Файл: Пояснительная записка 44 раздел целевой 46 1 Цель и задачи воспитания обучающихся 46 2 Направления воспитания 48.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
профессиональные. Единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Требования к профессиональному сообществу школы:
-
соблюдение норм профессиональной педагогической этики; -
уважение и учёт норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной педагогической деятельности, в общении; -
уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам; -
соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству педагога, учителя в отечественной педагогической культуре, традиции; -
знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов и прав всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов; -
инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными представителями), коллегами; -
внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с учетом индивидуальных особенностей каждого; -
быть примером для обучающихся при формировании у них ценностных ориентиров, соблюдении нравственных норм общения и поведения; -
побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, ответственность.
2.4. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с ФГОС по направлениям воспитания:
гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
-
духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовно-
нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
-
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-
физическое воспитание: развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
-
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
-
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты окружающей среды;
-
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и потребностей.
2.5. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
-
максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
-
включение учителями в рабочие программы по всем учебным
предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении;
-
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
-
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
-
полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях
целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно- нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
-
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
-
применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
-
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
-
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-
инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме
индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Внеурочная деятельность
-
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:
-
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных
-
интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах; -
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
-
поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с
выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
-
поощрение педагогическими работниками детских инициатив,
проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
-
планирование и проведение классных часов; -
поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления
им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
-
инициирование и поддержку участия класса в общешкольных
мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
-
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
-
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на
командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
-
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
-
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с психологом;
-
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
-
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
-
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
-
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
-
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
-
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
-
проведение в классе праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований
и т. д.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
-
общешкольные праздники, ежегодные творческие(театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
-
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;
-
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе;
-
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, района и региона;