Файл: Протокол Средняя Протокол .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44 класс 8 количество часов: всего
68 ; в неделю 2 плановых контрольных уроков 3 административно - контрольных уроков 2 учебник Биология 8 класс: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов.- М.: Просвещение, 2021

Тема
Кол- во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1.
Введение. Наука о человеке
3
Значение знаний о человеке. Науки о человеке.
Методы изучения организма человека.
Основные направления
(проблемы) курса биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека.
Человек как биологический вид.
Сходство строения человека и животных. Отличия человека от животных. Расы. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека.
1. Объяснять место и роль человека в природе.
2. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы.
3. Определять значение знаний о человеке в современной жизни.
4. Выявлять методы изучения организма человека.
5. Объяснять место человека в системе органического мира.
6. Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
7. Определять черты сходства и различия человека и животных.
8. Объяснять современные концепции происхождения человека.
9. Выделять основные этапы эволюции человека.
2.
Общий обзор организма человека
3
Уровни организации организма человека. Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. полости тела. Органы. Системы органов.
Гомеостаз.
Регуляция жизнедеятельности.
1. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы; клеток, тканей, органов и систем органов.
2. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения.
3. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых

45
Нейрогуморальная регуляция.
Рефлекс.
Рефлекторная дуга.
Рецептор. Эффектор. микропрепаратах, сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.
4. Работать с микроскопом, знать его устройство.
5. Соблюдать правила работы с микроскопом.
6. Различать на таблицах органы и системы органов человека.
7. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
8. Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма человека.
9.
Объяснять согласованность всех процессов жизнедеятельности в организме человека.
10.
Объяснять особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.
3.
Опора и движение
7
Состав и строение кости. Рост костей. Виды костей: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.
Свойства костей. Скелет человека.
Соединения костей. Скелет головы.
Сустав. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая.
Позвоночник как основная часть скелета туловища.
Скелет конечностей и их поясов. Строение и функции скелетных мышц.
Основные группы скелетных
1.
Распознавать на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости).
2.
Выделять существенные признаки опорно- двигательной системы человека.
3. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
4. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета человека.
5. Определять типы соединения костей.
6. Объяснять особенности строения скелета человека.
7. Распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов.
8. Объяснять зависимость гибкости тела человека от


46 мышц. Мышцы синергисты и мышцы антагонисты.
Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Гладкие мышцы.
Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.
Рахит.
Осанка.
Остеохондроз.
Сколиоз.
Плоскостопие.
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы.
Профилактика травматизма. строения его позвоночника.
9. Выделять особенности строения скелетных мышц.
10. Распознавать на наглядных пособиях скелетные мышцы.
11. Объяснять особенности работы мышц.
12. Объяснять механизмы регуляции работы мышц.
13. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры.
14. Объяснять условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения.
15. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия.
16.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.
17. Освоить приёмы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
4.
Внутренняя среда организма
4
Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа.
Лимфатическая система. Функции внутренней среды организма.
Плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, антитела, фагоциты, гемоглобин.
Постоянство внутренней среды. Переливание крови.
Группы крови.
Донор.
Реципиент.
Резус-фактор.
Иммунитет.
Виды иммунитета.
Факторы, влияющие на иммунитет.
1. Объяснять особенности строения и функций внутренней среды организма человека.
2. Различать на таблицах органы и системы органов человека.
3. Сравнивать клетки организма человека, делать выводы на основе сравнения.
4. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
5. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах.
6. Работать с микроскопом, знать его устройство.

