Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Низкий уровень. Младшие школьников на этом уровне имеют отрывчатые, бессистемные знания патриотической направленности, не всегда их применяют на практике. Не сформирован интерес к изучению и пополнению знаний патриотической направленности. Не проявляют эмоционально-ценностного отношения к служению в интересах Родины, в стремлении нести ответственность за неё, вставать на её защиту. Не всегда проявляются патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. В патриотической деятельности не активны, самостоятельности и инициативы не проявляют. Охарактеризованные уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников представляют собой определенные этапы развития патриотизма в младшем школьном возрасте. Низкий уровень не является при этом типичным для этого возраста. Как правило, он выступает чаще всего как показатель и результат незначительных знаний о патриотизме. Остальные два уровня типичны для детей младшего школьного возраста. Они отражают определенную последовательность в развитии патриотической воспитанности у детей этого возраста – с учетом всего многообразия и богатства индивидуальных оттенков.
Для детей этого возраста наиболее характерны, прежде всего, средний уровень сформированности патриотической воспитанности младших школьников, в меньшей степени – высокий. Но, тем не менее, уже в первом классе встречаются дети с высоким уровнем сформированности патриотической воспитанности младших школьников. Опыт показывает, целенаправленная и систематическая работа учителя начальных классов, направленная на воспитание у своих «питомцев» патриотической воспитанности, позволяет к 4 классу существенно сократить количество детей со средним уровнем сформированности этой интегральной характеристики личности и в то же время увеличить число детей с высоким уровнем.
Патриотическое воспитание младших школьников, как известно, осуществляется в деятельности. Формирование личности в ней является закономерностью воспитания. Понятие «деятельность» в самом широком смысле означает «разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами»
1.
Отечественная психологическая и педагогическая наука рассматривает деятельность как важнейшее условие воспитания и развития личности. Личность и её деятельность находятся в неразрывной связи. Нельзя раскрыть психологическую сущность деятельности, отрывая её от личности. Аналогично нельзя изучать личность, не изучая её деятельности. Современная наука рассматривает своеобразие людей как следствие их деятельности и обусловленного ею способа удовлетворения ими своих потребностей1. Личность своей деятельностью опосредует свое влияние, которым она подвергается. Различные обстоятельства жизни воздействуют на личность только в процессе деятельности. Любая деятельность представляет собой по своему внутреннему содержанию те или иные психические процессы.
Мы исходим их того, что единственной сферой, в которой может осуществляться воспитательный процесс, порождаемый системами воспитания в семье, общеобразовательной школе, в микрорайоне, является деятельность, в которую вовлекаются младшие школьники. Виды деятельности школьника разнообразны. Различны и те основания, по которым они могут быть проклассифицированы. По характеру целей и соответственно содержания обычно различают такие виды деятельности школьника как ученье, игра, труд, общение. В зависимости от того, где организуется эта деятельность, обычно различают учебную и внеурочную деятельность2. Внеурочная деятельность проводится общеобразовательными учреждениями во внеурочное время, строится на основах добровольного участия, с учетом интересов детей, при всемерном развитии их активности, самодеятельности. Как известно, эта деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется едиными и обязательными программами, и организуется на договорной основе. Она строится на основе общих принципов воспитания3. Безусловно, внеурочная деятельность является фактором патриотического воспитания младших школьников. Она выступает как ведущая основа формирования их патриотической воспитанности1. Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как предоставляет целую палитру сфер деятельности младших школьников, где можно быть успешным, где можно «самовоспитывать» себя в соответствии со своей шкалой ценностей.
Виды внеурочной деятельности, используемые в патриотическом воспитания младших школьников весьма разнообразны и могут быть проклассифицированы по разным основаниям. Такими основаниями могут быть:
а) формы организации внеклассной работы – эта работа может осуществляться через ученическое самоуправление в классе (различные классные дела, мероприятия), через объединения детей по интересам (клубы, кружки, секции);
б) число участников внеклассной работы – в зависимости от него могут быть выделены: массовая, групповая, индивидуальная2.
