Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молния
Пасмурно Дождь
– Нарисуйте небо, которое вы наблюдаете сегодня.

IV. Фронтальная работа.

– Как выглядят облака и чем они отличаются друг от друга?

На доске:



– Давайте охарактеризуем облака.

Кучевые

Слоистые

Перистые

Бывают интересной формы, напоминают животных и человека, сооружения

Покрывают все небо, через них даже солнца не видно

Находятся выше всех других облаков. Похожи на перья

Предвестники хорошей погоды

Обычно приносят дожди

Осадков не приносят

Облака – веселые картинки,

Строят рожицы и машут с высоты,

Капают на голову дождинкой,

Чтоб в ответ им улыбнулся ты.

– Метеорологи занимаются исследованием облаков. Почему зимой при сплошной облачности теплее, а летом прохладнее?

В вышине облака величаво

Бороздят океаны небес.

Солнце в ярких кудряшках играет,

Вслед верхушками машет им лес.

Вы плывите за дальние дали,

Посмотреть, как Земля хороша,

Как рассветы, закаты сияют

И блестит ранним утром роса.

– Какую роль играют облака в настроении человека?

– В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые. А бывают ли кислотные облака?

– Из-за чего это бывает? Какой вред они наносят природе?

– На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудованием, зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! Послушайте:

«Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленая. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое. Подняла ресницы и увидела облако, состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. «Мама, мама!» – закричала Лия, но озеро ее уже не слышало».


– Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?

– Отгадайте загадки:

Хмурится на небе тучка,

Слезы капают из глаз.

Отгадайте, что за штучка

Это облако у нас.

(Кучево-дождевые облака.)

В жаркий день на небе чистом

Потеряли перья птицы…

Ну а может, и не птицы.

Что же это? Объясните.

(Перистые облака.)

V. Итог урока.

– Объясните пословицу: «Май холодный – год плодородный».

– Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.

– Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить? Какие бывают облака?

Урок 17
Тема: Небесные странники

Цели: составить правила безопасного поведения в грозу; рассмотреть виды дождя; развивать умение обобщать и конкретизировать; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: фотографии с изображением природных явлений.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадки:

Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес – прохудился и исчез.

(Дождевая туча.)

Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся.

(Дождь.)

II. Работа по учебнику.

– Наблюдали ли вы, как ведут себя разные животные во время дождя и после него? Замечали ли, что происходит с цветками некоторых растений перед дождём? Видели, как иногда чернеют листья после дождя, как после сильного ливня или затяжного дождя появляются на поверхности земли дождевые черви?

– Рассмотрите, что изобразили ученики. Подумайте, о чём они хотели рассказать. Когда люди особенно ждут дождь? (В сухую, жаркую погоду.) Какой дождь называют добрым, какой – злым? (Злой дождь – это дождь с градом и кислотный дождь.) Что бы вы посоветовали директорам заводов, чтобы не шёл ядовитый дождь?

Задание 5.

– Рассмотрите картинку. Что облака принесли на землю? (Град.) Радуются ли люди граду? Что может случиться во время выпадения града?

Задание 6.

– Прочитайте стихотворение Керима Отарова. О чём оно?
(О проливном дожде.)

– Что вы любите делать, когда идёт летний тёплый дождь?

– А когда моросит холодный осенний дождик?

– Почему дождевые черви после дождя выбираются на поверхность земли?



– Приходилось ли вам попадать в грозу?

– Что страшнее – гром или молния?

– Определяли ли вы, далеко или близко до грозовой тучи?

– Наблюдали ли вы, как ведут себя домашние животные перед грозой? Летают ли насекомые? Поют ли птицы перед грозой?

Задание 7.

– Что изображено на фотографиях? (Молния и молниеотвод.) Чем опасна молния? Зачем строят молниеотводы?

– Изобразите (или опишите) природное явление, которое вы наблюдали.

– Прочитайте правила безопасного поведения в грозу.

– Рассмотрите репродукцию картины М. Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией». Опишите, как художник показал силу природного явления.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 7.

– Наклейте карточки, на которых изображены правила поведения во время грозы.

Задание 8. Решите кроссворд. (Молния, небо, облако.)

IV. Фронтальная работа.

– Отгадайте загадку:

Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног он и без рук.

(Туман.)

– Чем похожи и чем отличаются облако и туман? (И туман, и облако состоят из маленьких капелек воды; отличаются они тем, что облако образуется высоко в небе, а туман – у поверхности земли). Объясните с помощью рисунков, как образуются облака и туман. (Туман и облака образуются, когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом и превращается в капельки воды. Например, мы видим облачко тумана, выходящего из носика чайника, когда он закипает, или пар изо рта, когда дышим на морозе.) В природе главный создатель облаков – Солнце, которое нагревает и испаряет воду.

Учитель читает стихотворение Х. Зия про дождевую воду.

Дождь идет, дождь идет,

Поле пьет, море пьет,

Вот водичка пресная –

Самая чудесная.

– Всегда ли дождевая вода самая «чудесная» и чистая?

– Почему иногда после летнего дождя листья клубники, помидоров желтеют, краснеют, чернеют, а сами растения гибнут?

– Отгадайте загадку:

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит, да не слышит,

Другого всякий слышит, да не видит.

(Гром и молния.)

– Что такое молния? Молния – это мощный электрический разряд, возникающий или между двумя грозовыми тучами, или между тучей и землёй. Молния опасна, и для защиты от неё сооружают молниеотводы. Опасна сама молния, а гром – это всего лишь звук электрического разряда.

V. Итог урока.


– Назовите явления природы.

Урок 18

Тема: Свет наш, солнышко!

Цели: сформировать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, рассказать о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к изучению астрономии.

Оборудование: стихотворения о солнце; репродукция картины Н. М. Ромадина «Последний луч»; карточки-задания.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

II. Работа по учебнику.

Ученики читают стихотворения о солнце.

– Рассмотрите репродукцию картины Н. М. Ромадина «Последний луч». Объясните название картины.

– Древним эпосом веет от образа природы. Сосны, окрашенные в багряный тон последним лучом солнца, пламя костра – все это создаёт ощущение неподвижности, чего-то таинственного.

«Последний луч» – как вечерняя молитва перед лицом земли – завершает эпическую повесть о русской природе.

Задание 1.

– Прочитайте стихотворение Якова Акима в учебнике.

– Объясните, почему всё живое радуется солнцу.

– Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светиться угли костра?

– Наблюдали ли вы, как горит свеча?

– Что светится в электрической лампочке?

– Что вы ощущаете, когда облака закрывают солнце?

Задание 2.

– Прочитайте текст в учебнике. Объясните, какие тела являются источниками света? (Пламя костра, свечи, факела излучают свет. Ярко светит раскалённая металлическая нить электрической лампочки.)

– Что такое Солнце? (Солнце – раскаленный газовый шар. Это звезда.) Как велико Солнце? Почему мы видим Солнце небольшим светящимся кругом? Как далеко от нас Солнце?

– Каким бывает солнце утром, днём, вечером?

– Как меняется цвет неба при восходе и закате солнца? Свои наблюдения изобразите.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 9 (дети рисуют отгадку).(Солнце.)

Задание 10.

– Где на рисунках нужно изобразить солнце? (На первом рисунке слева, на втором – справа.)

Задание 11.

– Раскрасьте те предметы, форма которых сходна с солнцем. (Подсолнух, апельсин, мяч.)

IV. Фронтальная работа.