Файл: Рабочая программа Предмет окружающий мир Класс 14 Лаборатория начального образования Истоки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека — его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Заключение

Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.


Человек — часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия — наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье



Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики — одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам


Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.

4 класс

Земля и человечество

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­
мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край — часть большой страны

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.