Файл: И зучение особенностей развития внимания у детей 710 лет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте


Внимание развивается у детей поэтапно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Самым простым и начальным видом внимания является непроизвольное внимание, данный вид внимания характеризуется пассивностью. Произвольное внимание является ведущим у детей дошкольного возраста. «На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин в начале данного возрастного периода до 40 мин в его конце» [7, с. 43].

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой. 3-4 года Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут.

Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. В 4-5 лет величивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. В 5-6 лет возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.

В младшем школьном возрасте увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Многие исследователи указывают, что внимание является психофизиологическим процессом сознательного или бессознательного выбора одной информации и игнорирования другой, которая поступает через органы чувств [18, с. 47].

Для совершенствования способностей детей к саморегуляции своей познавательной активности педагогу необходимо, в первую очередь, развивать познавательные способности детей, а во-вторых, развивать способности к сосредоточению своего сознания [10, с. 64].

В возрасте 7-10 лет процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, что способствует развитию произвольного внимания. Для того чтобы дошкольники научились произвольно управлять своим вниманием, их надо просить рассуждать и проговаривать свои действия в слух. Проговаривание своих действий вслух позволит удерживать внимание в течение довольно длительного времени. Такое свойство внимания как устойчивость зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста [10, с. 66].

Г.А. Урунтаева в своих исследованиях описывала: «В старшем дошкольном возрасте дети уже способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуальное значение (игры- головоломки, загадки). К 7 годам у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию, являющемуся важным условием для организации учебной деятельности в школе» [19, с. 67]. Об уровне развития внимания говорит сформированность всех его свойств [19, с. 74].

Доказано, что дети не могут длительное время заниматься одни и тем же видом деятельности, связано это с быстрым наступлением переутомления. При правильной организации воспитательного процесса у детей дошкольного возраста, свойства внимания постепенно будут совершенствоваться и усложняться. В дальнейшем у младших школьников будет расширяться объем внимания, расти устойчивость, формироваться произвольность внимания. В работе с детьми по развитию внимания необходимо применять различные виды деятельности и использовать красочный наглядный материал.

Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей 7-10 лет

2.1. Методы и методики исследования



Цель исследования: выявление особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.

Исследование проходило на базе СОШ №7, в нем приняли участие 20 младших школьников в возрасте 7-10 лет.

В качестве основного метода исследования было использовано тестирование.

В исследовании были использованы следующие методики:

- Методика № 1. «Проставь значки» [10] (модификация метода Перона - Рузера), она предназначена для оценки переключения и распределения внимания.

Оборудование: рисунок с геометрическими фигурами, карандаш.

- Методика № 2. «Перепутанные линии» [10] (Тест Бурдона).

Цель: выявить уровень развития концентрации и устойчивости внимания.

Материал и оборудование: бланки, на котором изображены перепутанные линии, секундомер.

- Методика № 3. «Запомни и расставь точки» [10] (Немов Р.С.).

Цель: оценивается объем внимания.

Оборудование:

1. Лист с точками к заданию «Запомни и расставь точки»;

2. Лист с пустыми карточками к заданию «Запомни и расставь точки»;

3. Простой карандаш.


2.2 Результаты исследования



Данные результатов диагностики по методике №1 «Проставь значки» [10] (модификация метода Перона - Рузера) представлены в таблице 1

Таблица 1

Диагностика уровня переключения и распределение внимания у детей 7-10 лет по методике «Проставь значки»




Показатель S

Количество баллов

Уровень развития

1

0,40

4-5

низкий

2

0,54

6-7

средний

3

0,68

6-7

средний

4

0,25

0-3

Очень низкий

5

0,27

4-5

низкий

6

0,60

6-7

средний

7

0,24

0-3

Очень низкий

8

0,43

4-5

низкий

9

0,35

4-5

низкий

10

0,45

4-5

низкий

11

0,54

6-7

средний

12

0,68

6-7

средний

13

0,60

6-7

средний

14

0,57

6-7

средний

15

0,62

6-7

средний

16

0,60

6-7

средний

17

0,55

6-7

средний

18

0,61

6-7

средний

19

0,60

6-7

средний

20

0,53

6-7

средний


У 10% детей очень низкий уровень переключения и распределения внимания, эти дети практически не смогли выполнить задание. У 25% детей, наблюдается низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети часто ошибались и пропускали значки, не успевали по времени. Высокого и очень высокого уровня переключения и распределения внимания не наблюдается.

У 65% младших школьников обнаружен средний (нормальный уровень распределения и переключения внимания). Высокого уровня не обнаружено.

Данные результатов диагностики по методике № 2. «Перепутанные линии» [10] (тест Бурдона) представлены в таблице 2

Таблица 2

Диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания у детей 7-10 лет по методике «Перепутанные линии»



Количество законченных линий

Уровень развития

1

4

Ниже среднего

2

4

Ниже среднего

3

2

Низкий

4

2

Низкий

5

7

Средний

6

2

Низкий

7

3

Ниже среднего

8

7

Средний

9

6

Средний

10

6

Средний

11

6

средний

12

9

высокий

13

6

средний

14

10

высокий

15

7

средний

16

7

средний

17

8

высокий

18

6

средний

19

7

средний

20

7

средний