Файл: Исследование управления финансами некоммерческой организации маук гдкик русь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 использованием фондов денежных средств исследуемых субъектов хозяйствования.
1.3. Направления совершенствования управления финансами
некоммерческой организации
Важное направление совершенствования управления финансами некоммерческих организаций связано с реструктуризацией бюджетного сектора экономики. В рамках этого процесса предполагается преобразование части некоммерческих организаций, способных функционировать в рыночной среде и формировать свои финансовые ресурсы не только за счет бюджетных, но и внебюджетных средств, в автономные учреждения [13, с.
96].
При этом некоммерческие организации, не преобразованные в автономные учреждения, теряют право на самостоятельное распоряжение средствами, мобилизованными за счет внебюджетных источников, и их финансирование будет осуществляться только за счет бюджетных средств на основе принципов сметного финансирования [27, с. 378].
Преобразованные некоммерческие организации, собственником которых остается Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, получили право на самостоятельное использование внебюджетных средств, им предоставлено право открытия взамен лицевых счетов в казначействе внебюджетных счетов и кредитных организациях.
Изменение организационно-правовой формы не означает отказ государства от финансирования этих организаций, однако при этом изменяются принципы предоставления бюджетных средств, что предусматривает установление собственником обязательных заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг [17].
Реализация этих принципов предполагает отказ от использования бюджетной сметы и переход к составлению финансового плана, в котором
24 бюджетные средства не детализированы по кодам классификации расходов, и планируется единая сумма в форме субсидии. Это обеспечит большую самостоятельность организаций в распоряжении бюджетными и внебюджетными средствами в ходе оперативного управления финансовыми ресурсами.
Таким образом, преобразование некоммерческих организаций в автономные учреждения имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоятельности организаций, а с другой - обеспечение надежной основы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.
Современные условия деятельности некоммерческих организаций усложняются динамическим развитием внешней и внутренней среды функционирования, существованием неопределенностей разного вида, возможностью различных потерь, утрат. Подобные ситуации оказывают отрицательное воздействие на эффективность деятельности НКО, способствуют снижению показателей.
Все это способствует ужесточению требований к качеству принимаемых управленческих решений оперативной и стратегической направленности, способности применяемой системы управления адаптироваться под изменяющуюся ситуацию, что выводит на первый план формирование в любой некоммерческой организации комплексной системы мероприятий по совершенствованию управления финансами некоммерческой организации. Работа в данном направлении становится актуальной в результате выхода на первый план задачи становления социально- ориентированного государства, а оптимальное распределение финансовых ресурсов между субъектами производства и потребления производственных благ обусловлено также тенденцией увеличения потребности в социально значимых услугах в обществе.
25
Функционирование системы управления финансами зависит от объективных факторов (источников и объемов финансовых ресурсов, затраченных на развитие системы, персонала), а также от субъективных факторов (решения менеджеров). Применяемая в НКО система мероприятий по совершенствованию управления финансами, представляет собой комплексную систему анализа, прогнозирования, оценки и управления финансами, направленную на расширение и диверсификацию источников финансирования, рациональное распределение имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение реальных целей и потребностей НКО. Комплексная система мероприятий должна состоять из следующих этапов:
1. Постоянный, целенаправленный анализ финансовой деятельности
НКО, выявление закономерностей процессов управления финансами;
2. Комплексная оценка последствий принимаемых управленческих решений;
3. Создание и постоянная модернизация собственного аналитического механизма управления финансами;
4. Разработка стратегического распределения и оптимизации используемых финансовых ресурсов на основании установленных плановых показателей;
5. Формирование достоверной методической базы данных финансовой деятельности НКО в системах принятия управленческих решений, постоянная актуализация информации.
