Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1. Экономическое содержание малого предпринимательства и его роль в экономике РФ
Глава 2 Организация бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «Альянс»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «АЛЬЯНС»
Глава 3 Анализ и совершенствование деятельности субъекта малого предпринимательства ООО «АЛЬЯНС»
3.1. Анализ финансовой деятельности предприятия
3.2 Пути повышения экономической эффективности производственной деятельности в ООО «АЛЬЯНС»
требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
-
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 [12], согласно которому субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности.
- Приказ Минфина России от 02 июля 2018 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» , в котором указано, что субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала , Отчет о движении денежных средств , Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению и другие нормативно-правовые акты.
Обязательным элементом ведения бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики.
Учетная политика организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки, итогового обобщения возникших фактов хозяйственной деятельности. Она является внутренним документом организации, оформленным в виде приказа руководителя [11].
Учетная политика в целях налогообложения малых предприятий ведется в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Налоговый учет организуется без двойной записи. В связи с этим в приказе руководителя формируются отдельные разделы учетной политики, применяемой для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета [3].
Основные принципы учетной политики и требования к ней сформулированы в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.
Принципами (допущениями) при формировании учетной политики на малых предприятиях являются следующие:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика малого предприятия должна обеспечивать выполнение следующих требований:
- полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом руководителя, в котором определяются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета на малом предприятии должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и бухгалтерской отчетности.
Таким образом, учетная политика для бухгалтерского учета отражает методы отражения в учете тех или иных операций, и впоследствии по данным бухгалтерского учета формируется бухгалтерская прибыль. Что касается учетной политики для налогового учета, то в соответствии с ней предприятие отражает доходы и расходы для формирования базы для налогообложения прибыли, а также НДС.
Организации, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета, по сути, является формальным. Во-первых, бухгалтерский учет необходимо вести в целях контроля за финансовым положением фирмы и для того чтобы можно было оценить
результаты ее деятельности.
Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, возникает необходимость вести бухгалтерский учет в силу законодательства.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, но в связи с принятием нового закона о «Бухгалтерском учете» дано право самостоятельно разрабатывать формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом № 402- ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций [8].
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально- ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства [48, c.20].
При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:
-единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
-взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
-сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
-накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
1.3. Теоретическое содержание отчетности субъектов малого предпринимательства
В Федеральном законе № 209-ФЗ п. 3 ст. 7 рассмотрен упрощенный порядок составления статистической отчетности . Все организации , которые относятся к субъектам малого предпринимательства составляют и представляют всю бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. Но начиная с отчетности за 2017 год , согласно Приказа Минфина России от 08.11.2016№144н, отчетность сдается по новым формам.
Данный документ принят в целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий и представляет собой изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Исходя из изменений, внесенных в Положение по бухгалтерскому учету
«Доходы организации» ПБУ 9/99 и « Расходы организации» ПБУ 10/99, предприятия малого бизнеса должны определиться каким образом им вести учет доходов и расходов. То есть кассовым методом или методом начисления.
Изменения, внесенные в Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 [20], дают право субъектам малого предпринимательства осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Если расчет и оценка величины финансовых вложений затруднен , то субъектам малого предпринимательства дается право принимать решения не отражать обесценение данных финансовых вложений. Им также дается право признавать все расходы по займам как прочие расходы. Это отражено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2016 .
Что касается бухгалтерской отчетности, для субъектов малого предпринимательства введены новые послабления. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2016) дополнено положением, согласно которому субъекты малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики.
Данные изменения могут оказать или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету [44].
Субъектам малого предпринимательства вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Причем не производится ретроспективный пересчет с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Кроме этого, субъект малого предпринимательства может принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в соответствии с изменениями, внесенными в Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 [10].В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [5] субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.
Также субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Кроме этого, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала , Отчет о движении денежных средств , Приложение к бухгалтерскому балансу , пояснительную записку.
Согласно Приказу Минфина России от формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъекты малого предпринимательства с 2011 г. будут формировать также по упрощенной системе:- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках можно включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках можно приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [30].В заключение можно сделать следующий вывод.
Система ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для малых предприятий в Российской Федерации упрощена.
Упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий предприняты в целях обеспечения более благоприятных условий их деятельности и повышения конкурентоспособности, что на фоне повышения налоговой нагрузки, штрафных санкций и т.п. в определенной степени станет уравновешивающим фактором
Глава 2 Организация бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «Альянс»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «АЛЬЯНС»
Основным видом деятельности предприятия является производство пластиковых окон, дверей, профильной продукции. История компании насчитывает более 8 лет успешного развития.