Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т.д.;

– ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические по­требности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.д.1.

Таким образом, можно отметить, что к семейным ценностям самодостаточного типа относятся социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими людьми, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу. Каждая семья – мини социальное общество, формирующее личность, согласно требованиям государства и культуры народа. Любое общество через семью формирует востребованные нормы и моральные критерии. Из поколения в поколение в семье осуществляется воспроизводство инвариант, без которых невозможно функционирование самого общества. Эти инварианты составляют основу духовно-нравственного воспитания человека. Десятилетия бездуховности привели к ослаблению способностей семьи к реализации функции духовно-нравственного воспитания ребёнка. Утрата многих семейных традиций в данной сфере, не умение многих родителей адаптировать собственные духовно-нравственные ценности к современному социальному контексту делают необходимым оказание помощи семье по реализации ею данной воспитательной функции.

1.3 Педагогическая модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье

Организацию работы по непосредственному выявлению педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье мы представим построением теоретической модели данного процесса. Необходимость такой модели обусловлена недостаточной разработанностью в современной педагогике научных подходов к реализации практики духовно-нравственного воспитания детей рассматриваемого возраста в рамках семейного окружения.

Отметим, что понятие «модель» с гносеологической точки зрения означает своеобразный «представитель», «заместитель» оригинала некоторого объекта (процесса) в познании и практике. Построение модели объекта осуществляется в тех случаях, когда человек не может непосредственно овладеть искомым природным, или социальным объектом, применить к нему определенные диагностические и формирующие процедуры. Такая ситуация может возникнуть в двух случаях: если объект недоступен для непосредственного взаимодействия с ним исследователя или если объект имеет слишком сложную организацию. В нашем случае имеет место второй вариант: мы рассматриваем процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье достаточно сложным по структуре и факторам его обусловливающим.

В нашем случае производилось педагогическое моделирование формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье (рис. 1).


Рисунок 1 Модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье
Разработанная нами модель включает следующие структурные компоненты:

цельформирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье;

– субъекты воспитания - дети младшего школьного возраста;

– содержание духовно-нравственного воспитания – развитие тех сторон и качеств личности, которые способствуют духовно-нравственной регуляции младшими школьниками своей деятельности и их позитивной ориентации в социуме;

– педагогические условия, в которых осуществляется духовно-нравственное воспитание младшего школьника – повседневная жизнь ребёнка в семье;



Процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье осуществляется через:

– принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье – основные подходы, используемые родителями и позволяющие усилить воспитательный потенциал семейного окружения;

– методы духовно-нравственного воспитания – способы воздействия родителей на детей в направлении цели искомого воспитания;

– средства духовно-нравственного воспитания – технологии, направленные на формирование готовности к реализации духовно-нравственных ценностей.

Результатом данной деятельности выступает духовно-нравственная воспитанность младших школьников.

Раскроем содержание обозначенных компонентов выстраиваемой нами модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье.

Субъектами воспитания в нашем случае выступают дети младшего школьного возраста. Данный возраст обладает рядом особенностей, которые подлежат учету при осуществлении духовно-нравственного воспитания в семье. К младшему школьному возрасту у ребёнка складываются психологические предпосылки, способные выступить основой для образования фундамента его духовно-нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности1.

Возрастной особенностью, способствующей организации духовно-нравственного воспитания в семье, является подражательность детей младшего школьного возраста. Они стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 класс), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (к концу 3 класса).

С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем – к чтению определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, позднее – к книгам с несложный научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. Быстро формируется интерес к технике (пре­имущественно у мальчиков), причем к современной технике – ракетам, лунным и космическим станциям, луноходам и самолетам новейшего типа
2. Это также может быть использовано в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье.

Обозначенные познавательные и личностные особенности детей младшего школьного возраста могут быть использованы при организации их духовно-нравственного воспитания в семье. Однако в этом возрасте проявляется ряд особенностей психического развития, подлежащие учету родителями при подборе методов и средств духовно-нравственного воспитания ребёнка. На первое место среди этих особенностей поставим слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном, это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Затруднить духовно-нравственное воспитание младших школьников может и то, что среди них могут встречаться интеллектуально-пассивные дети. Они обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, в практической деятельности, но ещё не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности1.

Несколько осложняет духовно-нравственное воспитание и то, что в данном возрасте характер только складывается.

Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью2. К позитивным возрастным особенностям характера младшего школьника относятся отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. К его негативным проявлениям – импульсивность, т.е. склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, а также капризность и упрямство3.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Это ограничивает возможность использования в рамках духовно-нравственного воспитания метода упражнения. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста обладает рядом психологических характеристик, которые могут, как способствовать, так и затруднить реализацию их духовно-нравственного воспитания в семье1.

В качестве
цели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семьенами позиционируется формирование у него духовно-нравственной воспитанности. Под духовно-нравственной воспитанностью младшего школьника понимается сформированность у него духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовности к их практической реализации. При постановке обозначенной цели воспитания младшего школьника в семье мы исходим из того, что формирование у него духовно-нравственных ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека.

Под ценностными ориентациями понимается относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности2. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида3. В силу этого ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности самой личности.

К основным духовно-нравственным ценностям, подлежащим формированию в младшем школьном возрасте, нами отнесены:

– любовь к Родине, своей стране;

– уважение родителей, старших;

– признание прав другого человека;

– отзывчивость по отношению к людям, нуждающимся в помощи;

– милосердие по отношению к слабым и беззащитным;

– терпимость к непохожему;

– верность слову, долгу;

– честность и порядочность;

– вежливость во взаимоотношениях с людьми;

– соблюдение норм социального поведения.

При построении модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье мы предусматривали, что духовно-нравственные ценности, вырабатываемые у них в семье, должны распространяться:

  1. на собственную семью, т.е. своих родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек, других родственников;

  2. на ближайшее социальное окружение – знакомыми семьи, соседей, товарищей по двору, по школе, по внешкольным заведениям;

  3. на социум в целом, т.е. на всех людей вне зависимости от наличия каких-либо предыдущих коммуникативных контактов и возникновения дружеских или деловых контактов.