Файл: Пояснительная записка 44 раздел целевой 46 1 Цель и задачи воспитания обучающихся 46 2 Направления воспитания 48.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и

реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций — социальных партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

  • проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями

обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района;

  • разновозрастные сборы – многодневные выездные события,

включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;

  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в

разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

  • наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,

проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

На внешкольном уровне:

Социальные проекты. Обучающиеся и педагоги школы принимают активное участие в различных общероссийских социальных проектах: акции

«Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Окна Победы», «Экосубботник». На уровне города обучающиеся и педагоги школы являются организаторами различных социальных проектов: операция «чистый город» (большая уборка нашей территории), акции «Открытка ветерану», «Открытка ветерану педагогического труда», «Подарок ребёнку» (посвящённый Дню инвалидов), «Вести Победы» (9 мая).

Открытые дискуссионные площадки. Образовательное учреждение неоднократно становилось методической площадкой для проведения единого методического дня для педагогов города.

- Проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали. В школе проводятся традиционные массовые мероприятия, с привлечением родителей : праздники концерты, посвящённые различным общероссийским праздникам: Дню Матери, Дню защитников Отечества, Дню Победы.


- Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. Школа является площадкой для проведения различных всероссийских и региональных акций: «Исторический диктант», «Экологический диктант», викторина «Финансовая грамотность», «Георгиевская ленточка».

На школьном уровне:

- Разновозрастные сборы. В школе проводятся Дни здоровья, общешкольные походы, в период весенних, осенних и летних каникул на базе образовательного учреждения ежегодно организуется детский оздоровительный лагерь, который имеет определённую тематику.

- Общешкольные праздники. В школе традиционно проводятся различные общешкольные праздники: «День знаний», «Новогоднее представление», концерт «Для самых лучших мам», концерт «Годы, опалённые войной».

- Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. В школе ежегодно проходят различные торжественные ритуалы посвящения: традиционный праздник «Посвящение в первоклассники», выпускные вечера в каждом классе по итогам года, выпускные вечера для 5, 9 и 11 классов, посвящение в ряды «Российского движения школьников».

- Капустники. Ежегодный новогодний театрализованный бал – маскарад с показом театрализованного представления.

- Церемонии награждения «Успех года» (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

- Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

- Участие школьных классов в реализации общих общешкольных ключевых дел;

- Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

- Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);



- Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

- При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Внешкольные мероприятия

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

  • внешкольные тематические мероприятия воспитательной

направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;

  • организуемые в классах классными руководителями, в том числе

совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.) с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

  • литературные, исторические, экологические и другие походы,

экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);

  • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных

творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;

  • внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с

социальными партнерами школы.

Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в школе должна основываться на системе ценностей программы воспитания, быть частью уклада и способом организации воспитательной среды, отвечать требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности, обеспечивать обучающимся возможность общения, игры, деятельности и познания.


Предметно-пространственная среда должна быть выстроена в единстве; заложенные в программе воспитания ценности – раскрыты, визуализированы.

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:

  • оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы

государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);

  • изображения символики российского государства в разные периоды

тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической информацией гражданско- патриотической направленности;

  • карты России, регионов, муниципальных образований (современные и

исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;

  • художественные изображения (символические, живописные,

фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

  • портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом,

деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

  • звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио

сообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно- нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;

  • «места гражданского почитания» в помещениях школы или на

прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц,событий истории России; школьные мемориалы воинской славы, памятники, памятные доски;

  • «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных

помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско- патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;


  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ

обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе;

  • благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и

игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно- рекреационных зон, свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;

  • создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей

свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

  • благоустройство школьных аудиторий классными руководителями

вместе с обучающимся в своих классах;

  • событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных

  • событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих

вечеров;

  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация

символики школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

  • акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания

ценностях, правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).

Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:

  • создание и деятельность в школе, в классах представительных органов

родительского сообщества (родительского комитета школы, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы;

  • тематические родительские собрания в классах, общешкольные

собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения детей;

  • родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и

внеурочные занятия;

  • работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и

обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;