Файл: Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенным участникам политического процесса. Причем такие рекомендации носят привязан к конкретной ситуации и ограниченный во времени характер. Вместе с тем следует отметить, что теоретическая и прикладная политология связаны между собой.
Вопрос 3. Место политологии в системе наук об обществе.
Предмет политологии - политика, традиционно изучается различными науками, - определяет характер ее отношений с другими отраслями знания. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук.
Эволюция политического знания была тесно связана с развитием философии.
Сегодня, когда произошло естественное дистанцирование этих двух наук, философия по-прежнему играет важную методологическую функцию по отношению политологии:
именно в сфере философского анализа формируется общий взгляд на политику, понимание ее взаимосвязи с другими секторами общественной жизни, основные принципы анализа политики.
Политология активно использует материалы и достижения исторической науки,
помогают учитывать опыт и традиции, выявлять тенденции политических процессов и их последствия. На историческом материале осуществляется сравнительный анализ различных политических систем, раскрываются их культурно-исторические корни.
Экономическая теория помогает объяснить чрезвычайно важно для политики и понимание ее природы вопрос о том, как формы движения товаров и услуг влияют на власть и государство.
Достижения психологии дают возможность представить внутреннюю, глубинную сторону политических процессов, понять мотивы и эмоциональную основу поведения человека в этой сфере, исследовать механизмы массовых политических действий.
В социологии политология активно воспринимает методы изучения политической жизни, особенно тех событий и процессов, происходящих при участии больших масс людей. Достижения социологического знания влияют на технологию политики - тактику избирательной борьбы, методы пропаганды, способы управления массовым поведением.
Традиционно тесными были отношения политической науки и юриспруденции,
очевидно взаимопроникновение этих отраслей знания определяется их общим предметом:
и политическая и юридическая науки сосредотачивают исследовательскую внимание на государственно-правовых явлениях. В этих наук общая история и общие учредители.
Дифференциация политической и правовой науки связана с постепенным отделением,
структурированием предметов изучения. Предмет политологии не ограничивается государственно-правовыми явлениями, а включает такие области и проблемы, как,
например, политическое лидерство, участие в политике, принятия политических решений и т.д., которые явно выходят за сферу правовой науки.
Юриспруденцию же интересуют те политические отношения,
которые осуществляются при участии государства и регулируются правом. В сфере ее внимания находится структура политических, властных отношений, нормы и другие формы обеспечения их устойчивости.
Политология обращена к изучению динамической, меняющейся стороны этих отношений, которая несет на себе отпечаток влияния человеческого сознания,
деятельности, культуры.
Вопрос 4. Культурная политика.
Современное общество расколото, оно стало многополярным, неоднородным. Идут процессы «первоначального накопления капитала», расслоение людей на «очень бедных»
и «очень богатых», становления новых классов. Эта поляризация сопровождается противостоянием и конфронтацией различных общественных сил, партий, движений.
Меняются социальные ориентиры и идеалы, морально-психологический облик страны, ее идеологически-политический спектр, вес, статус, положение в мире. Такова реальность
Вопрос 3. Место политологии в системе наук об обществе.
Предмет политологии - политика, традиционно изучается различными науками, - определяет характер ее отношений с другими отраслями знания. Политология активно использует методы и достижения других социальных наук.
Эволюция политического знания была тесно связана с развитием философии.
Сегодня, когда произошло естественное дистанцирование этих двух наук, философия по-прежнему играет важную методологическую функцию по отношению политологии:
именно в сфере философского анализа формируется общий взгляд на политику, понимание ее взаимосвязи с другими секторами общественной жизни, основные принципы анализа политики.
Политология активно использует материалы и достижения исторической науки,
помогают учитывать опыт и традиции, выявлять тенденции политических процессов и их последствия. На историческом материале осуществляется сравнительный анализ различных политических систем, раскрываются их культурно-исторические корни.
Экономическая теория помогает объяснить чрезвычайно важно для политики и понимание ее природы вопрос о том, как формы движения товаров и услуг влияют на власть и государство.
