Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разносторонность выделяемых с помощью методики семейных функций позволяет установить то, какие из них и при каком полюсе своей значимости оказывают влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье. Кроме того, в качестве значимого нами рассматривался стиль воспитания, используемый в семьях по отношению к детям младшего школьного возраста. Наиболее распространенное деление стилей родительского воспитания предусматривает выделение авторитарного, демократического и либерально-попустительского стилей. Каждый из названных стилей характеризуется своими особенностями, оказывающими влияние на развитие личности ребёнка.
Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
При демократическом стиле воспитания родители ориентированы на повышение субъектной роли ребёнка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем ребенок совместно с родителями приходят к тому или иному решению. Демократический стиль воспитания - реальный способ организации близкого взаимодействия родителей и ребёнка.
Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к ребёнку, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Они выступают для ребёнка в роли советчика, помощника, друга. Для них характерно сопереживание ему и сопричастность к событиям, происходящим в его жизни. При демократическом стиле воспитания родители стимулируют детей к творчеству, инициативе, организуют условия для самореализации.
В реальной практике семейного воспитания чаще всего имеют место «смешанные» стили. Родители не могут, в частности, абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля воспитания.
В качестве критериальных показателей для выделенных стилей воспитания могут быть названы следующие: сотрудничество с детьми, проявление чувства сопереживания и сопричастности в совместной деятельности. В зависимости от их выраженности семье присваивались баллы от 0 (минимальный уровень использования стиля воспитания) до 5 (максимальный уровень использования стиля воспитания).
Чтобы выявить используемый в семье стиль воспитания, нами была проведена беседа с родителями.
Метод беседы – это один из базовых для педагогической науки методов, позволяющий собрать информацию по интересующим аспектам понимания чего-либо, поведения в каких-либо ситуациях, организации жизнедеятельности каким-либо лицом (лицами) и т.д. на основе вопросно-ответного взаимодействия исследователя с испытуемым (Приложение 1).
По итогам беседы с родителями их выборка была поделена на три подгруппы: семьи с авторитарным стилем воспитания – 14 семей, с демократическим стилем воспитания – 26 семей, с либеральным стилем воспитания – 10 семей.
Для оценки духовно-нравственной воспитанности детей использовался комплекс методов: анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм), диагностическая тестовая карта и беседа.
Анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм) представляют собой педагогические методы изучения особенностей детей на основе тех выборов, которые они сделают в ситуациях, предложенных исследователем условно применительно к их собственному поведению или поведению других людей (Приложение 2). На основе ответов детей исследователь по 5-ти балльной шкале даёт оценку:
-
понимания содержания, -
отношение, -
использование -
осмысление детьми
следующих духовно-нравственных ценностей: «добро-зло», «хорошо- плохо», «правда-ложь», «можно-нельзя», «вежливость-грубость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «щедрость-жадность».
Для того чтобы более точно зафиксировать состояние духовно-нравственной воспитанности детей, родителям предлагалось заполнить диагностическую тестовую карту. Диагностическая тестовая карта для изучения готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей представляет собой исследовательский инструментарий, разработанный на основе диагностической тестовой карты, предложенной И. П. Раченко для оценки деятельности педагогов1. Выбор диагностической тестовой карты в качестве исследовательского инструментария был обусловлен её надежностью как документальной формы закрепления результатов проводимого эксперимента.
Диагностическая тестовая карта оценки готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей состоит из четырех групп оснований (параметров) оценки, которые соответствуют выделенным нами критериям – информационному, мотивационному, деятельностному и рефлексивному. Каждая из групп оснований включает в себя, в свою очередь, комплексные уровни параметров, раскрывающих содержание данной группы (Приложение 3).
После заполнения родителями диагностической карты с каждым из них исследователем проводилась уточняющая беседа. Данная беседа позволяла ещё более точно соотнести родительскую позицию о развитии у своих детей тех или иных параметров духовно-нравственной воспитанности с конкретными фактами их наблюдения за поведением детей в повседневной жизнедеятельности.
Итоговый вывод о состоянии духовно-нравственной воспитанности младших школьников сделан на основе обобщения результатов использования нескольких методов:
-
собственной работы с младшими школьниками в рамках анализа ими проблемных ситуаций и решения задач нравственного содержания; -
заполнения родителями диагностических тестовых карт; -
уточняющей беседы с родителями об особенностях поведения детей с точки зрения соблюдения ими духовно-нравственных принципов в повседневной жизнедеятельности.
На основе обобщения обозначенных результатов на каждого ребёнка заполнялась диагностическая тестовая карта, характеризующая его готовность к соблюдению духовно-нравственных ценностей.
Анализу подвергалось распределение оценок 10 шкал, соответствующих духовно-нравственным ценностям («добро-зло», «хорошо-плохо», «правда-ложь», «можно-нельзя», «вежливость-грубость», «сострадание-равнодушие», «терпимость-нетерпимость», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «щедрость-жадность») внутри каждой из 4 категорий, так и средних оценок по каждой из этих категорий (информационная, мотивационная, ценностная, рефлексивная).
