ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут | Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно… Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету! Я. Аким |
II. Работа по учебнику.
– Какой представляли себе люди Землю в давние времена? Как вы думаете, что было неверным в их представлениях?
Представления древних сейчас кажутся наивными, но в них заключена глубокая мудрость: ведь на самом деле огромное множество объектов природы находится в космическом пространстве и в небе, которое мы видим у себя над головой. Древние мудрецы не случайно разделили объекты природы на близкие, доступные человеку («Земля») и на отдаленные («Небо»), а мы сейчас говорим: «атмосфера» и «космос».
– Прочитайте текст в учебнике. Как люди доказали, что Земля шарообразная?
– Кто впервые увидел земной шар из космического пространства? (Юрий Гагарин.)
– Рассмотрите снимок Земли из космоса. Что можно по нему узнать о нашей планете?
4 ноября 1957 года наша страна открыла новую эпоху – космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли.
Ещё более важное событие произошло 12 апреля 1961 года: наш лётчик Юрий Алексеевич Гагарин стал космонавтом № 1. Человек впервые смог охватить одним взглядом сразу всю Землю. С тех пор мы можем изучать свою планету, работая и на Земле, и в космосе.
Учащиеся читают стихотворения о космосе.
Урок 22
Тема: Модель Земли
Цели: познакомить с причиной смены времен года, дня и ночи; учить работать с глобусом; воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: глобусы; настольная лампа.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Мама, мы на глобусе кругленьком живём?
Мама, как автобусы держатся на нём?
Покажи на глобусе наш любимый бор!
Мам, ну как в автобусе держится шофёр?
Мам, а где же Африка? Мне туда нельзя…
Да и как же будут здесь без меня друзья?
В. Бренд
II. Работа по учебнику.
– Какие признаки вы выделяли, изображая дерево, гриб?
– На что вы обращали внимание, когда моделировали разные облака?
(На цвет, форму.) Какой бы вы сделали модель Земли?
Задание 1.
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Что на них изображено? (Утро, день, вечер, ночь.) Наблюдали ли вы эти явления?
– Знаете ли вы, почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Задание 2.
– Прочитайте рассуждения учеников о причине смены дня и ночи. С кем из ребят вы согласитесь? (Шарообразная Земля вращается вокруг себя, подставляя Солнцу то одно своё полушарие, то другое.)
– Рассмотрите, как устроен глобус. Какое представление о нашей планете даёт глобус? (Земля имеет шарообразную форму.)
– Осветите глобус фонариком. Весь ли он освещён? Где на Земле день, где ночь? Вращайте глобус слева направо. Подумайте, где наступает утро, где вечер.
– Что ещё вы можете рассказать о Солнце и Земле? (Земля вращается вокруг Солнца.) За какое время Земля совершает оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.) Как называется этот период времени? (Сутки.)
– В течение какого времени Земля совершает оборот вокруг Солнца? (В течение года.) Почему происходит смена времён года?
– Подберите карточки, на которых изображены времена года. Расположите их в соответствующих местах на рисунках.
– Если мы будем идти по Земле все время в одну сторону, то куда придём? Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? (Не было бы смены дня и ночи.)
– Если бы Солнце вдруг погасло, через какое время об этом узнали бы люди на Земле? (Через 8 минут.)
III. Фронтальная работа.
Учащиеся решают кроссворд.
1. Линия, которая проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор.)
2. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
3. Линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. (Меридиан.)
4. В переводе с латинского слова «глобус» означает… (шар).
5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус.)
6. Меридиан, проведённый на глобусе более толстой или красной линией, называется… (нулевым).
7. Линия, параллельная экватору, называется… (параллелью).
| | | | | | | | | 8 | | | | | |
| | | | | | | 1 | э | к | в | а | т | о | р |
| | | | | | | 2 | с | о | л | н | ц | е | |
| | | | | | 3 | м | е | р | и | д | и | а | н |
| | | | | | | 4 | ш | а | р | | | | |
| | | | | 5 | г | л | о | б | у | с | | | |
| | | | | | 6 | н | у | л | е | в | о | й | |
7 | п | а | р | а | л | л | е | л | ь | | | | | |
– Прочитайте ключевое слово. (Корабль.)
