Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– принцип системности – при использовании данного метода следует добиваться единства духовно-нравственного поведения ребёнка, понимания им сущности такого поведения и достижения положительного эмоционального отношения к нему;
– принцип последовательности – приучать ребёнка к следованию духовно-нравственным принципам следует постепенно, в направлении от простого к сложному, от привычного к новому;
– личностная направленность – в центре приучения находится личность ребёнка; родителям необходимо воздействовать на те стороны личности, которые способствуют становлению стабильной духовно-нравственной направленности личности ребёнка и помогают ему воплощать на практике духовно-нравственное поведение,
– принцип единства требований – все члены семьи должны принимать участие в духовно-нравственном воспитании, достигая друг с другом согласованности в требованиях, выдвигаемых по отношению к ребёнку.
Метод педагогического стимулирования формирования духовно-нравственных ценностей у детей предполагает поощрение у них поведения, соответствующего духовно-нравственным принципам, и пресечения поведения, им не отвечающего. В качестве методов поощрения наша модель предусматривала использование родителями позитивной оценки, одобрения и награды поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям.
Таким образом, выстраиваемая нами модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье предполагает комплексное использование родителями вербальных, наглядно-практических и творческих методов воспитательного воздействия в искомом направлении.
К средствам духовно-нравственного воспитаниянами отнесена программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», разработанная совместно с педагогами 98 и 113 школ г. Барнаула.
В рамках работы с родителями по программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» осуществлялась их подготовка к:
-
созданию семейной среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию ребёнка младшего школьного возраста; -
вооружение родителей знаниями и умениями, необходимыми для духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье.
Первая часть программы работы с родителями (практическая) предусматривала их духовно-нравственное развитие и развитие коммуникативной компетентности на основе использования возможностей: игрового моделирования, моделирования духовно-нравственных ситуаций в семье; анализа семейных и жизненных конфликтных и игровых ситуаций; решения моральных и духовных дилемм; рефлексии, вербализации нравственных чувств; элементов социально-психологического тренинга, тренинга эмпатии.
Вторая часть программы работы с родителями (теоретическая) предусматривала расширение их информированности в отношении подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье представляет собой достаточно масштабный процесс, который предусматривает предварительную подготовку родителей к его осуществлению.
Глава 2 Условия формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье
2.1 Исследование уровня сформированности духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Целью начального этапа педагогического эксперимента выступило изучение исходного уровня духовно-нравственной воспитанности (ценностей) детей младшего школьного возраста.
Нами проверялось предположение, согласно которому духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста представляет собой объединение информационного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к осуществлению духовно-нравственного поведения, в которых могут проявляться нарушения, связанные с условиями семейного воспитания.
В соответствии с выдвинутой целью проверка данного предположения предусматривала решение следующих исследовательских задач:
-
установить состояние готовности детей младшего школьного возраста к реализации духовно-нравственного поведения; -
выявить и раскрыть особенности нарушений духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста; -
выделить группы детей младшего школьного возраста по сформированности у них духовно-нравственных ценностей; -
обозначить связь между духовно-нравственной воспитанностью детей младшего школьного возраста и семейными условиями, в которых реализуется искомое воспитание.
Исследование проводилось на базе 50 семей, которые имеют ребёнка младшего школьного возраста. Условием участия в нашем эксперименте было наличие в семье ребёнка в возрастном интервале от 7 до 9 лет.
Для решения обозначенных задач нами использовался следующий комплекс методов исследования:
– диагностические методы – методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, анализ проблемных ситуаций и решение задач нравственного содержания (моральных дилемм), диагностическая тестовая карта;
– педагогические методы – беседа, включенное наблюдение за поведением детей;
– праксиметрические методы – анализ особенностей поведения детей, изучение и обобщение воспитательной деятельности родителей.
Дадим характеристику обозначенных методов и результатов их использования.
Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга.
Данная методика направлена на изучение установок в области семейных отношений. Она позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций. Родителям предоставляется бланк, на котором представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой.
Поэтому поводу им предлагается выразить своё личное мнение, исходя из четырех вариантов: а) полностью согласен; б) в общем, это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.
В зависимости от половой принадлежности предлагается или женский, или мужской вариант методики. На выполнение задания даётся 20-25 минут.
Методика позволяет оценить уровень развития ролевых ожиданий и ролевых притязаний, а также выраженность семейных функций по следующим 6-ми шкалам:
-
Общность интересов. -
Хозяйственно-бытовые ценности. -
Родительское воспитание. -
Внешняя социальная активность. -
Эмоционально-терапевтическая функция брака. -
Значение внешней привлекательности.
Шкала 1 позволяет изучить состояние установки на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7-9 баллов) – ожидание совпадения мнений, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0-3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпрепровождения. Обследование родителей, вошедших в нашу выборку, показало, что в эксперименте участвуют 10 семей с высоким, 24 семьи – со средним и 16 семей – с низким уровнем значимости в семье общности интересов.
Шкала 2 способствует выявлению состояния установки на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание – рассматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, чем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера. Ролевые притязания – оценки рассматриваются как выражение установки на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслуживании. Чем выше средняя оценка по фактору с учетом ожидания и притязания, тем большее значение придаётся функции.
Обследование экспериментальной выборки родителей показало следующее распределение семей по значимости хозяйственно-бытовой функции: 20 семей – с высоким уровнем, 17 семей – со средним, 13 семья – с низким уровнем значимости данной функции.
Шкала 3 позволяет изучить отношение субъекта к родительско-воспитательной функции. Оценка по шкале ролевых ожиданий является мерой того, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя супруг. Оценка по шкале ролевых притязаний - мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать фактор в качестве основной семейной ценности. Обследование семей позволило установить следующее их распределение по значимости родительской функции: 18 семей – высокий уровень, 20 семьи – со средний уровнем и 12 семей – с низким уровнем значимости.
Шкала 4 направлена на установление значения внешней социальной активности, профессиональной деятельности, общественной, любой другой вне семьи. Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, общественной, деловой активности. Шкала притязаний говорит о личной установке на активность. Обследование родителей экспериментальной выборки позволило установить в ней следующее распределение по уровню значимости для семей внешней социальной активности: 12 семей – высокий уровень, 29 семей – средний уровень и 9 семей – низкий уровень рассматриваемой функции.
Шкала 5 предназначена для установления особенностей установки на эмоционально-терапевтические формы брака. Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера в семьи. Оценка по шкале притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера в семьи. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придаёт взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и релаксации. Обследование родителей, вошедших в экспериментальную выборку, позволило установить следующее их распределение по уровню значимости эмоционально-терапевтической функции брака: 10 человек – высокий уровень, 34 человека – средний уровень, 6 человек – низкий уровень функции.
В дальнейшем эксперименте учитывались только показатели семей, набиравших полярные значения (высокий уровень - низкий уровень) по рассматриваемым семейным функциям. Анализ количественного состава каждой из полученных пар подгрупп показал, что его численность достаточна для сопоставления.