Достижения психологии дают возможность представить внутреннюю, глубинную сторону политических процессов, понять мотивы и эмоциональную основу поведения человека в этой сфере, исследовать механизмы массовых политических действий.
В социологии политология активно воспринимает методы изучения политической жизни, особенно тех событий и процессов, происходящих при участии больших масс людей. Достижения социологического знания влияют на технологию политики - тактику избирательной борьбы, методы пропаганды, способы управления массовым поведением.
Традиционно тесными были отношения политической науки и юриспруденции,
очевидно взаимопроникновение этих отраслей знания определяется их общим предметом:
и политическая и юридическая науки сосредотачивают исследовательскую внимание на государственно-правовых явлениях. В этих наук общая история и общие учредители.
Дифференциация политической и правовой науки связана с постепенным отделением,
структурированием предметов изучения. Предмет политологии не ограничивается государственно-правовыми явлениями, а включает такие области и проблемы, как,
например, политическое лидерство, участие в политике, принятия политических решений и т.д., которые явно выходят за сферу правовой науки.
Юриспруденцию же интересуют те политические отношения,
которые осуществляются при участии государства и регулируются правом. В сфере ее внимания находится структура политических, властных отношений, нормы и другие формы обеспечения их устойчивости.
Политология обращена к изучению динамической, меняющейся стороны этих отношений, которая несет на себе отпечаток влияния человеческого сознания,
деятельности, культуры.
Вопрос 4. Культурная политика.
Современное общество расколото, оно стало многополярным, неоднородным. Идут процессы «первоначального накопления капитала», расслоение людей на «очень бедных»
и «очень богатых», становления новых классов. Эта поляризация сопровождается противостоянием и конфронтацией различных общественных сил, партий, движений.
Меняются социальные ориентиры и идеалы, морально-психологический облик страны, ее идеологически-политический спектр, вес, статус, положение в мире. Такова реальность
нашего «смутного времени». Особая роль в данной ситуации принадлежит культурной политике, которую можно определить как комплекс мероприятий государственных и негосударственных институтов, направленных на обеспечение развития культуры, охрану культурных памятников, реализацию культурных прав и свобод граждан. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «пространство культуры» и объективно нуждаются в регулятивном опосредствовании (упорядочении) и обеспечении со стороны публичной власти.
Значительная часть внутренней и внешней политики государства обеспечивается культурой, за ее ценности, нормы, традиции, обычаи, идеалы и т.д. Сама государственность без культуры, вне культуры немыслима, потому что они генетически связаны. Культурная политика - могучее средство прогрессивного преобразования общества.
Можно выделить следующие стержневые принципы культурной политики: 1)
историческая и социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные основы; 6) массовость; 7) обращенность ко всем гражданам страны; 8)
приоритетность прав и свобод человека; 9) соответствие международным стандартам.
Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Культурная политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы всего общества, интересы граждан. И именно укрепление государственности, о чем сегодня много говорят и пишут, требует укрепления и развития культуры общества. В
противном случае она обречена на слабость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без культурного обеспечения, как правило, терпят провал из-за недостатка ценностных и идейных оснований.
Попытки утвердить демократию в нашей стране вне культуры, без попечения культурными ценностями, культурными и нравственными нормами тоже обречены на провал. Ведь развитие демократии требует так называемого «социального капитала» - устойчивых норм морали и законности, гуманизма, уважения, культурного поведения и т.н., что без правильной культурной политики невозможно.
Сегодня ощущается острый дефицит культуры, низкий уровень нравственности,
недостаточная доступность граждан к культурным ценностям и т.д. Новая демократия дает сбои, свобода часто понимается определенными слоями общества, в том числе и представителями власти, как вседозволенность. По-прежнему в большей степени политика влияет на культуру, чем культура на политику. Между тем, в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу.