47
Нарушения иммунной системы человека.
Вакцина.
Лечебная сыворотка. СПИД. Аллергия.
7. Соблюдать правила работы с микроскопом.
8. Выделять существенные признаки процессов свёртывания и переливания крови.
9. Объяснять механизмы свёртывания крови и их значение.
10. Объяснять принципы переливания крови и его значение.
11. Выделять существенные признаки иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток.
12. Объяснять причины нарушения иммунитета.
5.
Кровообращение и лимфообращение
4
Строение сердца человека.
Автоматия сердца. Работа сердца.
Коронарная кровеносная система.
Сердечный цикл.
Сосудистая система, её строение.
Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.
Лимфообращение.
Сердечно- сосудистые заболевания. Причины сердечно-сосудистых заболеваний.
Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Обобщение и систематизация знаний о движении как важнейшем свойстве живого на примере функционирования
1. Распознавать на наглядных пособиях органы системы кровообращения.
2.
Выделять существенные признаки органов кровообращения.
3.
Выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам.
4. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем.
5. Освоить приёмы измерения пульса, кровяного давления.
6. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
7.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
8. Освоить приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
9.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-


48 транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической).
сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
10.
Систематизировать знания о строении и функционировании транспортных систем организма человека (сердечно-сосудистой и лимфатической).
6.
Дыхание
5
Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Речевой аппарат человека. Дыхательные движения: вдох и выдох. Жизненная ёмкость лёгких. Газообмен в лёгких и тканях других органов. Регуляция дыхания.
Защитные рефлексы дыхательной системы. Охрана воздушной среды.
Вред табакокурения.
1. Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена.
2. Различать на таблицах органы дыхательной системы.
3. Объяснять механизм дыхания.
4. Сравнивать газообмен в лёгких и тканях других органов, делать выводы на основе сравнения.
5. Освоить приёмы определения жизненной ёмкости лёгких.
6. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
7. Объяснять механизмы регуляции дыхания.
8. Распознавать на наглядных пособиях органы дыхательной системы.
9. Приводить доказательства необходимости борьбы с табакокурением.
10.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики лёгочных заболеваний.
11. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
12. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях органов дыхания, оформлять её в виде

49 рефератов, докладов.
7.
Питание
5
Состав пищи.
Пищеварение.
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. Ротовая полость. Пищеварение в ротовой полости.
Глотка.
Пищевод.
Пищеварение в желудке.
Пищеварение в тонком кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь. Барьерная роль печени.
Толстый кишечник и его роль в питании. Регуляция пищеварения.
Правильное питание.
Гигиена питания. Приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
1. Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.
2. Распознавать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.
3. Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости.
4. Распознавать на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.
5. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
6. Объяснять механизм всасывания веществ в кровь.
7.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
8. Освоить приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
9.
Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях пищеварительной системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
8.
Обмен веществ и превращение энергии
4
Пластический обмен.
Энергетический обмен.
Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей.
Ферменты.
Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека.
Витамины.
Классификация витаминов.
1.
Выделять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека.
2. Объяснять особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей.
3. Объяснять механизмы работы ферментов.
4. Объяснять роль ферментов в организме человека.
5. Классифицировать витамины.
6. Объяснять роль витаминов в организме человека.


50
Водорастворимые витамины.
Жирорастворимые витамины. Роль витаминов в организме человека.
Нормы питания. Пищевой рацион.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Режим питания.
Нарушения обмена веществ.
7.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики развития авитаминозов.
8. Составлять пищевой рацион.
9. Объяснять зависимость пищевого рациона от энергозатрат организма человека.
10.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
9.
Выделение продуктов обмена
2
Выделение. Органы мочевыделения.
Строение и работа почек. Регуляция мочеиспускания.
1.
Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.
2. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы.
3. Объяснять роль выделения в поддержании гомеостаза.
4.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
10.
Покровы тела человека
3
Наружные покровы тела. Строение кожи. Производные кожи. Функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Травмы кожи. Заболевания кожи.
Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.
Нарушения терморегуляции. Закаливание.
1. Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции.
2. Проводить биологическое исследование, делать выводы на основе полученных результатов.
3.
Приводить доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями.
4. Освоить приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях.
5.
Приводить доказательства необходимости закаливания.
6. Освоить приёмы оказания первой помощи