Выполнение данных мероприятий будет способствовать усилению контроля над финансовой деятельностью, при этом для достижения стратегических целей некоммерческой организации необходимо всесторонне оценивать аспекты управления финансами. Процесс разработки комплексной системы мероприятий по совершенствованию управления финансами некоммерческой организации представляется циклическим процессом, состоящим из нескольких стадий: анализа внутренней среды НКО
(потребности в финансовых ресурсах), формирование целей, определение и
26 выявление факторов, влияющих на деятельность НКО, их оценка, ответная реакция, контроль всех этапов в соответствии с измененными условиями внешней среды функционирования (политической, социально-экономической ситуации в стране и в мире). Для повышения эффективности управления финансами некоммерческой организации представляется целесообразным организовать автоматизацию процесса сбора и обработки необходимых для анализа деятельности данных.
На рисунке 1.3 представлен процесс формирования информационной системы обработки информации по оценке деятельности НКО.
Рис. 1.3. Процесс формирования информационной системы обработки информации по управлению финансовыми ресурсами
В первом модуле выбираем конкретные цели, показатели, интерфейс, действия. В информационной системе заложено больше возможностей, чем нужно для выполнения своих функциональных обязанностей конкретного пользователя-специалиста: то есть один специалист занимается
27 материальными запасами, а другой денежными средствами, и при этом они не должны вносить изменения в чужой раздел учета, поэтому необходимо разграничить данный процесс. Также в соответствии со спецификой организации проводится ввод показателей, которые выбраны для оценки эффективности деятельности конкретной НКО. Именно на этом этапе мы выбираем, что нужно конкретной НКО.
Во втором модуле вносим данные по выполняемой работе, проектам, услугам, можем вносить исправления и корректировки. В третьем модуле: проводится анализ ситуации, выбираем услугу, проект, работу, и анализируем имеющиеся данные в разных разрезах, составляем необходимую отчетность.
Применение предложенной методики сбора, обработки и анализа информации позволит повысить результативность управления финансовыми ресурсами, качество обслуживания потребителей социально-значимых услуг и эффективность деятельности некоммерческой организации в целом.
Представляется целесообразным при разработке направлений совершенствования системы управления финансами некоммерческой организации провести согласование всех субъектов взаимодействия на всех этапах деятельности НКО, поскольку зачастую возникает необоснованность при планировании деятельности расходов на проекты, на стратегические задачи, программы и цели. При реализации своих функциональных обязанностей в НКО появляются трудности в планировании расходов с трудно оценимым и отсроченным эффектом, так как полученный эффект можно рассчитать лишь в долгосрочной перспективе, а также на уровне НКО в целом.
Оторванность и разрозненность всех субъектов друг от друга можно назвать причиной низкой и неэффективной деятельности по управлению финансами, что является ограничительным барьером достижения некоммерческой организацией стратегических целей и задач.
28
По мнению авторов, интеграция всех элементов системы управления финансовыми ресурсами в единую систему обеспечит решение вышеуказанных проблем (таблица 1.2).
Таким образом, в предложенной единой системе управления финансами, которая использует планирование, реализуется принцип управления «снизу верх» и «сверху вниз».
Результат внедрения авторской единой системы управления финансами, будет получен в результате возможности планирования деятельности, затрат, оперативно получать необходимую для принятия оптимальных управленческих решений информацию, а также эффективно применять механизм планирования и оптимизации финансовых расходов за счет экономии на всех уровнях функционирования НКО.
Таблица 1.2
Эффект от интеграции элементов системы управления финансовыми ресурсами в единую систему
Подсистема управления финансами
Направление воздействия
Ключевые показатели эффективности системы управления финансами
Единая система управления финансами
Планирование
Распределение финансов
НКО в текущем периоде
Конкретизация целей и задач
План реализуемых проектов и расходов, необходимых для их осуществления
Управление расходами
Взаимосвязь центров финансовой ответственности всех уровней системы управления финансами
Причинно- следственная связь
НКО и ее подразделений
(сотрудников)
Взаимосвязанные показатели по НКО в целом и по подразделениям
(сотрудникам)
Анализ и контроль
Достижение экономии по плановым показателям и по центрам финансовой ответственности
Достижение целевых приоритетов каждым подразделением, сотрудником, НКО в целом
Центры ответственности в случае экономии достигают целевых приоритетов
При этом единая система управления финансами должна иметь четыре составляющие:
29
- методическую (какими инструментами и методами осуществляется управление финансами);
- организационную (распределение ответственности);
- техническую (используемое информационное обеспечение);
- финансовую (уровень обеспеченности финансами и возможный экономический эффект от внедрения).
