Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключительным мероприятием формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало детско-родительское мероприятие по духовно – нравственному воспитанию «Когда мы вместе».
Цель:
–систематизировать у детей понятие «семья».
Задачи:
– систематизировать знания детей о семье;
– учить правильно называть членов семьи; дать понятия «родственники», «семья» «понимание»;
– развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
– воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье, эмоциональную отзывчивость, любовь к членам своей семьи.
Материалы: семейные фотографии, сюжетные картинки, высказывания о семье.
Проведенное мероприятие было направлено на развитие у младших школьников справедливости и милосердия, как основных духовно-нравственных качеств, любви к ближним, заботе о старших и младших. Были проведены совместные игры детей с родителями, а также вместе «зажигали» семейный очаг. Конспект мероприятия представлен в Приложении 4.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что всесторонняя и систематическая работа способствует развитию духовно-нравственных качеств младших школьников, а также духовно-нравственному просвещению родителей.
2.3 Анализ эффективности духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи
После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап, целью которого является повторное выявление уровня развития духовно-нравственных качеств младших школьников, а также была проведена повторная диагностика родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. На контрольном этапе эксперимента были применены такие же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
По результатам изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств на контрольном этапе работы по методике «Диагностика духовно-нравственных представлений у детей», разработанной Р.М. Калининой, были получены результаты, представленные в Таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности духовно-нравственных качеств на контрольном этапе по методике «Диагностика сформированности духовно-нравственных представлений у детей», разработанной Р.М. Калининой.
ФИО | Уровень сформированности духовно-нравственных качеств |
Екатерина А. | средний |
Даниил А. | средний |
Владислав А. | высокий |
Олеся Б. | высокий |
Егор Б. | высокий |
Лев Б. | высокий |
Кирилл Б. | высокий |
Мария В. | высокий |
Денис В. | высокий |
Дарья Г. | высокий |
Дмитрий Д. | высокий |
Виктория Д. | высокий |
Дарья З. | средний |
Виктория К. | высокий |
Вероника М. | средний |
Денис Н. | высокий |
Андрей О. | высокий |
Тимофей П. | высокий |
Олег П. | высокий |
Денис П. | средний |
Степан Р. | высокий |
Камилла Р. | средний |
Эмилия С. | высокий |
Сергей С. | высокий |
Кристина С. | высокий |
Егор С. | высокий |
Тимофей С. | высокий |
Анастасия С. | средний |
Артем Х. | средний |
Евгения Ш. | высокий |
Александр Ш. | высокий |
Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 23 учащихся. Дети дружелюбны, готовы помочь, умеют быть сдержанными, благодарными, проявляют уважение к старшим, трудолюбивы, инициативны, вежливы, активны в учебе и дополнительном образовании, проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки отличаются нравственностью и ответственностью. Средний уровень показали 8 учащихся,
которые не особо дружелюбны, не всегда готовы помочь, в определенных ситуациях проявляют вспыльчивость, менее благодарны, порой проявляют неуважение к старшим, время от времени грубят, менее активны в учебе и дополнительном образовании, реже проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки являются нравственными, но не во всех случаях. Низкий уровень духовно-нравственных качеств не выявлен.
Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств школьников на контрольном этапе представлены на Рис. 5.
Рис. 5. Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе
Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе представлено в Рис.6.
Рис.6. Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе
Результат диагностического исследования младших школьников показал: число детей, имеющих высокий уровень духовно-нравственных качеств, вырос с 42% до 74%, понизились и показатели среднего уровня с 42% до 26%, это произошло вследствие того, что поднялся высокий уровень. Снизился процент детей с низким уровнем с 16% до 0%.
Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяют сделать следующий вывод: уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся существенно повысился по сравнению с констатирующем этапом, разработанный комплекс мероприятий является эффективным. Данный вывод сделан на основе сравнительных показателей констатирующего и контрольного этапов, которые представлены в Рис.7.
Р ис.7. Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов
На рисунке видна положительная динамика в уровне развития духовно-нравственных качеств младших школьников на контрольном этапе эксперимента.
По результатам изучения уровня сформированности духовно-нравственной самооценки на контрольном этапе работы по методике «Диагностика духовно-нравственной самооценки у детей», разработанной Н.Е. Богуславской, были получены результаты, представленные в Таблице 4.
Таблица 4
Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки на констатирующем этапе по методике «Диагностика уровня духовно-нравственной самооценки младших школьников», разработанной Н.Е. Богуславской.
ФИО | Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки |
Екатерина А. | средний |
Даниил А. | средний |
Владислав А. | средний |
Олеся Б. | средний |
Егор Б. | средний |
Лев Б. | средний |
Кирилл Б. | средний |
Мария В. | высокий |
Денис В. | средний |
Дарья Г. | средний |
Дмитрий Д. | средний |
Виктория Д. | высокий |
Дарья З. | средний |
Виктория К. | средний |
Вероника М. | высокий |
Денис Н. | высокий |
Андрей О. | средний |
Тимофей П. | средний |
Олег П. | средний |
Денис П. | высокий |
Степан Р. | средний |
Камилла Р. | средний |
Эмилия С. | средний |
Сергей С. | средний |
Кристина С. | высокий |
Егор С. | средний |
Тимофей С. | средний |
Анастасия С. | средний |
Артем Х. | средний |
Евгения Ш. | средний |
Александр Ш. | средний |