Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, недостаточно формирование только ценностных ориентаций, необходимо придание им активной, деятельностной природы. Это возможно, если ориентации человек будет готов реализовать на практике. Формирование готовности младших школьников к практической реализации духовно-нравственных ценностей рассматривается нами в качестве основного критерия эффективности реализации семейного воспитания в искомом направлении. Готовность определяем, как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность. В ряде исследований подчеркивается, что – это не только предпосылка, но и регулятор деятельности1. Соответственно, готовность имеет достаточно сложное содержание.

При выделении качеств, характеризующих психологическую готовность человека к выполнению какой-либо деятельности, исследователи отмечают необходимость учета особенностей этой деятельности2. Поэтому готовность младших школьников к практической реализации духовно-нравственных ценностей нами рассматривается как совокупность таких свойств личности, которые необходимы и достаточны для успешного применения этих ценностей в повседневной жизнедеятельности. В составе данной готовности нами выделены следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационный и операционально-деятельностный.

Интеллектуальный компонент готовности личности к реализации духовно-нравственных ценностей представляет собой информированность о духовно-нравственной стороне жизнедеятельности. Он включает в себя:

– знание основных духовно-нравственных ценностей;

– представление о том, как духовно-нравственные ценности реализуются на практике;

– понимание того, как необходимо реагировать на ситуации, содержащие конфликт с духовно-нравственными принципами.

В составе мотивационного компонента готовности личности к реализации духовно-нравственных ценностей нами выделяются два основных компонента:

– положительное отношение к соблюдению духовно-нравственных ценностей в повседневной жизнедеятельности;

– убежденность в том, что следование духовно-нравственным ценностям является правильным и необходимым в любой ситуации.

Операционально-деятельностный компонент характеризуется качеством знаний, умений и навыков, необходимых для разрешения различного рода ситуаций, имеющих духовно-нравственный контекст. Он включает в себя:


– умение выделить духовно-нравственный компонент ситуации;

– умение использовать духовно-нравственные принципы для анализа ситуации;

– способность к выбору поведения, соответствующего духовно-нравственным принципам;

– навыки нравственного поведения.

Формирование обозначенных нами компонентов психологической готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей образует, по сути, содержание его духовно-нравственного воспитания в семье.

Исходя из раскрытого нами содержания готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей, можно выделить следующие критерии её сформированное: информационный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный.

Информационный критерий включает владение младшим школьником совокупностью духовно-нравственного мировоззрения и системой знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей1.

Мотивационный критерий включает отношение к соблюдению духовно-нравственных ценностей, потребность в следовании им в повседневной жизнедеятельности и противодействии бездуховности.

Деятельностный критерий включает использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике (показатели – регулярность, уровень волевых усилии, последовательность использования нравственных норм в поведении).

Рефлексивный критерий включает в себя осмысление ребёнком совершаемой деятельности с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей.

К признакам духовно-нравственной воспитанности ребёнка при этом можно отнести: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении1. Показателем духовно-нравственной воспитанности является осознанность следования ребёнком духовно-нравственным ценностям, адекватность эмоциональных отношений к поступкам, имеющим духовно-нравственную окраску.

Отслеживание уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста осуществлялось нами на основе диагностики уровня развития его компонентов. При разработке модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье мы учитывали то, что уровень эффективности процесса его духовно-нравственного воспитания во многом зависит от условий его повседневной жизни в семье.

К условиям, благоприятствующим духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье, отнесем следующие условия:

– ориентация родителей на личность ребёнка;

– сформированность в семье помогающих отношений;

– реализация в семье гуманистического общения родителей с ребёнком.

Ориентация родителей на личность ребёнка подразумевает то, что в центр всех воспитательных воздействий помещены его потребности, интересы, стремления. При этом исключается давление на личность ребёнка. Он воспринимается как полноценный член семьи, имеющий своё жизненное предназначение. Задача родителей, в связи с этим – помочь найти это предназначение и оказать помощь в том, чтобы стать способным это предназначение реализовать. Соответственно, следующее условие духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье – создание в ней помогающих отношений1.

Под помогающими отношениями понимаются отношения, содержащие правдивость, принятие, желание понимать (эмпатию), доверие, понимание.

В семьях, в которых укоренилась взаимная забота, безусловное принятие друг друга, наблюдается ускорение интеллектуального и творческого развития детей, усиление их эмоциональной защищенности, формирование более благожелательного отношения к миру и себе. В таких отношениях ребенок получает возможность становиться более цельным, более действенным.

