Файл: Современная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 2665. 02. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, принципы и функции управления
1.4 Организационные структуры управления
2.1 Планирование - важнейший метод хозяйственного управления
2.2 Основы стратегического планирования
2.3 Бизнес-планирование. Структура и основные разделы бизнес-плана
2.4 Формирование портфеля заказов
3 Маркетинг в системе управления
3.1 Процесс управления маркетингом
3.2 Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара
3.3 Разработка товаров. Жизненный цикл товара
3.5 Методы продвижения товаров. Каналы распределения
4.1 Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей
4.2 Управление запасами. Планирование производственных потребностей
4.3 Закупочная и производственная логистика. Складирование
4.4 Распределительная логистика
4.5 Транспортирование. Информационное обеспечение
5.1 Производственный процесс и его организация
5.2 Характеристика организационных типов производства
6 Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами
6.1 Научно-технический прогресс
6.2 Понятие и сущность инвестиций
6.3 Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл
6.4 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов
7 Управление качеством продукции
7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции
7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность
8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы
8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства
8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности
8.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности фирм
9 Внутрифирменные экономические отношения
9.1 Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы
9.3 Организация внутрифирменного учета
10 Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы
10.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
10.2 Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности
10.3 Несостоятельность (банкротство) фирмы
Приложение 1 Бухгалтерский баланс (таблица 1)
Приложение 2 Бухгалтерский баланс (таблица 2)
Приложение 3 Бухгалтерский баланс (таблица 3)
Современная
Гуманитарная
Академия
Дистанционное образование
________________________________________________________
2665.02.01;РУ.01;1
Рабочий учебник
Фамилия, имя, отчество обучающегося___________________________________________________
Направление подготовки_______________________________________________________________
Номер контракта______________________________________________________________________
ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
ЮНИТА 2
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОСКВА 2009
Разработано Т.Н. Шушуновой, канд. тех. наук, доц.
Под ред. З.В. Вдовенко, д-ра экон. наук, проф.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
КУРС: ЭКОНОМИКА ФИРМЫ
Юнита 1. Предпринимательство и ресурсы фирмы.
Юнита 2. Механизм управления фирмой и регулирование ее деятельности.
ЮНИТА 2
Раскрыты основные вопросы управления фирмой и регулирования ее деятельности, в том числе система планирования, производственные процессы, качество и сертификация продукции, инвестиционная, маркетинговая, внешнеэкономическая деятельность, а также рассмотрены вопросы анализа финансово-хозяйственной деятельности и несостоятельности (банкротства) фирмы.
Рабочий учебник составлен на основе дидактических единиц учебников, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации или Учебно-методического объединения:
-
Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] / О. И. Волков, О. В. Девяткин. – М. : Инфра-М, 2008. -
Иващенко, Н. П. Экономика фирмы [Текст] / Н. П. Иващенко. – М. : Инфра-М, 2007. -
Ковалев, В. В. Финансы организаций (предприятий) [Текст] : учебник / В. В. Ковалев. – М. : ТК Велби ; Проспект, 2008.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_____________________________________________________________________________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2009
(настоящее учебное пособие не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано
и распространено в качестве официального издания без разрешения руководства СГА)
Соответствие системы менеджмента качества СГА в сфере создания информационных образовательных ресурсов требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) подтверждено
Сертификатом соответствия Стандарт-тест
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
Литература 8
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ 9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 10
1 Управление фирмой 10
1.1 Понятие, принципы и функции управления 10
1.2 Методы управления 11
1.3 Органы управления фирмой 12
1.4 Организационные структуры управления 13
2 Планирование 17
2.1 Планирование - важнейший метод хозяйственного управления 17
2.2 Основы стратегического планирования 22
2.3 Бизнес-планирование. Структура и основные разделы бизнес-плана 24
2.4 Формирование портфеля заказов 27
3 Маркетинг в системе управления 28
3.1 Процесс управления маркетингом 28
3.2 Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара 30
3.3 Разработка товаров. Жизненный цикл товара 32
3.4 Ценообразование 34
3.5 Методы продвижения товаров. Каналы распределения 36
4 Логистические системы 37
4.1 Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей 37
4.2 Управление запасами. Планирование производственных потребностей 38
4.3 Закупочная и производственная логистика. Складирование 41
4.4 Распределительная логистика 45
4.5 Транспортирование. Информационное обеспечение 48
5 Производственный процесс 49
5.1 Производственный процесс и его организация 49
5.2 Характеристика организационных типов производства 52
5.3 Производственный цикл 55
6 Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами 57
6.1 Научно-технический прогресс 58
6.2 Понятие и сущность инвестиций 60
6.3 Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл 61
6.4 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов 64
7 Управление качеством продукции 67
7.1 Качество продукции. Управление качеством продукции 67
7.2 Сертификация продукции 71
7.3 Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность 74
8 Внешнеэкономическая деятельность фирмы 74
8.1 Международное разделение, специализация и кооперация производства 75
8.2 Формы осуществления внешнеэкономической деятельности 76
8.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности фирм 77
9 Внутрифирменные экономические отношения 79
9.1 Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы 79
9.2 Распределение ресурсов между структурами фирмы. Принципы и формы расчетов между структурами фирмы 81
9.3 Организация внутрифирменного учета 83
10 Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы 86
10.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 86
10.2 Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности 88
10.3 Несостоятельность (банкротство) фирмы 89
Приложение 1 Бухгалтерский баланс (таблица 1) 93
Приложение 2 Бухгалтерский баланс (таблица 2) 93
Приложение 3 Бухгалтерский баланс (таблица 3) 93
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 94
ТРЕНИНГ Компетенций 96
ГЛОССАРИЙ 102
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Управление фирмой. Управление – понятие, функции, принципы. Методы и технические средства управления. Органы управления фирмой. Организационные структуры. Отраслевые особенности структур. Внутрипроизводственные структуры. Системы методов экономического управления производством. Характеристика и понятие метода экономического управления. Виды методов и их комплексный характер.