Согласно полученным результатам, среднее значение сформированности компонентов духовно-нравственной воспитанности у младших школьников не превышает 3 баллов (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение средних баллов, сформированных компонентов духовно-нравственной воспитанности младших школьников
Критерии | Духовно-нравственные ценности | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Информационный | 2,6 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,6 |
Мотивационный | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Деятельностный | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,7 | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,4 | 2,4 |
Рефлексивный | 2,4 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,6 | 2,3 | 2,3 | 2,2 | 2,3 | 2,2 |
Обозначения духовно-нравственных ценностей: 1 – «добро-зло»; 2 – «хорошо-плохо»; 3 – «правда-ложь»; 4 – «можно-нельзя»; 5 – «вежливость-грубость»; 6 – «сострадание-равнодушие»; 7 – «терпимость -нетерпимость»; 8 – «отзывчивость-черствость»; 9 – «милосердие-жестокость»; 10 – «щедрость-жадность».
Обобщая полученные при этом результаты, можно утверждать, что в структуре духовно-нравственной воспитанности младших школьников доминирующее место занимает использование ценностей «можно-нельзя», «хорошо-плохо» и «вежливость-грубость» (т.е. широко используемые родителями в повседневной жизнедеятельности), наименьшее – «терпимость-нетерпимость», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость» и «щедрость-жадность» (ценности, которые не находят повседневного использования родителями при взаимодействии с детьми). Таким образом, воспитанность детей младшего школьного возраста распространяется в большей мере на использование наиболее распространенных, так называемых, «повседневных» ценностей. Ценности, которые не входят в повседневный обиход детей, оказываются значительно менее понимаемыми и востребованными в их поведении. Соответственно, первая группа духовно-нравственных ценностей может выступить основой для расширения воспитанности детей в направлении активного использования ценностей второй группы.
Содержательный анализ полученного распределения предусматривал выявление наиболее типичных нарушений духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста. Выделение данных нарушений проводилось на основе анализа у младших школьников состояния четырех компонентов духовно-нравственной воспитанности:
– когнитивный компонент – знания о духовно-нравственных ценностях;
– аффективный компонент – эмоциональная окраска отношения к использованию духовно-нравственных ценностей на практике;
– конативный компонент – наличие практики использования духовно-нравственных ценностей;
– оценочно-смысловой компонент – способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.
С учетом того, что у всех младших школьников сформированной выборки были выявлены более или менее выраженные нарушения духовно-нравственной воспитанности, все они были распределены по подгруппам, характеризующимся разным уровнем этих нарушений.
Согласно проведённому нами анализу, можно выделить следующие нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников:
Группа А – не выраженные нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В данную группу отнесены школьники, обладающие отдельными (1-2 ценности) проявлениями несформированности духовно-нравственной воспитанности по каждому основанию, а именно: пробелы в знаниях о духовно-нравственных ценностях, негативное отношение к их использованию, не использование на практике духовно-нравственных ценностей и не способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.
Группа В – оформившиеся нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников В данную группу отнесены школьники начальной школы, характеризующиеся значительными (не менее 5 ценностей) нарушениями духовно-нравственной воспитанности по какому-либо основанию при единичных нарушениях по остальным основаниям.
Группа С – комплексные нарушения духовно-нравственной воспитанности младших школьников. В данную группу отнесены школьники, характеризующиеся нарушениями в сформированности одновременно нескольких (2-3) компонентов духовно-нравственной воспитанности. Например, младший школьник может негативно относиться к использованию 5 духовно-нравственных ценностей и не соблюдать их на практике.
Группа D – отсутствие духовно-нравственной воспитанности. В данную группу отнесены младшие школьники, у которых оказалось 5 и более нарушений по каждому компоненту, характеризующему духовно-нравственную воспитанность.
При проведении нашего исследования мы исходили из утверждения, согласно которому должна иметься связь между состоянием духовно-нравственной воспитанности младших школьников и условиями их воспитания в семье. В результате, анализ показал, что наиболее полное влияние на духовно-нравственную воспитанность младших школьников оказывают состояние воспитательной функции семьи и использование в ней демократического стиля воспитания.
Последовательное использование в семье демократического стиля воспитания, в первую очередь, приводит к тому, что в своём поведении дети на статистически достоверном уровне стремятся следовать нормам духовно-нравственных ценностей. Кроме того, на уровне статистической тенденции у них отмечается сформированность знаний, позитивного отношения и рефлексии к соблюдению данных норм в собственном поведении.
Таким образом, основной вектор повышения роли семьи в духовно- нравственном воспитании детей в семье должен быть направлен на создании в данной семье условий превалирования воспитательной функции и использования демократического стиля воспитания детей.