Основным аспектом рассмотренной методики является необходимость расширения и диверсификации источников финансирования некоммерческих организаций. В настоящее время для того, чтобы организация отличалась высокой диверсификацией источников поступлений, ей следует:
- установить связь с общественностью для привлечения внешних источников финансирования, а также для повышения статуса в обществе,
- построить индивидуальную систему фандрайзинга, отвечающую требованиям финансового менеджмента.
30
Рис. 1.4. Методика формирования инструментария управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации
Мероприятия позволят не только оптимизировать финансовую деятельность НКО, но также будут способствовать повышению уровня жизни населения за счет более рационального производства и распределения социально-значимых общественных благ.
31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАУК ГДКИК «РУСЬ» И
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
2.1. Общая характеристика МАУК ГДКиК «Русь»
Муниципальное автономное учреждение культуры Городской Дворец культуры и кино «Русь» успешно развивается в культурном пространстве
Ноябрьска, являясь общедоступным центром духовного общения, культурного развития и местом активного отдыха горожан.
МАУК МАУК ГДКиК «Русь» осуществляет следующие виды деятельности: организация и проведение культурно-массовых мероприятий, демонстрация кинофильмов, создание и организация деятельности клубных формирований, участие творческих коллективов в фестивалях и конкурсах различного уровня.
1 декабря 1982 года был открыт городской Дом культуры (ГДК).
Первым директором городского Дома культуры был Валерий Ильич
Сурженко (декабрь 1982–март 1984).
25 мая 1994 года городской Дом культуры, в связи с передачей на баланс города здания кинотеатра «Русь», реорганизован в городской Дворец культуры и кино «Русь». Обретя свое здание, творческий коллектив ГДК расширил поле деятельности, вторым основным направлением деятельности стало кино.
Несмотря на то, что для кино это было время полного кризиса по всей стране, и окружное объединение «Ямалкиновидео» прекратило свое существование, в «Руси» не закрыли кино-, видео- показ, а наоборот искали пути самостоятельного выхода на кинорынки, заключали прямые контракты с кинокомпаниями, тем самым сохранив кинодеятельность в городе и став
32 лучшими в округе по показателям (киносеансы, зрители), сохраняя эту планку и по настоящее время.
В 1996 году проведен I городской фестиваль детского эстрадного творчества «Северное сияние», который с этого года становится традиционным.
В 2005 году произведена замена кинопроекционного оборудования в большом зале
МАУК
ГДКиК
«Русь» с установкой системы звуковоспроизведения в формате «DolbyDigital», что послужило активизации зрительского интереса. Кино стало очень популярным видом отдыха горожан.
С августа 2008 года МАУК ГДКиК «Русь» возглавляет Рахматуллина
Наталья Владимировна, которая по настоящее время является директором учреждения.
В 2008 году малый зал Дворца «Русь», после ремонта и переоборудования, стал уютным современным залом «Премьер» на 100 посадочных мест, где проходят премьеры новых фильмов и различные мероприятия. После ремонта фасада здание «Руси» приобретает новый, современный облик. В мае 2011 года в большом зале установлено новое цифровое кинооборудование для демонстрации фильмов в формате 3D.
Творческие коллективы учреждения выходят на новый уровень. Для качественного, красочного, зрелищного восприятия концертных номеров, исполняемых творческими коллективами регулярно обновляется костюмерный фонд, приобретаются новые сценические костюмы.
Коллективы учреждения регулярно принимают участие в городских, окружных, всероссийских, международных фестивалях и конкурсах, достойно представляя наш город, как в России, так и за рубежом, они постоянные участники городских массовых мероприятий.
В 2011 году на должность руководителя студии «Гармония» была приглашена Федотова Марина Юрьевна. Ей практически пришлось начинать все с нуля. Состав коллектива полностью обновился.