Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

II. Работа по учебнику.

– Какой представляли себе люди Землю в давние времена? Как вы думаете, что было неверным в их представлениях?

Представления древних сейчас кажутся наивными, но в них заключена глубокая мудрость: ведь на самом деле огромное множество объектов природы находится в космическом пространстве и в небе, которое мы видим у себя над головой. Древние мудрецы не случайно разделили объекты природы на близкие, доступные человеку («Земля») и на отдаленные («Небо»), а мы сейчас говорим: «атмосфера» и «космос».

– Прочитайте текст в учебнике. Как люди доказали, что Земля шарообразная?

– Кто впервые увидел земной шар из космического пространства? (Юрий Гагарин.)

– Рассмотрите снимок Земли из космоса. Что можно по нему узнать о нашей планете?

4 ноября 1957 года наша страна открыла новую эпоху – космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли.

Ещё более важное событие произошло 12 апреля 1961 года: наш лётчик Юрий Алексеевич Гагарин стал космонавтом № 1. Человек впервые смог охватить одним взглядом сразу всю Землю. С тех пор мы можем изучать свою планету, работая и на Земле, и в космосе.

Учащиеся читают стихотворения о космосе.

Урок 22
Тема: Модель Земли

Цели: познакомить с причиной смены времен года, дня и ночи; учить работать с глобусом; воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: глобусы; настольная лампа.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Мама, мы на глобусе кругленьком живём?

Мама, как автобусы держатся на нём?

Покажи на глобусе наш любимый бор!

Мам, ну как в автобусе держится шофёр?

Мам, а где же Африка? Мне туда нельзя…

Да и как же будут здесь без меня друзья?

В. Бренд

II. Работа по учебнику.

– Какие признаки вы выделяли, изображая дерево, гриб?

– На что вы обращали внимание, когда моделировали разные облака?
(На цвет, форму.) Какой бы вы сделали модель Земли?

Задание 1.

– Рассмотрите рисунки в учебнике. Что на них изображено? (Утро, день, вечер, ночь.) Наблюдали ли вы эти явления?

– Знаете ли вы, почему на Земле происходит смена дня и ночи?

Задание 2.

– Прочитайте рассуждения учеников о причине смены дня и ночи. С кем из ребят вы согласитесь? (Шарообразная Земля вращается вокруг себя, подставляя Солнцу то одно своё полушарие, то другое.)

– Рассмотрите, как устроен глобус. Какое представление о нашей планете даёт глобус? (Земля имеет шарообразную форму.)

– Осветите глобус фонариком. Весь ли он освещён? Где на Земле день, где ночь? Вращайте глобус слева направо. Подумайте, где наступает утро, где вечер.

– Что ещё вы можете рассказать о Солнце и Земле? (Земля вращается вокруг Солнца.) За какое время Земля совершает оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.) Как называется этот период времени? (Сутки.)

– В течение какого времени Земля совершает оборот вокруг Солнца? (В течение года.) Почему происходит смена времён года?

– Подберите карточки, на которых изображены времена года. Расположите их в соответствующих местах на рисунках.

– Если мы будем идти по Земле все время в одну сторону, то куда придём? Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? (Не было бы смены дня и ночи.)

– Если бы Солнце вдруг погасло, через какое время об этом узнали бы люди на Земле? (Через 8 минут.)

III. Фронтальная работа.

Учащиеся решают кроссворд.

1. Линия, которая проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор.)

2. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

3. Линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. (Меридиан.)

4. В переводе с латинского слова «глобус» означает… (шар).

5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус.)

6. Меридиан, проведённый на глобусе более толстой или красной линией, называется… (нулевым).

7. Линия, параллельная экватору, называется… (параллелью).




























8





































1

э

к

в

а

т

о

р






















2

с

о

л

н

ц

е






















3

м

е

р

и

д

и

а

н






















4

ш

а

р




























5

г

л

о

б

у

с




























6

н

у

л

е

в

о

й




7

п

а

р

а

л

л

е

л

ь

















– Прочитайте ключевое слово. (Корабль.)