В свете концепции системного понимания воспитания, внеурочная деятельность в патриотическом воспитания младших школьников есть своеобразное сочетание факторов, обеспечивающих функционирование системы воспитания в классе, общеобразовательном учреждении. Внеурочная деятельность в патриотическом воспитания младших школьников включает в себя разнообразную внеурочную деятельность (игра, общение, труд, патриотическое просвещение) и педагогическое руководство воспитателей этой деятельностью. В научных источниках отмечается тесная связь нравственных и патриотических аспектов личности. Нравственные аспекты личности лежат в основе и являются системообразующими в патриотическом воспитании младших школьников. Практически все его компоненты преломляются через категорию «нравственность»1. Причем младший школьный возраст особенно сенситивен для становления нравственности как стержневого образования личности гражданина и патриота.
1.3 Методические основы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
Современное общество требует новых подходов к патриотическому воспитанию. В частности, современная тенденция в деятельности учреждений образования – совершенствование внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности. Заинтересованность школы в эффективном использовании возможностей внеурочной деятельности объясняется её включением в учебный план 1-4 классов и подтверждается рядом объективных и субъективных оснований:
– приоритет воспитательных задач, направленных на достижение личностных результатов;
– осознание образовательных, социально-педагогических и воспитательных возможностей внеурочной деятельности;
– эффективно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на воспитании учащегося1.
Согласно требованиям, описанным в ФГОС НОО, базисный учебный план начальной школы может содержать до десяти часов внеурочной деятельности. Под термином «внеурочная деятельность» рассматривается активное взаимодействие педагога с детьми, которое направлено на достижение конкретных воспитательных целей и потребностей. В процессе внеучебной работы учитель вместе со школьниками размышляет о тех проблемах, с которыми сталкиваются учащиеся, ищет способы их разрешения, обеспечивая развитие нравственного и этического мышления, многостороннюю ориентировку детей в окружающем мире2.
Основываясь на материалах стандарта, можно сделать выводы:
– внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в патриотическом воспитании;
– внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для патриотического воспитания учащихся;
– происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах патриотического воспитания3.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций в процессе патриотического воспитания1.
По осуществлению духовно-нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС разрабатываются программы внеурочной деятельности, направленные на реализацию патриотического воспитания. Например, кружок «Край родной», «Мир любви и добра», классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, месячники по темам: «Изучение родного края», «Военно-патриотический», «Благоустройство и озеленение», «Спортивно-оздоровительный». Перечень направлений внеурочной деятельности в начальных классах является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей.
Внеурочная деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования2. Поэтому данная деятельность с этих позиций имеет возможности по развитию и воспитанию ребенка как духовно-нравственного, полноценно сформированного патриота и гражданина современного общества3.
Патриотическое воспитание опирается на общепедагогические принципы воспитания, такие как природосообразность, культуросообразность, гуманизм, учет возрастных и индивидуальных особенностей. В то же время патриотическое воспитание имеет собственные принципы, отражающие его специфику. Среди них:
– принцип национальной направленности – предусматривает формирование национального самосознания, воспитание любви к родной земле, российского народа, уважительного отношения к его культуре; уважения к культуре всех народов, населяющих Россию; способности сохранять свою национальную идентичность, гордиться принадлежностью к российскому народу, участвовать в развитии и защите своего государства;
– принцип самоактивности и саморегуляции – обеспечивает развитие у воспитанника субъектных характеристик; формирует способность к критичности и самокритичности, к принятию самостоятельных решений; производит гражданскую позицию личности, чувство ответственности за её реализацию в действиях и поступках;
– принцип поликультурности – предполагает развитие у детей открытости, толерантного отношения к различным идеям, ценностям, культуре, искусству, верованию других народов; способности дифференцировать общее и частное в разных культурах, способности воспринимать свою культуру как неотъемлемую составляющую культуры общечеловеческой1;
– принцип социального соответствия – обуславливает потребность согласования содержания и методов патриотического воспитания с реальной социальной ситуацией, в которой организуется воспитательный процесс, и является целью воспитания у детей и молодежи готовности к защите отечества и эффективного решения жизненных проблем2;
– принцип исторической и социальной памяти – направлен на сохранение духовно-нравственного и культурно-исторического наследия и воспроизводит её в реконструированных и осовремененных формах и методах деятельности;
– принцип междупоколенной преемственности, который сохраняет для потомков образцы российской культуры, этнокультуры народов, живущих в России.
Организуя патриотическое воспитание, необходимо опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты1. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, можно использовать доступный видео материал