Выводы
Приоритетов в современной российской политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решить сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества,
совершенствование законодательства и практики его применения, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка в реализации власти, усиление защиты и гарантий прав и свобод человека, в том числе в сфере культуры и т.д. Поэтому взвешенный научный подход к политике как общественного феномена, понимание механизмов и условий ее развития, умение анализировать явления современной политической жизни является существенным фактором подготовки специалистов культуры.
Основная литература
1.
Даниленко В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс]: учебник/
Даниленко В.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 300
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73602.html.— ЭБС «IPRbooks»
Значительная часть внутренней и внешней политики государства обеспечивается культурой, за ее ценности, нормы, традиции, обычаи, идеалы и т.д. Сама государственность без культуры, вне культуры немыслима, потому что они генетически связаны. Культурная политика - могучее средство прогрессивного преобразования общества.
Можно выделить следующие стержневые принципы культурной политики: 1)
историческая и социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные основы; 6) массовость; 7) обращенность ко всем гражданам страны; 8)
приоритетность прав и свобод человека; 9) соответствие международным стандартам.
Разумеется, все эти принципы тесно взаимосвязаны.
Культурная политика всегда обслуживала и обслуживает прежде всего интересы всего общества, интересы граждан. И именно укрепление государственности, о чем сегодня много говорят и пишут, требует укрепления и развития культуры общества. В
противном случае она обречена на слабость и недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без культурного обеспечения, как правило, терпят провал из-за недостатка ценностных и идейных оснований.
Попытки утвердить демократию в нашей стране вне культуры, без попечения культурными ценностями, культурными и нравственными нормами тоже обречены на провал. Ведь развитие демократии требует так называемого «социального капитала» - устойчивых норм морали и законности, гуманизма, уважения, культурного поведения и т.н., что без правильной культурной политики невозможно.
Сегодня ощущается острый дефицит культуры, низкий уровень нравственности,
недостаточная доступность граждан к культурным ценностям и т.д. Новая демократия дает сбои, свобода часто понимается определенными слоями общества, в том числе и представителями власти, как вседозволенность. По-прежнему в большей степени политика влияет на культуру, чем культура на политику. Между тем, в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу.
Выводы
Приоритетов в современной российской политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решить сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества,
совершенствование законодательства и практики его применения, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьба с преступностью, выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка в реализации власти, усиление защиты и гарантий прав и свобод человека, в том числе в сфере культуры и т.д. Поэтому взвешенный научный подход к политике как общественного феномена, понимание механизмов и условий ее развития, умение анализировать явления современной политической жизни является существенным фактором подготовки специалистов культуры.
Основная литература
1.
Даниленко В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс]: учебник/
Даниленко В.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 300
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73602.html.— ЭБС «IPRbooks»
2.
Лекции по политологии [Электронный ресурс]/ В.И. Якунин [и др.].—
Электрон. текстовые данные.— Москва: Научный эксперт, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23575.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература:
1.
Политология. Схемы, таблицы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. Ю. Бельский, А. Н. Бороздин, А. И. Сацута, Д. В. Шикунов ; под редакцией В.
Ю. Бельский, А. И. Сацута. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 304 c. — ISBN
978-5-238-02391-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66288.html
Интернет-ресурсы
−
Университетская электронная библиотека In Foliohttp://infolio.asf.ru/index.asp
−
Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/
−
Электронно-библиотечная система издательства
«Лань»
- http://e.lanbook.com
−
Электронно-библиотечная система "ЭБС
IPRBooks"
–http://www.iprbookshop.ru
−
Библиотека учебной и научной литературы. Русский Гуманитарный
Интернет Университет – WWW.I:U.RU
Тема 2. История политической мысли
Время: 2 часа
Учебная цель: уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития;
рассмотреть особенности и основные направления русской политической мысли,
трактовки в ней проблем власти.
Основные понятия: тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия,
теория «общественного договора», теория разделения властей, теория бюрократии,
русская идея, славянофильство, западничество, русский революционный радикализм,
народничество, евразийство, почвенничество, неомонархизм, русский византизм, русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм.
Вопросы:
1.
Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политической мысли как особого типа знания.
2.
Политическая мысль античных обществ.
