Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Какие чувства ты испытываешь к Родине?

Что значит «любить свою Родину»?

Что значит «защищать свою Родину»?

Какой должна быть твоя Родина?

Есть ли у тебя любимое место в родном городе, любимый город в России, где бы ты хотел побывать или узнать о нем?

Если ты приедешь в незнакомый город, то, как ты будешь знакомиться с ним?

Что есть в с. Родино, чем ты гордишься?

Чем знаменито село?

В результате проведения данного диагностического задания были получены следующие результаты: низкий уровень по показателю «эмоционально-ценностный» был выявлен у 8 детей (20%), средний уровень по данному показателю был выявлен у 8 детей (20%), высокий уровень у 24 детей (60%) (рис. 2).

Качественный анализ эмоционально-ценностного показателя выявил такие ответы на вопросы: на вопрос, какие чувства ты испытываешь к Родине, ответили: Фёдор З. – «Свою Родину я люблю», Прохор М. – «Свою Родину я люблю и горжусь ею», Арина М. – «Свою Родину я люблю, уважаю».


Рисунок 2 Результаты сформированности эмоционально-ценностного показателя

На вопросы, чем гордишься в селе Родино и чем оно знаменито, Ангелина В. ответила «Я горжусь лесами, народом», Арина М. – «Я горжусь школой». На вопрос, какие интересные есть места в России, где бы ты хотел побывать, Катя И. и Арина М. ответили, что хотели бы побывать в Москве в мавзолее. Кирилл К. хотел бы побывать в Кунсткамере и узнать о её экспонатах. На вопрос, какие мультфильмы ты любишь смотреть, Алина З., Вика В., Кристина П. ответили, что любят смотреть мультфильмы добрые, весёлые, поучительные; Вадиму К., Кириллу К. и Прохору М. нравятся мультфильмы, где сражаются за Родину.

Цель: выявить уровень сформированности деятельностного показателя.

Материал: лист каждому ребёнку с напечатанными на нём вопросами заданиями.

Методика проведения: детям предлагается внимательно прочитать вопрос и ответить на него письменно.

Вопросы для раскрытия показателя «деятельностный»:

Чем ты можешь быть полезен своей Родине?

Какое доброе дело ты хочешь сделать для своей школы?

Хотел бы ты принять участие в мероприятии школы, класса, в каком?

Какие мультфильмы ты любишь смотреть?

В результате проведения данного диагностического задания были получены следующие результаты: низкий уровень по показателю «деятельностный» был выявлен у 3 детей (7%), средний уровень по данному показателю был выявлен у 13 детей (33%), высокий уровень у 24 детей (60%) (рис.3).




Рисунок 3 Результаты сформированности деятельностного показателя

На вопрос, чем ты можешь быть полезен своей Родине, Кирилл К. ответил, что мог бы стать защитником в будущем, Арина М. считает, что может просто посадить дерево, Прохор М. думает, что может изобрести что-нибудь полезное, Фёдор З. и Катя И. считают, что должны хорошо учиться.

Результаты констатирующего этапа позволили нам выделить исходный уровень патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов показал, что 16 детей (40%) находятся на среднем уровне патриотической воспитанности (рис. 4).



Рисунок 4 Результаты патриотической воспитанности младших школьников

Эти ребята основные понятия объясняют не полностью, проявляют интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; участвуют в деятельности по охране природы под руководством учителя, участвуют в делах класса и школы, потому что им интересно. Эти дети давали неразвёрнутые ответы, возможно, в силу незнания каких-либо жизненных ситуаций, например, на вопрос, если ты приедешь в незнакомый город, то, как ты будешь знакомиться с ним, Саша А. ответила, что будет знакомиться со всеми.

На низком уровне патриотической воспитанности 10 детей (27%): в объяснении понятий допустили ошибки, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями, не берегут природу, бывают неуважительны к своим соотечественникам, в делах класса участвуют при побуждении. При ответах на вопросы долго формулировали ответ, пропускали вопросы, например, Егор С., Кирилл С., Дима С.

На высоком уровне патриотической воспитанности 14 детей (33%). Эти школьники знают и могут объяснить все основные понятия: «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России; интересуются и гордятся историческим прошлым Отечества, рассказывают об этом другим, знают героев и великих людей, сопереживают историческим событиям; любят и берегут природу, уважительно относятся к людям, активно участвуют в делах класса, школы, проявляют инициативу, привлекают других. Сообщают о своём селе интересные факты, например, Фёдор З., знает, чем село Родино знаменито, а Кирилл К. знает, что наша Родина называется Российская Федерация.



Количественный и качественный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

в результате было выявлено, что общее проблемное поле, над которым необходимо работать, это недостаточная сформированность патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности, а именно: многие дети допустили ошибки при объяснении понятий «Родина», «малая родина», «патриот»;

анализ результатов выполнения диагностических заданий показал, что причинами низкого уровня патриотической воспитанности являются недооценка возможностей внеурочной деятельности, и не разработанность содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности;

причиной низкого уровня патриотического воспитания также является недостаточное для данного возраста опыта общения с произведениями разных видов искусства, например: киноискусства; и как следствие низкий уровень знаний и представлений о своей родине, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов.