51 при тепловом и солнечном ударах.
11.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнидеятельности
7
Железы внутренней секреции.
Гормоны. Гипофиз. Щитовидная железа.
Поджелудочная железа.
Надпочечники. Половые железы.
Работа эндокринной системы.
Нарушения работы эндокринной системы.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная
(автономная). Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Спинной мозг.
Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.
Вегетативная нервная система, её строение.
Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
Взаимодействие отделов вегетативной нервной системы.
Врождённые заболевания нервной системы.
Приобретённые заболевания нервной системы и их
1.
Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
2. Объяснять функции желёз внутренней секреции.
3. Объяснять механизмы действия гормонов.
4. Распознавать на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.
5.
Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.
6.
Объяснять причины нарушений работы эндокринной системы.
7. Классифицировать отделы нервной системы, объяснять принципы этой классификации.
8. Распознавать на наглядных пособиях органы нервной системы.
9. Объяснять роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.
10. Определять расположение спинного мозга и спинномозговых нервов.
11. Объяснять функции спинного мозга.
12. Объяснять особенности строения головного мозга и его отделов.
13. Объяснять функции головного мозга и его отделов.
14. Распознавать на наглядных пособиях отделы головного мозга.
15. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
16. Проводить биологическое исследование, делать


52 причины. Сотрясение мозга.
выводы на основе полученных результатов.
17.
Объяснять причины нарушений в работе нервной системы.
18. Объяснять причины приобретённых заболеваний нервной системы.
19.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы.
12.
Органы чувств.
Анализаторы
5
Анализатор. Зрительный анализатор.
Механизм работы зрительного анализатора. Нарушения зрения, их причины и профилактика.
Слуховой анализатор.
Строение органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Нарушения слуха, их причины и профилактика.
Вестибулярный анализатор, его строение и функция. Мышечное чувство и его значение. Осязание.
Вкусовой анализатор.
Вкус.
Обонятельный анализатор.
Обоняние. Боль.
1. Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, зрительного анализатора.
2. Распознавать на наглядных пособиях анализаторы.
3.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.
4. Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, слухового анализатора.
5.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха
6. Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, вестибулярного анализатора.
7. Объяснять особенности строения и функции вкусового и обонятельного анализаторов.
13.
Психика и поведение человека.
Высшая нервная деятельность
6
Высшая нервная деятельность
(ВНД). Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека.
Виды памяти.
Расстройства памяти.
Способы
1. Выделять существенные особенности поведения и психики человека.
2. Выделять (классифицировать) типы и виды памяти.
3. Объяснять причины расстройства памяти.
4. Проводить биологическое исследование, делать

53 улучшения памяти. Обучение. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Врождённое поведение.
Инстинкт.
Программы приобретённого поведения. Сон и его фазы. Значение сна. Сновидения.
Расстройства сна. Познавательная деятельность. Речь. Эмоции и чувства. Сознание и мышление человека.
Индивидуальные особенности ВНД человека. Типы
ВНД. Темперамент и характер.
Интеллект. выводы на основе полученных результатов.
5. Объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
6. Характеризовать фазы сна.
7. Объяснять значение сна.
8. Объяснять значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека.
9.
Выявлять особенности наблюдательности и внимания.
14.
Размножение и развитие человека
4
Репродукция.
Генетическая информация.
Ген.
Дезоксирибонуклеиновая кислота
(ДНК).
Половые хромосомы.
Репродуктивная система человека.
Органы размножения: наружные и внутренние. Мужская и женская половые системы. Оплодотворение.
Контрацепция.
Беременность.
Развитие зародыша человека. Роды.
Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.
Возрастные периоды развития человека: новорождённость, грудной, ясельный, дошкольный,
1. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.
2. Объяснять наследование признаков у человека.
3. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.
4.
Выделять существенные признаки органов размножения человека.
5. Определять основные признаки беременности.
6. Характеризовать условия нормального протекания беременности.
7. Выделять основные этапы развития зародыша человека.
8. Объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.
9.
Приводить доказательства необходимости