3.
Представление о роли политической власти в средневековой западноевропейской общественной мысли.
4.
Политическая идеология раннего утопического социализма
Ход проведения:
Вопрос 1. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления
политической мысли как особого типа знания.
Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.
Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизм (Древняя Индия). В соответствии с ним общество делилось на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя),
кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры
(слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.
Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551–479
гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В
управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.
Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие
Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы
Хаммурапи”,
а также “Авесту”,
в которой,
по преданию,
изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры.
Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период
Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней
Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений.
Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона (427–347
гг.
до н.
э.).
В
своих произведениях (“Государство”,
“Политика”,
“Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов
(мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы)
обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.
Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях, и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия –
власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия –
власть большинства,
опьяненного свободой и
вседозволенностью. Демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению
Платона, наихудший вид правления).
Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию –
здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию,
олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит).
Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления
(слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.
Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551–479
гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В
управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.
Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие
Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы
Хаммурапи”,
а также “Авесту”,
в которой,
по преданию,
изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры.
Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период
Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней
Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений.
Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона (427–347
гг.
до н.
э.).
В
своих произведениях (“Государство”,
“Политика”,
“Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов
(мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы)
обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.
Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях, и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия –
власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия –
власть большинства,
опьяненного свободой и
вседозволенностью. Демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению
Платона, наихудший вид правления).
Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию –
здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию,
олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит).
Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления
большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов.
Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя
граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская,
административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан.
Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н.
э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления.
Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство,
в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.
Вопрос 2. Политическая мысль античных обществ.
Политические
учения
Древнего
Востока
и
Античности.
Зарождение политических знаний в Древнем Китае (Конфуций, Мо-Цзы) и Древней Греции (Платон,
Аристотель). Политическая мысль Средневековья. Генезис политических идей в Новое время, период политических революций и ранних индустриальных государств в Западной
Европе. Появление национальных политико-идеологических школ. Наследие ведущих мыслителей периода Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье,
Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель). Развитие теории разделения властей в трудах Джона
Локка и Шарля Луи Монтескье.
Российская политическая традиция:
истоки,
социокультурные основания,
историческая динамика. Политическая мысль России конца XIX - начала XX века (Ф.М.
Достоевский, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев).
Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других мыслителей. Учение Новгородцева П.И. о правовом государстве и демократии.
Отношение русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. к социализму, социалистическому идеалу, революции, насилию и государству. Политологические школы XXI века.
Изменение идеологических приоритетов в Европе и России в первой половине ХХ
века.
Тоталитарная идеология большевизма,
фашизма и
национал-социализма.
Евразийство.
Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений.
Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.
Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”,“Этика”. Критикуя
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов.
Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя
граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская,
административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан.
Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н.
э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления.
Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство,
в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.
Вопрос 2. Политическая мысль античных обществ.
Политические
учения
Древнего
Востока
и
Античности.
Зарождение политических знаний в Древнем Китае (Конфуций, Мо-Цзы) и Древней Греции (Платон,
Аристотель). Политическая мысль Средневековья. Генезис политических идей в Новое время, период политических революций и ранних индустриальных государств в Западной
Европе. Появление национальных политико-идеологических школ. Наследие ведущих мыслителей периода Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье,
Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель). Развитие теории разделения властей в трудах Джона
Локка и Шарля Луи Монтескье.
Российская политическая традиция:
истоки,
социокультурные основания,
историческая динамика. Политическая мысль России конца XIX - начала XX века (Ф.М.
Достоевский, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев).
Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других мыслителей. Учение Новгородцева П.И. о правовом государстве и демократии.
Отношение русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. к социализму, социалистическому идеалу, революции, насилию и государству. Политологические школы XXI века.
Изменение идеологических приоритетов в Европе и России в первой половине ХХ
века.
Тоталитарная идеология большевизма,
фашизма и
национал-социализма.
Евразийство.
Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений.
Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.
Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”,“Этика”. Критикуя