Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики.
Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер.
Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических
проблем, но не способна решать перспективные задачи.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что
правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не
учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным
подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета европейских стран).
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты
считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем
Зарабатывать. Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы.
Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики России за 2019 г.
Последние 2 года отметились поступательным движением вперед.
Несмотря на наметившееся во второй половине 2019 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2019 году ускорился до 2,3 процентов. Одной из ключевых задач в 2019 году была разработка предложений по изменению налогового законодательства с целью обеспечения безусловного исполнения социальных обязательств и формирование ресурса для достижения национальных целей развития.
Соответствующие изменения были приняты и ключевые параметры налоговой системы зафиксированы как минимум на ближайшее 6 лет. Это наряду с проведением осмотрительной бюджетной политики на принципах, заложенных в «бюджетных Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов– гарантия стабильности и предсказуемости налоговых условий в средне- и долгосрочной перспективе.
В рамках работы по созданию прозрачной системы (установления и взимания) неналоговых платежей предпринимателей предполагается те из них, которые имеют характер налогов или сборов, включить в Налоговый кодекс Российской Федерации с установлением переходного периода в части мер ответственности. Прозрачность и предсказуемость регулирования других неналоговых платежей будет обеспечиваться путем ограничения возможности установления их размера только законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на экономически обоснованном уровне. Стратегическая приоритизация расходов бюджета
Важнейшей задачей 2018 года была приоритизация структуры расходов в целях ее ориентирования на создание справедливой системы социального
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны.
- 1 2 3 4 5 6 7
Дефицит и профицит бюджета
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики.
Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер.
Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических
проблем, но не способна решать перспективные задачи.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что
правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не
учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным
подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета европейских стран).
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты
считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем
Зарабатывать. Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы.
Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
2 Особенности бюджетно-налоговой политики в 2019—2021 гг.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики России за 2019 г.
Последние 2 года отметились поступательным движением вперед.
Несмотря на наметившееся во второй половине 2019 года замедление роста мировой экономики, рост отечественной в 2019 году ускорился до 2,3 процентов. Одной из ключевых задач в 2019 году была разработка предложений по изменению налогового законодательства с целью обеспечения безусловного исполнения социальных обязательств и формирование ресурса для достижения национальных целей развития.
Соответствующие изменения были приняты и ключевые параметры налоговой системы зафиксированы как минимум на ближайшее 6 лет. Это наряду с проведением осмотрительной бюджетной политики на принципах, заложенных в «бюджетных Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов– гарантия стабильности и предсказуемости налоговых условий в средне- и долгосрочной перспективе.
В рамках работы по созданию прозрачной системы (установления и взимания) неналоговых платежей предпринимателей предполагается те из них, которые имеют характер налогов или сборов, включить в Налоговый кодекс Российской Федерации с установлением переходного периода в части мер ответственности. Прозрачность и предсказуемость регулирования других неналоговых платежей будет обеспечиваться путем ограничения возможности установления их размера только законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на экономически обоснованном уровне. Стратегическая приоритизация расходов бюджета
Важнейшей задачей 2018 года была приоритизация структуры расходов в целях ее ориентирования на создание справедливой системы социального