуникационные техноло- гии и системы связи (11.03.02), Электроэнергетика и электро- техника (13.03.02), Приборостроение (12.03.01), Мехатроника и робототехника (15.03.06), Прикладная математика и информа- тика (01.03.02), Математика и компьютерные науки (02.03.01) и ряд других
2. выпускники бакалавриата Школы экономики и менеджмента
3. выпускники бакалавриата школы биомедицинских наук, по проектам, связанным с медициной будущего
4. магистры по направлению архитектуры и дизайна
Помимо магистрантов, в проектах могут участвовать и бакалав- ры. В этом случае они выполняют частные задачи «больших» про- ектов, помогая их реализации, или занимаются конкретными авто- номными задачами.
Описание образовательной технологии реализации
практики (педагогический дизайн)
В первом семестре 2017-2018 учебного года посещение ЦПД сту- дентами является добровольным. Ребята организовывают рабо- чие места в помещении, предназначенном для работы по их на- правлению, регулярно встречаются (несколько раз в неделю) для обсуждения текущих задач, создания прототипов или бесед с кон- сультантами.
Начиная со второго семестра, работа становится обязательной для студентов-бакалавров Инженерной школы 2 курса, студентов-ма- гистрантов Школы экономики и менеджмента, отдельных студен-

76
тов Школы естественных наук (программирование и математика) и Гуманитарной школы (архитектура и дизайн). В настоящее вре- мя ведутся переговоры с Дирекцией образовательных программ
ДВФУ, а также руководством Школ об организации пилотных муль- тидисциплинарных групп для отладки процедур такого рода про- ектной деятельности.
Типы проектов
Приоритетными направлениями для ЦПД являются программы, ориентированные на перспективные, с точки зрения рынков НТИ, технологические ниши, а именно:
• космос (малые спутники, приборостроение, спутниковые си- стемы, материаловедение – с целью развития высокотехноло- гичных производств, разработки и внедрения глобальных ин- формационных сервисов)
• большие данные и интернет вещей (ДЗЗ, автоматический мо- ниторинг транспорта, объектов городской инфраструктуры, береговых линий, сельского хозяйства – с целью освоения и развития новых территорий)
• робототехника (беспилотный наземный и авиационный транс- порт, подводные роботы – с целью развития транспортных си- стем и логистики)
• биоинженерия (нейроуправление, протезы и экзоскелеты, ней- ростимуляторы, системы реабилитации)
• архитектура и дизайн (концепция комфортной среды города будущего – с целью разработки программы развития острова
Русский как Национального центра НТИ).


77
В рамках проектной деятельности работа делится на самостоя- тельную подготовку, семинары с привлечением узких специали- стов, не вписывающихся в ОП, а также работу в мастерских и ла- бораториях Инжинирингового центра.
Внутренний заказчик продуктового результата – студенты ДВФУ, которые приходят со своими идеями, а также представители под- разделений самого университета (преподаватели, кафедры, Шко- лы).
Внешний заказчик продуктового результата – или крупные компа- нии, предприятия, уже зарекомендовавшие себя на рынке, или не- большие стартапы и инновационные технологические компании.
Университет – это площадка, обеспечивающая комфортные усло- вия для качественного сотрудничества, практическую работу над проектом, образовательную программу, предоставляющая препо- давателей, современное технологическое оборудование, предла- гающая систему оценки, организующая цикл образовательных и информационных мотивирующих мероприятий.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Процесс внедрения
Процесс начинается с ведения переговоров с потенциальными партнерами из технологического бизнеса: как местного, так и из центральных областей России – с целью поиска интересных про- ектов, которые можно было бы предложить к реализации студен- ческим командам. Как правило у компаний, особенно небольших, есть пул проектов, которые они держат в голове, но понимают, что в ближайшее время на их реализацию нет времени и ресурсов.
Здесь важно очертить круг таких проектов: выбрать перспектив- ные направления, возможность их реализации силами студентов в разумные сроки (до 2-3 лет), наличие внешней консультацион- ной помощи и экспертизы, наличие, хотя бы в средней перспекти-