Урок 23
Тема: Ночная красавица
Цели: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли; продолжать развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение и фантазию.
Оборудование: фотографии Луны; загадки; стихотворения о Луне; сказки о Луне; карточки к игре «Трио».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
То полна, а то стройна, по ночам не спит она. (Луна.)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц.)
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы за Луной? Как меняется её вид в течение месяца?
– Рассматривали ли вы поверхность Луны?
– Что привлекло ваше внимание?
– Прочитайте текст. Является ли Луна, подобно Солнцу, источником света и тепла? (Нет. Луна – холодное небесное тело.)
– Как велика Луна? (По окружности она почти в четыре раза меньше Земли.)
– Почему Луну называют спутником Земли?
– За какое время Луна совершает оборот вокруг Земли? (За один месяц.) Как далеко расположена Луна от Земли? За какое время Луна совершает оборот вокруг своей оси? (За один месяц.)
Задание 1.
– Рассмотрите, как один школьник изобразил свои наблюдения за Луной в течение месяца. Подумайте, какой ещё рисунок надо нарисовать.
– На какой схеме правильно изображено движение Земли и Луны? (На первой схеме: Земля вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли.)
– Продемонстрируйте, как движется Земля вокруг Солнца.
– Продемонстрируйте, как движется Луна вокруг Земли.
– Покажите, как Земля и Луна вращаются вокруг своих осей.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 18 (решение задачи).
Ответы: а) 88 лет; б) 9 лет.
Задание 19.
– Проведите со взрослыми наблюдения в тёмной комнате, как показано на рисунке. Какое небесное тело заменяла свеча? (Солнце.) Какое небесное тело заменяло яблоко? (Землю.)
– Нарисуйте, каким вам видно яблоко в четырёх положениях относительно свечи.
Задание 20.
– Наблюдайте Луну еженедельно в течение месяца и зарисуйте её вид.
IV. Фронтальная работа.
Учащиеся читают cтихотворения о Луне.
Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Р. Алдонина
Лунное
Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!
В. Берестов
– Частицей ночного неба является луна. С давних времен привлекала она взгляд человека. Люди пытались, но не всегда могли объяснить многие явления, связанные с луной, поэтому они обожествляли ее. Нам предстоит узнать, почему ее еще называют месяцем.
Солнце мы всегда видим круглым, а луну – только иногда. Она не одинакова: то узенький серпик видим среди звезд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной луной.
Бывают дни, когда луну и вовсе не увидишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму, просто мы видим только ту ее часть, которую в это время освещает Солнце. Ведь Луна «ходит» вокруг Земли.
– Что еще можно увидеть па ночном небе? Звезды, «падающие звездочки» – метеориты, «летающие звездочки» – искусственные спутники Земли, кометы и некоторые другие планеты, например Венеру (утром и вечером в той стороне, где восходит и заходит Солнце).
– А что говорят о Луне сказки? Послушайте отрывок из сказки, в которой именно Месяц рассказал королевичу Елисею, где найти прекрасную царевну:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя...
– Что это за сказка? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
– Кто ее написал? (А. С. Пушкин.)
– Вспомните другие сказки, в которых действуют Месяц или Луна. («Конек-Горбунок» П. П. Ершова.)
Луна – это спутник нашей планеты. Луна вращается вокруг Земли. У большинства планет есть свои спутники, у некоторых планет их даже много. А вот у Земли он всего один. Зато какой! Чего только не происходит на Земле благодаря Луне: и приливы с отливами из-за нее существуют, и светло ночью, и лунный календарь был придуман, и... Да всего сразу и не перечислишь!
Издалека Луна очень маленькая, но по сравнению со звездами она кажется просто гигантом. Какая же она на самом деле? Давайте сравним.