Таким образом, опытно-поисковая работа позволила нам выявить исходный уровень патриотического воспитания детей в совокупности выделенных показателей и сформулировать задачи формирующего этапа нашей работы:

Разработать комплекс занятий для повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.

Разработать задания:

направленные на понимание основных понятий патриотического содержания: «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение отечеству», символы России;

формирование патриотических чувств (любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой поселок, семью, школу);

формирование гражданской активности (проявление заботы о своей школе, участие в делах класса, школы, села).
2.3 Условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе

Анализ и обобщение материалов педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы, сопоставление результатов, достигнутых в экспериментальном классе в патриотическом воспитании младших школьников, а также степень выполнения в них рекомендаций, разработанных нами на основе общей гипотезы исследования, позволили нам теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной деятельности.


В ходе исследования мы выделили следующие педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности:

– постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;

– систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеучебной деятельности;

– вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;

– совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;

– осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Материалы нашего исследования позволяют дать характеристику и обоснование каждого из условий:

1. Постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива.

В ходе экспериментальной работы нам удавалось достигать наилучших воспитательных результатов в тех случаях, когда это условие реализовалось последовательно и систематически. Таких результатов нам удавалось достигать во 2-м классе. В том же экспериментальном коллективе, в котором учителю не удавалось обеспечить научно обоснованную организацию воспитания, эти результаты оказывались ниже. В этом классе не удавалось систематически реализовать основной закон жизни детского коллектива – постоянное движение вперёд, обеспечение разнообразия содержания коллективной деятельности, сочетание потребностей детей с организацией коллективных дел, вовлечение в организацию коллективной деятельности самих детей.

Наибольшие результаты в формировании патриотической воспитанности младших школьников нам удавалось достичь в ходе опытной работы в том классе, где названные выше типичные для массовой практики недостатки в организации воспитательных коллективов удавалось избежать. В ходе работы подтвердилось значение для организации воспитательного коллектива взаимосвязи двух сторон его жизнедеятельности – обеспечение оптимального социального развития деятельности коллектива и его самоуправления.

Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности младших школьников. Как известно, развитие деятельности детского коллектива, его «самодвижение» является, как показал ещё А. С. Макаренко, условием осуществления коллективом своих воспитательных функций. Только постоянное движение коллектива «вперёд» создаёт условия для сознательного регулирования отношений между членами детского коллектива
1. Опираясь на эти положения A. C. Макаренко, Ю. П. Сокольников выдвинул положение об оптимальном социальном развитии коллективной деятельности как важнейшем условии влияния коллектива воспитанников на их нравственное развитие. Он сформулировал следующие требования к такому развитию коллективной деятельности школьников:

1) выдвигаемые коллективом цели должны восприниматься как собственные большинством воспитанников;

2) цели коллективной деятельности должны быть объективно значимы;

3) разнообразие целей должно создавать условия для развития интересов, склонностей и способностей воспитанников;

4) постоянная направленность коллективной деятельности на удовлетворение социально-значимых потребностей воспитанников и улучшение окружающей их жизни1.

Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности влияет на создание объективной основы для формирования патриотической воспитанности младших школьников.

Одно из центральных направлений в формировании личности школьника – удовлетворение и на этой основе развитие её потребностей. Формирование социально ценных и одновременно социально оправданных потребностей – стержневая линия в становлении личности, во многом определяющая её нравственный и духовный облик. Их развитие неразрывно связано с формированием способностей личности как необходимой предпосылки удовлетворения этих потребностей. Именно этим предопределяется требование постоянной опоры при выдвижении коллективных целей на интересы и потребности, существующие у школьников, в связи с необходимостью оптимального социального, возрастного и индивидуального их развития в деятельности.

Педагог должен учитывать при этом всё многообразие потребностей, которые присущи каждому человеку – в защищенности, в достижении признания, в самореализации, в деятельности, наслаждении и т.п. Он должен учитывать и индивидуальное своеобразие потребностей каждого. Но осуществление лишь одного этого требования ещё не обеспечивает необходимого развития потребностей и, соответственно, способностей личности, делающих её счастливой и полноценной для самого себя и для общества.

Идея потребностей, таким образом, даёт воспитателям «ключ» к построению воспитательной системы, ибо она должна строиться в соответствии с потребностями ребенка – с учетом и с целью их развития. Эта идея определяет критерии оценки деятельности педагогов.

Такими критериями выступают: 1) благоприятный психологический климат класса, комфортное состояние в нем каждого воспитанника; 2) активность каждого ребенка, переживаемое им состояние внутренней свободы, ощущение им права на собственное мнение,