Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключительным мероприятием формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало детско-родительское мероприятие по духовно – нравственному воспитанию «Когда мы вместе».

Цель:

–систематизировать у детей понятие «семья».

Задачи:

– систематизировать знания детей о семье;

– учить правильно называть членов семьи; дать понятия «родственники», «семья» «понимание»;

– развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

– воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье, эмоциональную отзывчивость, любовь к членам своей семьи.

Материалы: семейные фотографии, сюжетные картинки, высказывания о семье.

Проведенное мероприятие было направлено на развитие у младших школьников справедливости и милосердия, как основных духовно-нравственных качеств, любви к ближним, заботе о старших и младших. Были проведены совместные игры детей с родителями, а также вместе «зажигали» семейный очаг. Конспект мероприятия представлен в Приложении 4.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что всесторонняя и систематическая работа способствует развитию духовно-нравственных качеств младших школьников, а также духовно-нравственному просвещению родителей.
2.3 Анализ эффективности духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи

После формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап, целью которого является повторное выявление уровня развития духовно-нравственных качеств младших школьников, а также была проведена повторная диагностика родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников с целью изучения их педагогических возможностей. На контрольном этапе эксперимента были применены такие же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По результатам изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств на контрольном этапе работы по методике «Диагностика духовно-нравственных представлений у детей», разработанной Р.М. Калининой, были получены результаты, представленные в Таблице 3.

Таблица 3

Уровень сформированности духовно-нравственных качеств на контрольном этапе по методике «Диагностика сформированности духовно-нравственных представлений у детей», разработанной Р.М. Калининой.



ФИО

Уровень сформированности духовно-нравственных качеств

Екатерина А.

средний

Даниил А.

средний

Владислав А.

высокий

Олеся Б.

высокий

Егор Б.

высокий

Лев Б.

высокий

Кирилл Б.

высокий

Мария В.

высокий

Денис В.

высокий

Дарья Г.

высокий

Дмитрий Д.

высокий

Виктория Д.

высокий

Дарья З.

средний

Виктория К.

высокий

Вероника М.

средний

Денис Н.

высокий

Андрей О.

высокий

Тимофей П.

высокий

Олег П.

высокий

Денис П.

средний

Степан Р.

высокий

Камилла Р.

средний

Эмилия С.

высокий

Сергей С.

высокий

Кристина С.

высокий

Егор С.

высокий

Тимофей С.

высокий

Анастасия С.

средний

Артем Х.

средний

Евгения Ш.

высокий

Александр Ш.

высокий


Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 23 учащихся. Дети дружелюбны, готовы помочь, умеют быть сдержанными, благодарными, проявляют уважение к старшим, трудолюбивы, инициативны, вежливы, активны в учебе и дополнительном образовании, проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки отличаются нравственностью и ответственностью. Средний уровень показали 8 учащихся,

которые не особо дружелюбны, не всегда готовы помочь, в определенных ситуациях проявляют вспыльчивость, менее благодарны, порой проявляют неуважение к старшим, время от времени грубят, менее активны в учебе и дополнительном образовании, реже проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки являются нравственными, но не во всех случаях. Низкий уровень духовно-нравственных качеств не выявлен.

Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств школьников на контрольном этапе представлены на Рис. 5.




Рис. 5. Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе

Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе представлено в Рис.6.



Рис.6. Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на контрольном этапе

Результат диагностического исследования младших школьников показал: число детей, имеющих высокий уровень духовно-нравственных качеств, вырос с 42% до 74%, понизились и показатели среднего уровня с 42% до 26%, это произошло вследствие того, что поднялся высокий уровень. Снизился процент детей с низким уровнем с 16% до 0%.

Сравнительные результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяют сделать следующий вывод: уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся существенно повысился по сравнению с констатирующем этапом, разработанный комплекс мероприятий является эффективным. Данный вывод сделан на основе сравнительных показателей констатирующего и контрольного этапов, которые представлены в Рис.7.
Р ис.7. Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов

На рисунке видна положительная динамика в уровне развития духовно-нравственных качеств младших школьников на контрольном этапе эксперимента.

По результатам изучения уровня сформированности духовно-нравственной самооценки на контрольном этапе работы по методике «Диагностика духовно-нравственной самооценки у детей», разработанной Н.Е. Богуславской, были получены результаты, представленные в Таблице 4.

Таблица 4


Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки на констатирующем этапе по методике «Диагностика уровня духовно-нравственной самооценки младших школьников», разработанной Н.Е. Богуславской.


ФИО

Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки

Екатерина А.

средний

Даниил А.

средний

Владислав А.

средний

Олеся Б.

средний

Егор Б.

средний

Лев Б.

средний

Кирилл Б.

средний

Мария В.

высокий

Денис В.

средний

Дарья Г.

средний

Дмитрий Д.

средний

Виктория Д.

высокий

Дарья З.

средний

Виктория К.

средний

Вероника М.

высокий

Денис Н.

высокий

Андрей О.

средний

Тимофей П.

средний

Олег П.

средний

Денис П.

высокий

Степан Р.

средний

Камилла Р.

средний

Эмилия С.

средний

Сергей С.

средний

Кристина С.

высокий

Егор С.

средний

Тимофей С.

средний

Анастасия С.

средний

Артем Х.

средний

Евгения Ш.

средний

Александр Ш.

средний