78
ве, необходимой производственной и испытательной базы; а так- же оценить надежность и репутацию партнерской организации, предлагающей этот проект.
Проект согласовывается со стратегией развития ДВФУ, чтобы про- ектная деятельность не противоречила идеологии университета.
С другой стороны, в университете ведется поиск инициативных преподавателей, студенческих групп и отдельных студентов, ко- торым интересно заниматься проектами сторонних заказчиков; возможно, амбициозных, чьи инициативы не воспринимаются структурами университета; кто активно участвует в различных конкурсах и соревнованиях технической направленности. Студен- там предлагаются интересные темы вместо обычных «проходных» проектов, в виде списка потенциальных проектов в формате Па- спорта проекта (тема, краткое описание проблемы, постановка за- дачи, литература, перечень заинтересованных компаний). Вместе с тем, ищется помещение для размещения проектных команд, а также необходимая мебель и оборудование, компьютеры (бывшие в использовании).
Параллельно ведутся переговоры с консультантами и преподава- телями как университета, так и местных организаций (РАН, бизнес) с целью понять их финансово-организационные запросы, пожела- ния и возможности сопровождать проекты, после чего формулиру- ется в первом приближении бюджет проектной деятельности.
Одновременно закупается первый необходимый минимум обору- дования, необходимого для создания базовой лаборатории: сто- лярный и слесарный инструмент, простое станочное оборудова- ние, паяльные станции, мультиметры; затем 3Д-принтер, простые станки с ЧПУ, осциллографы и т.д. По мере проработки проектов и их обсуждения, формируется список специального лабораторного оборудования (как правило, сразу такое оборудование не нужно).
Одновременно ищется возможность стороннего микрофинанси- рования проектов в случае, если более-менее проработана идея и есть проектная команда: например, используются механизмы фи-


79
нансирования фондом Бортника.
Важно наладить отношения с местной технической творческой ин- теллигенцией для того, чтобы заручиться их поддержкой, а также, возможно, консультационной, технической или даже небольшой материальной помощью «на расходники»; кроме того, такие люди зачастую неравнодушны к тому, что происходит с образованием, у них есть своя точка зрения на требования к выпускникам.
Команда
• Директор Центра
• Руководитель одного из направлений
• Делопроизводитель / проектный менеджер
Директор центра может быть руководителем нескольких проек- тов.
Руководитель направления и директор центра регулярно встреча- ются со студентами и обсуждают теоретический и практический смысл реализуемых проектов (2-3 проекта, по 1-3 студента в ка- ждом).
Делопроизводитель оформляет договоры, занимается закупками.

80
Внешние сети
Прежде всего, компании - внешние заказчики, нуждающиеся в вы- полнении проектов для их бизнеса.
Барьеры и риски внедрения
Существуют идеологические, организационные и финансовые ба- рьеры и риски развития ПД на первых стадиях.
Идеологические риски связаны с:
1. с конечным целеполаганием университета в целом и ЦПД в частности: способные студенты понимают, что программа раз- вития Дальнего Востока пока не дает зримых результатов, а, следовательно, непонятны шансы их трудоустройства в регио- не после окончания вуза
2. уровень базовой подготовки студентов не всегда соответству- ет возможности решить ту или иную задачу внешнего заказ- чика, а провал проекта несет за собой и репутационные риски для ПД в целом. Нужно быть осторожным и браться за проек- ты перспективные и интересные, но при этом не слишком важ- ными для заказчика
3. низкий уровень доверия внешних заказчиков к студенческой работе в целом и ДВФУ в частности. Низкий уровень доверия к университету является следствием частой смены приоритетов развития вуза предыдущими управленческими командами; частая смена самих управляющих команд университета также

81
не идет на пользу репутации – у бизнеса складывается впечат- ление о бессмысленности установления долгих отношений с университетом, в котором все равно команда поменяется че- рез короткое время и, следовательно, вся работа по налажива- нию отношений окажется напрасной
4. недоверчивое мнение бизнеса об администрации вуза как о
«забюрократизированной и неэффективной системе, с которой иметь дело себе дороже».
Организационные барьеры и риски связаны с:
1. четким встраиванием ЦПД в структуру университета, прежде всего, в тесной связи с образовательными программами; од- нако для этого нужно целенаправленно работать над самими программами, реализующими стратегию развития, собствен- но, ДВФУ; а до тех пор ЦПД остается больше инициативной и немассовой структурой «для избранных», где количество пре- подавателей будет соизмеримо с числом работающих студен- тов
2. позиционированием самого ЦПД как прогрессивного центра притяжения талантливой молодежи, желающей попробовать себя в реальных амбициозных проектах, поработать на совре- менном оборудовании, пообщаться с экспертами из отрасли и т.д.
Финансовые барьеры и риски связаны с:
1. долгим путем принятия решений о закупке расходных мате- риалов и комплектующих. Зачастую проект требует быстрого приобретения материалов, иначе работа теряет смысл или сту- денты теряют желание им заниматься;
2. наличие долговременной программы развития ЦПД на фоне