Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1. Экономическое содержание малого предпринимательства и его роль в экономике РФ
Глава 2 Организация бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса ООО «Альянс»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «АЛЬЯНС»
Глава 3 Анализ и совершенствование деятельности субъекта малого предпринимательства ООО «АЛЬЯНС»
3.1. Анализ финансовой деятельности предприятия
3.2 Пути повышения экономической эффективности производственной деятельности в ООО «АЛЬЯНС»
Предприятие ООО «АЛЬЯНС» является коммерческой организацией, деятельность которой регулируется законодательством Российской Федерации и учредительным документом общества. Основными источниками правового регулирования деятельности ООО «АЛЬЯНС» являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», иное действующее законодательство и устав.
Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой организации, являющейся самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером ООО «АЛЬЯНС».
Структура состава бухгалтерии ООО «АЛЬЯНС» представлена на рисунке 3.
Бухгалтер по расчетам с покупателями и поставщиками
Бухгалтер - кассир
Бухгалтер по расчету заработной платы
Главный бухгалтер
Рис. 3. Организационная структура бухгалтерии ООО «АЛЬЯНС»
Главный бухгалтер предприятия подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной
политики предприятия, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ и контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
В подчинении у главного бухгалтера находятся три бухгалтера. Все работники бухгалтерии ООО «АЛЬЯНС» действуют на основании должностных инструкций, которые определяют функциональные обязанности, права, ответственность работников и их условия работы.
Бухгалтерский учет в ООО «АЛЬЯНС» ведется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером, на основании статьи 7 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Раздела 1 Положения о порядке ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от
29.07.98 № 34 н.
Согласно статье Статья 7. «Организация ведения бухгалтерского учета»В ООО «Альянс», должны соблюдаться следующие нормы данного Федерального закона:
- Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
- В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.
- Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 425-ФЗ, от 04.11.2017 N 344-ФЗ).
- В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:(в ред. Федерального закона от 23.07.2016 N 251-ФЗ)
- иметь высшее образование;(в ред. Федерального закона от 02.07.2016 N 185-ФЗ)
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не
менее пяти лет из последних семи календарных лет;(в ред. Федерального закона от 02.07.2016 N 185-ФЗ)
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
- Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Положения части 6 статьи 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа возложено ведение бухгалтерского учета (часть 2 статьи 30 данного документа).
- Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.
8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период [5],
Основой учетной деятельности, является применение рабочего Плана счетов бухгалтерского учета ООО «АЛЬЯНС», разработанного с учетом возможностей и требований автоматизированной системы на основе Рабочего плана счетов и Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н [ 10],.
Учетная политика ООО «АЛЬЯНС» формируется главным бухгалтером организации и утверждается приказом генерального директора на год. Учетная политика составляется в целом по организации. Формирование учетной политики организации осуществляется на основании Положения «Об учетной политике организации» ПБУ 1/2016.
Согласно Стать 8. Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:
- Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
- Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
- При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
- В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
- Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
- Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
- изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
- В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения [20].
Учетная политика ООО «АЛЬЯНС» является рациональным вариантом организации бухгалтерского и налогового учета организации и представляет собой сочетание централизации и либерализации бухгалтерского и налогового учета, а допустимые конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета выбираются организацией в зависимости от специфики ее деятельности, особенностей организационно-правовой формы, уровня обеспечения вычислительной техникой, стратегии финансово-хозяйственного развития, уровня квалификации кадров и др. исходя из установленных норм.
Основными принципиальными элементами учетной политики являются следующие:
-
- Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным методом. Срок полезного использования нематериальных активов определяется исходя из времени действия патента или свидетельства, а также количества продукции, которое предприятие планирует получить, используя данный актив. В случаях, когда срок использования нематериального актива установить нельзя, он принимается равным 10 годам.
- Объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей за единицу и сроком службы менее 12 месяцев списываются на затраты по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
Начисление амортизации производится только по основным средствам стоимостью более 40000 рублей.
Метод начисления амортизации – линейный (ст.259 НК РФ) для всех видов и групп основных средств, в соответствии с Классификатором основных средств (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1).
В отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, возможно применение коэффициента 2 к основной норме амортизации. Нормы амортизации ниже установленных НК РФ не применяются.
По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками.
-
- Учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с положениями п.6 ст.254 НК РФ, положениями ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов».
Стоимость материально-производственных запасов списывается на производство по средней себестоимости.
-
- Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о
движении и остатках готовой продукции на складе. Сумма прямых расходов распределяется на остатки готовой продукции на складе пропорционально доле остатков готовой продукции в общем объеме выпущенной за текущий месяц продукции.
-
- Резерв по сомнительным долгам не создается.
- Создается резерв на предстоящую оплату отпусков.
- Резерв на вознаграждения по итогам работы за год не создается.
- Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и прочие расходы.
В случаях, когда затраты с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, такие расходы относятся к группе внереализационных расходов.
-
- Учет доходов по договорам на капитальное строительство производится после сдачи готового объекта.
- В целях исчисления налога на прибыль учет доходов и расходов ведется методом начисления.
Исчисление и уплата авансовых платежей по налогу на прибыль производится исходя из фактически полученной прибыли или 1/3 фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.
-
- В целях налогообложения НДС учет выручки от реализации определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - метод «по отгрузке» (ст.167 НК РФ).
Документы, с которыми работает бухгалтерия предприятия ООО
«АЛЬЯНС», можно разделить на две группы: документы налогового учета и отчетности и бухгалтерские документы.
К документам налогового учета и отчетности относятся формы налоговой отчетности и налоговые регистры.
Бухгалтерские документы делятся на три группы:
–формы отчетности (Приложение 1);
–регистры бухучета;
–первичные документы.
Порядок формирования и обработки документов закреплен в графике документооборота ООО «АЛЬЯНС». В графике документооборота описаны:
–этапы создания (получения), проверки и передачи на хранение документа;
–сроки прохождения каждого из этапов;
–перечень сотрудников, выполняющих хозяйственные операции и оформляющих документы;
–перечень сотрудников, проверяющих документы;
–взаимосвязь ответственных лиц.
Приведем в качестве примера выдержку из графика документооборота для товарной накладной на отгрузку товаров.
Основные финансовые результаты деятельности предприятия представлены в таблице 1
Таблица 1 Анализ состава и динамики прибыли ООО «АЛЬЯНС» за 2016-2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
2016 г. |
2018 г. |
2016г. |
2018 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Валовая прибыль |
33369 |
36017 |
41952 |
8583 |
5935 |
25,72 |
16,47 |
2. Прибыль (убыток от продаж) |
33369 |
36017 |
41952 |
8583 |
5935 |
25,72 |
16,47 |
3. Прибыль (убыток) до налогообложения |
66257 |
29903 |
36525 |
-29732 |
6622 |
-44,87 |
22,14 |
4. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
46148 |
18947 |
26747 |
-19401 |
7800 |
-42,04 |
41,16 |