У него изменяется самовосприятие; он более реально оценивает себя; он более уверен в себе; лучше владеет собой; на него меньше действует стресс; он становится более зрелым в поведении; у него меньше защитных реакций; он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Имеются данные о том, что дети, воспитанные в таких семьях, к концу школы являли собой популярных, доброжелательных, неагрессивных лидеров2.

Повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье, согласно нашей модели, способствует следование родителей следующим принципам духовно-нравственного воспитания: системному, деятельностному и субъектному.

Согласно системному принципу, духовно-нравственная сфера личности является системным интегративным образованием, выступающим в единстве её мотивационного, интеллектуального и операционально-деятельностного компонентов. Соответственно, к духовно-нравственному воспитанию младших школьников необходимо подходить системно и формировать у них не только, например, знания, относящиеся к духовно-нравственной сфере, но и направленность на них, и способность реализовать духовно-нравственное поведение на практике.


Согласно деятельностному принципу, духовно-нравственное воспитание необходимо реализовывать с учетом взаимодействия духовно-нравственного сознания и поведения (деятельности). Следование принципу субъектности обеспечивает понимание ребёнка в качестве субъекта духовно-нравственного развития, проявляющего психическую активность в освоении соответствующего опыта.

Методы духовно-нравственного воспитанияпредставляют собой определенные способы воздействия родителей на детей для достижения искомой цели. Выделение нами данных методов основывалось на анализе возможностей базовых для педагогической науки воспитательных методов.

Данные методы достаточно разнообразны. По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания выделяют три группы методов: убеждение, упражнение и побуждение. Однако для реализации духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье мы считаем целесообразным использование следующего комплекса воспитательных методов: метод убеждения, метод родительского примера, метод приучения и метод педагогического стимулирования1.

Метод убеждения как разновидность вербального метода воспитания представляет собой способ воздействия родителей на ребёнка на основе обращения к его разуму с применением рациональных аргументов, логики. Использование данного метода состоит в том, что информация духовно-нравственного содержания доводится родителями до сознания ребёнка с целью побудить его к принятию нужного решения и реализации нужной формы поведения.

Метод родительского убеждения неизбежно включает элементы информационного метода, т.е. предоставление ими информации, позволяющей ребёнку более полно освоить содержание базовых духовно-нравственных категорий: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость. Необходимой составной частью родительского убеждения как метода духовно-нравственного воспитания является учет нравственно-духовной ситуации, в которой находится ребенок на момент использования этого метода.

Метод родительского примера как разновидность наглядно-практического метода воспитания основан на том, что духовно-нравственное поведение родителей обладает наибольшим убеждающим эффектом. В настоящее время воспитание родительским примером остаётся важнейшим методом семейного воспитания. Он представляет собой включение ребёнка как субъекта
воспитания в духовно-нравственное пространство, образованное его семьей, демонстрацию родителями и другими членами семьи духовно-нравственных образцов поведения и преимуществ поведения, основанного на духовно-нравственных ценностях1.

Метод приучения состоит в том, что в семье ребёнка вырабатывают ориентации на традиционные духовно-нравственные ценности, вырабатывают у него активную духовно-нравственную позицию, приобщают к духовно-нравственному поведению. Ежедневное приучение ребёнка к использованию духовно-нравственных ценностей требует от родителей внимательного отслеживания ситуации, окружающей ребёнка с точки зрения выявления «точек» приложения его волевых усилий по реализации ценностного поведения и побуждения ребёнка к реализации этих усилий.

Применение творческого подхода к приучению ребёнка к реализации духовно-нравственных ценностей основано на результатах ежедневной работы в данном направлении. При этом создание критических ситуаций духовно-нравственного выбора может выступать:

– средством закрепления результатов, выработанных в ходе ежедневного приучения ребёнка к выполнению основных духовно-нравственных принципов в повседневной жизнедеятельности;

– средством создания «зоны ближайшего развития», т.е. обозначения перспектив дальнейшего духовно-нравственного развития ребёнка, т.е. выявления того, что ребенок ещё не способен самостоятельно освоить в духовно-нравственной сфере, но может сделать это в более или менее ближайшем будущем с помощью родительской помощи;

– средством ускоренного формирования соответствующих ценностных ориентаций у ребёнка, когда в особой, эмоционально-насыщенной ситуации у ребёнка происходит определенный «рывок» в осознании приоритетности того или иного реагирования на ситуацию, обладающей для него до сего мо­мента неопределенностью духовно-нравственного контекста2.

При использовании метода приучения следует учитывать несколько педагогических принципов:

– принцип доступности – нельзя требовать от ребёнка совершать духовно-нравственный выбор, который непосилен для него на данный момент (из-за возрастных или каких-либо актуальных психических особенностей); от родителей требуется соблюдать реализм задач, которые они ставят перед своим ребёнком;