Планирование. Планирование - важнейший метод хозяйственного управления. Основные принципы и методы планирования. Основы стратегического планирования. Роль, содержание и задачи разработки основных стратегических направлений экономического и социального развития фирмы. Система планов производства: стратегические, текущие и оперативные. Бизнес-планиро-вание. Структура и основные разделы. Формирование портфеля заказов. Основные компоненты и показатели плана фирмы. Содержание и функции.
Маркетинг в системе управления. Маркетинговая среда фирмы. Сегментирование рынка, позиционирование товара. Разработка товаров: товары, товарные марки, упаковка. Жизненный цикл товара. Ценообразование. Методы продвижения товаров. Каналы распределения. Розничная и оптовая торговля. Маркетинг услуг. Организация маркетинговой деятельности на фирме. Технология маркетинговой деятельности. Процесс управления маркетингом.
Логистические системы. Понятия, задачи и функции логистики. Концепция логистических цепей. Закупочная, производственная и распределительная логистика. Закупки. Складирование. Управление запасами. Планирование производственных потребностей. Управление движением и распределением готовой продукции. Транспортирование. Информационное обеспечение. Оптими-зация материальных, транспортных и информационных потоков.
Производственный процесс. Общая характеристика процесса производства, его виды. Понятие организации производственного процесса. Важнейшие требования, предъявляемые к рациональной организации производственного процесса: непрерывность, пропорциональность, ритмичность. Характеристика организационных типов производства: массового, серийного и единичного. Поточное производство. Производственный цикл, его структура, методы расчета. Пути и экономическое значение сокращения длительности производственного цикла.
Научно-техническое развитие фирмы. Инвестиции и управление проектами. Цели и зада-чи НТР. Принципы НТР. Социально-экономические, организационно-технические методы осуще-ствления НТР. Понятие и сущность инвестиций. Роль инвестиций в создании и обновлении фирм. Виды инвестиций. Инвестиционная деятельность и инвестиционный цикл. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Понятие стадийности проектирования. Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов. Показатели, методы определения. Бизнес-планирование. Состав и структура бизнес-планов.
Управление качеством продукции. Качество продукции. Показатели и методы оценки качества продукции. Понятие и сущность. Цена и качество продукции - важнейшие показатели работы фирмы. Влияние качества и цены продукции на ее конкурентоспособность. Сертификация продукции. Методы и задачи сертификации. Управление качеством продукции.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Международное разделение, специализация и интеграция производства. Развитие прямых связей с зарубежными партнерами. Формы осуществ-ления внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство с зарубежными фирмами. Задачи предприятий в расширении экспортно-импортных операций. Таможенные правила международной перевозки грузов. Государственное регулирование внешнеэкономической дея-тельности предприятий. Таможенные и налоговые барьеры в межгосударственном передвижении товаров.
Внутрифирменные экономические отношения. Сущность, цели и задачи внутрифирменных отношений. Организационные и финансовые взаимоотношения структур и подразделений фирмы. Распределение ресурсов между структурами фирмы. Принципы и формы расчетов между структурами фирмы. Организация внутрифирменного учета, отбор показателей и нормативов.
Анализ и оценка эффективности деятельности фирмы. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Задачи и значения. Методы анализа. Понятие эффективности деятельности фирмы. Критерии и система показателей эффективности. Несостоятельность (банкротство) фирмы. Внешние и внутренние признаки несостоятельности. Процедуры банкротства. Санация фирм.