Урок 23

Тема: Ночная красавица

Цели: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли; продолжать развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение и фантазию.

Оборудование: фотографии Луны; загадки; стихотворения о Луне; сказки о Луне; карточки к игре «Трио».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

 То полна, а то стройна, по ночам не спит она. (Луна.)

 Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц.)

II. Работа по учебнику.

– Наблюдали ли вы за Луной? Как меняется её вид в течение месяца?

– Рассматривали ли вы поверхность Луны?

– Что привлекло ваше внимание?

– Прочитайте текст. Является ли Луна, подобно Солнцу, источником света и тепла? (Нет. Луна – холодное небесное тело.)

– Как велика Луна? (По окружности она почти в четыре раза меньше Земли.)

– Почему Луну называют спутником Земли?

– За какое время Луна совершает оборот вокруг Земли? (За один месяц.) Как далеко расположена Луна от Земли? За какое время Луна совершает оборот вокруг своей оси? (За один месяц.)

Задание 1.

– Рассмотрите, как один школьник изобразил свои наблюдения за Луной в течение месяца. Подумайте, какой ещё рисунок надо нарисовать.

– На какой схеме правильно изображено движение Земли и Луны? (На первой схеме: Земля вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли.)

– Продемонстрируйте, как движется Земля вокруг Солнца.

– Продемонстрируйте, как движется Луна вокруг Земли.

– Покажите, как Земля и Луна вращаются вокруг своих осей.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 18 (решение задачи).

Ответы: а) 88 лет; б) 9 лет.

Задание 19.

– Проведите со взрослыми наблюдения в тёмной комнате, как показано на рисунке. Какое небесное тело заменяла свеча? (Солнце.) Какое небесное тело заменяло яблоко? (Землю.)

– Нарисуйте, каким вам видно яблоко в четырёх положениях относительно свечи.

Задание 20.

– Наблюдайте Луну еженедельно в течение месяца и зарисуйте её вид.

IV. Фронтальная работа.

Учащиеся читают cтихотворения о Луне.

Луна

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.


Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Р. Алдонина

Лунное

Две стороны, как у медали,

У нашей спутницы Луны.

Но лишь недавно увидали

Луну с обратной стороны.

Из века в век на небосклоне

Блестит знакомый лунный лик.

Как плохо, как односторонне

Мы знаем спутников своих!

В. Берестов

– Частицей ночного неба является луна. С давних времен привлекала она взгляд человека. Люди пытались, но не всегда могли объяснить многие явления, связанные с луной, поэтому они обожествляли ее. Нам предстоит узнать, почему ее еще называют месяцем.

Солнце мы всегда видим круглым, а луну – только иногда. Она не одинакова: то узенький серпик видим среди звезд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной луной.

Бывают дни, когда луну и вовсе не увидишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму, просто мы видим только ту ее часть, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна «ходит» вокруг Земли.

– Что еще можно увидеть па ночном небе? Звезды, «падающие звездочки» – метеориты, «летающие звездочки» – искусственные спутники Земли, кометы и некоторые другие планеты, например Венеру (утром и вечером в той стороне, где восходит и заходит Солнце).

– А что говорят о Луне сказки? Послушайте отрывок из сказки, в которой именно Месяц рассказал королевичу Елисею, где найти прекрасную царевну:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя...

– Что это за сказка? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

– Кто ее написал? (А. С. Пушкин.)

– Вспомните другие сказки, в которых действуют Месяц или Луна. («Конек-Горбунок» П. П. Ершова.)

Луна – это спутник нашей планеты. Луна вращается вокруг Земли. У большинства планет есть свои спутники, у некоторых планет их даже много. А вот у Земли он всего один. Зато какой! Чего только не происходит на Земле благодаря Луне: и приливы с отливами из-за нее существуют, и светло ночью, и лунный календарь был придуман, и... Да всего сразу и не перечислишь!

Издалека Луна очень маленькая, но по сравнению со звездами она кажется просто гигантом. Какая же она на самом деле? Давайте сравним.