Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию,
демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают
“собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те,
кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая.
Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан.
Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.).
Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.
Вопрос 3. Представление о роли политической власти в средневековой
западноевропейской общественной мысли.
Политические учения Средневековья и Нового Времени.
Идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви развивает другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения; государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа;
использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или не справедливым. Закон – это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии.
Отход от чисто теологической интерпретации политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Он считал, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов,
которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали.
Макиавелли первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика – удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н.
Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для

создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Он писал, что поведением людей руководят два главных мотива – страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно, лишь опираясь на мотив страха.
Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение ими открывает дорогу поражению.
Первую попытку систематического изложения учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583–1645 гг.). Дальнейшее развитие эта теория получила в
политических доктринах английских мыслителей Томаса
Гоббса (1588–1679 гг.) и Джона Локка (1632–1704 гг.).
Политические идеи Ж.Ж. Руссо и Ш. Монтескье подготовили французскую революцию, а политическое учение Иммануила Канта (1724–1804 гг.) стало своеобразным осмыслением ее результатов. Центральной проблемой учения немецкого философа была проблема свободы в ее гражданском и нравственном аспектах. Каким образом построить политико-правовую систему, чтобы согласовать внутренний голос человеческой совести и внешние социальные условия? Ответы на эти вопросы заложили теоретические основы современного учения о правовом государстве и правах человека. В своей работе «К
вечному миру» он пророчески предвидел контуры современного мирового порядка.
Опасность для человечества не в самой войне, а в международной атмосфере «постоянной и все растущей подготовки к будущей войне».
В отличие от всех предшествующих мыслителей, Карл Маркс (1818–1883 гг.) сам не только сформировал политическую доктрину, но и возгавил влиятельное политическое движение, распространившееся по всему миру. Основные положения его учения кратко,
но ярко сформулированы в «Манифесте Коммунистической партии», написанном совместно с его сподвижником Фридрихом Энгельсом.
Почти два тысячелетия политическая наука развивалась в
контексте общефилософских воззрений, и лишь в конце ХIХ века она стала формироваться как самостоятельная отрасль научного исследования. Большую роль в становлении современной политологии сыграли итальянские ученые Вильфредо Парето (1848–1923
гг.), Гаэтано Моска (1858–1941 гг.), а также представители немецкой науки Роберт
Михельс (1876–1936 гг.) и Макс Вебер (1864–1920 гг.).
Вопрос 4. Политическая идеология раннего утопического социализма
Значительных успехов в начале ХХ века достигла российская политическая мысль,
которая была представлена такими учеными и политическими деятелями, как Н. Бердяев,
А. Богданов, И. Ильин, М. Ковалевский, В. Ленин, Н. Михайловский, Г. Плеханов,
П. Сорокин, П. Струве и др. Эти исследователи значительное внимание уделяли проблемам соотношения личности и
государства,
политического лидерства и формированию субъектов политической жизни, ими велись широкие дискуссии о соотношении реформы и революции. Развитие российской политической науки было прервано наступлением тоталитарного режима и построением моноидеологического общества в СССР. Только после падения советской политической системы стало возможным широкое знакомство научной общественности с достижениями западной политической науки и проведение свободных политических исследований.
Выводы
Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений.


Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Основная литература:
1.
Елсукова Н.А. Основы социологии и политологии [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Елсукова Н.А., Данилов А.Н.— Электрон. текстовые данные. — Минск:
Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015.— 304 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67697.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1.
Черных, В. А. Политология : учебное пособие / В. А. Черных, С. Ю. Ручкин.
— М. : Российская таможенная академия, 2014. — 338 c. — ISBN 978-5-9590-0794-2. —
Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:
http://www.iprbookshop.ru/69508.html
Интернет-ресурсы
1.
http://www.philosophy.ru/phil/lib/philyaz/index.htm. - Электронная библиотека ИФ
РАН
2.
http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук;
3.
http://www.ras.ru - официальный сайт Российской академии наук;
Тема 3. Политическая власть
Время: 2 часа
Учебная
цель:
сформировать понятие о
сущности власти,
разобрать характеристики политической власти, ее структуры; раскрыть важность проблемы легитимности власти.
Основные понятия: Основные понятия: понятие «политическая власть»; сущность и черты политической власти; ее основные формы (законодательную, исполнительную,
судебную); понятие легитимности власти; структура политической власти. Субъекты и объекты политической власти. Консенсус. функции, формы и уровни, источники политической власти.
Вопросы:
1. Политическая власть: понятие, черты, функции.
2. Структура и формы политической власти.
3. Легитимность политической власти и ее типы.
Ход проведения:
Данная тема особенно является важной для профессиональной подготовки будущих специалистов культуры, поскольку они имеют непосредственное отношение к обеспечению культурных условий реализации политической власти в обществе. Поэтому понимание сущности политической власти, условий ее осуществления, социальных функций, в том числе - политических и правовых институтов, является важным фактором формирования мировоззрения и профессиональной культуры специалистов.
Вопрос 1. Политическая власть: понятие, черты, функции.
Власть является центральной категорией политической науки.
Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, ее изучающие.
Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения,
предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества.
Отсюда - основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).


Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное,
статусное, образовательное и т.д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное,
гендерное и т.д.).
Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества,
естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти,
психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п.
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность социальной природы политической власти. В средние века и
Новое время к проблемам власти большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Э. Кант и многие другие. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, М. Вебер.
Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать
решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода
средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия.
Политическая власть это способность и возможность политических субъектов
реализовывать свои интересы и осуществлять свою волю по отношению к другим.
Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную,
культурно-информационную, принудительную и др.
Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная,
политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида
проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений,
организаций, законов, политических отношений.
В современной политической теории наибольшее распространение получили
системная и структурно-функциональная концепции власти. (Т. Парсонс, Д. Истон, Г.
Алмонд, М. Крозье и др.).
Так, в рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый - истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы. Т. Парсонс писал: «Мы можем определить власть как реальную способность единицы системы аккумулировать свои интересы (достичь целей, прекратить нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.)».
Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.д. (М. Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы
(М. Роджерс).
Среди представителей системного подхода есть теоретики (К. Дойч, Н. Луман),
которые трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), что позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в решении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества.
Приведенные суждения о власти позволяют сделать следующий вывод: власть -
это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение,
по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям


другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и
интересы.
Таким образом, власть всегда двустороннее отношение взаимодействующих субъекта и объекта.
Объекты власти
Индивид, социальнаягруппа, масса, класс и т.д.
Субъекты власти
Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии
Главными чертами политической власти являются:
1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно,
для всех других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4) моноцентричность, то есть наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5) многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.
Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами
(парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция,
армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть
формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная
власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может принимать теневой, подпольный, мафиозный характер.
Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества,
регулирование политических отношений,
структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.
По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя' через следующие основные признаки и функции:
1) принуждение; 2) приманивание; 3) «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть); 4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);
5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов);
6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем);
7) подсказки; 8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)» (Основы политологии: Курс лекций. — Ч.
1. М., 1991. — С. 244).
Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.