ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молния
Пасмурно Дождь
– Нарисуйте небо, которое вы наблюдаете сегодня.
IV. Фронтальная работа.
– Как выглядят облака и чем они отличаются друг от друга?
На доске:
– Давайте охарактеризуем облака.
Облака – веселые картинки,
Строят рожицы и машут с высоты,
Капают на голову дождинкой,
Чтоб в ответ им улыбнулся ты.
– Метеорологи занимаются исследованием облаков. Почему зимой при сплошной облачности теплее, а летом прохладнее?
В вышине облака величаво
Бороздят океаны небес.
Солнце в ярких кудряшках играет,
Вслед верхушками машет им лес.
Вы плывите за дальние дали,
Посмотреть, как Земля хороша,
Как рассветы, закаты сияют
И блестит ранним утром роса.
– Какую роль играют облака в настроении человека?
– В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые. А бывают ли кислотные облака?
– Из-за чего это бывает? Какой вред они наносят природе?
– На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудованием, зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! Послушайте:
«Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленая. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое. Подняла ресницы и увидела облако, состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. «Мама, мама!» – закричала Лия, но озеро ее уже не слышало».
– Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?
– Отгадайте загадки:
Хмурится на небе тучка,
Слезы капают из глаз.
Отгадайте, что за штучка
Это облако у нас.
(Кучево-дождевые облака.)
В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы…
Ну а может, и не птицы.
Что же это? Объясните.
(Перистые облака.)
V. Итог урока.
– Объясните пословицу: «Май холодный – год плодородный».
– Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.
– Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить? Какие бывают облака?
Урок 17
Тема: Небесные странники
Цели: составить правила безопасного поведения в грозу; рассмотреть виды дождя; развивать умение обобщать и конкретизировать; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: фотографии с изображением природных явлений.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес – прохудился и исчез.
(Дождевая туча.)
Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся.
(Дождь.)
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы, как ведут себя разные животные во время дождя и после него? Замечали ли, что происходит с цветками некоторых растений перед дождём? Видели, как иногда чернеют листья после дождя, как после сильного ливня или затяжного дождя появляются на поверхности земли дождевые черви?
– Рассмотрите, что изобразили ученики. Подумайте, о чём они хотели рассказать. Когда люди особенно ждут дождь? (В сухую, жаркую погоду.) Какой дождь называют добрым, какой – злым? (Злой дождь – это дождь с градом и кислотный дождь.) Что бы вы посоветовали директорам заводов, чтобы не шёл ядовитый дождь?
Задание 5.
– Рассмотрите картинку. Что облака принесли на землю? (Град.) Радуются ли люди граду? Что может случиться во время выпадения града?
Задание 6.
– Прочитайте стихотворение Керима Отарова. О чём оно?
(О проливном дожде.)
– Что вы любите делать, когда идёт летний тёплый дождь?
– А когда моросит холодный осенний дождик?
– Почему дождевые черви после дождя выбираются на поверхность земли?
– Приходилось ли вам попадать в грозу?
– Что страшнее – гром или молния?
– Определяли ли вы, далеко или близко до грозовой тучи?
– Наблюдали ли вы, как ведут себя домашние животные перед грозой? Летают ли насекомые? Поют ли птицы перед грозой?
Задание 7.
– Что изображено на фотографиях? (Молния и молниеотвод.) Чем опасна молния? Зачем строят молниеотводы?
– Изобразите (или опишите) природное явление, которое вы наблюдали.
– Прочитайте правила безопасного поведения в грозу.
– Рассмотрите репродукцию картины М. Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией». Опишите, как художник показал силу природного явления.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 7.
– Наклейте карточки, на которых изображены правила поведения во время грозы.
Задание 8. Решите кроссворд. (Молния, небо, облако.)
IV. Фронтальная работа.
– Отгадайте загадку:
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук.
(Туман.)
– Чем похожи и чем отличаются облако и туман? (И туман, и облако состоят из маленьких капелек воды; отличаются они тем, что облако образуется высоко в небе, а туман – у поверхности земли). Объясните с помощью рисунков, как образуются облака и туман. (Туман и облака образуются, когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом и превращается в капельки воды. Например, мы видим облачко тумана, выходящего из носика чайника, когда он закипает, или пар изо рта, когда дышим на морозе.) В природе главный создатель облаков – Солнце, которое нагревает и испаряет воду.
Учитель читает стихотворение Х. Зия про дождевую воду.
Дождь идет, дождь идет,
Поле пьет, море пьет,
Вот водичка пресная –
Самая чудесная.
– Всегда ли дождевая вода самая «чудесная» и чистая?
– Почему иногда после летнего дождя листья клубники, помидоров желтеют, краснеют, чернеют, а сами растения гибнут?
– Отгадайте загадку:
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит, да не слышит,
Другого всякий слышит, да не видит.
(Гром и молния.)
– Что такое молния? Молния – это мощный электрический разряд, возникающий или между двумя грозовыми тучами, или между тучей и землёй. Молния опасна, и для защиты от неё сооружают молниеотводы. Опасна сама молния, а гром – это всего лишь звук электрического разряда.
V. Итог урока.
– Назовите явления природы.
Урок 18
Тема: Свет наш, солнышко!
Цели: сформировать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, рассказать о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к изучению астрономии.
Оборудование: стихотворения о солнце; репродукция картины Н. М. Ромадина «Последний луч»; карточки-задания.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).
II. Работа по учебнику.
Ученики читают стихотворения о солнце.
– Рассмотрите репродукцию картины Н. М. Ромадина «Последний луч». Объясните название картины.
– Древним эпосом веет от образа природы. Сосны, окрашенные в багряный тон последним лучом солнца, пламя костра – все это создаёт ощущение неподвижности, чего-то таинственного.
«Последний луч» – как вечерняя молитва перед лицом земли – завершает эпическую повесть о русской природе.
Задание 1.
– Прочитайте стихотворение Якова Акима в учебнике.
– Объясните, почему всё живое радуется солнцу.
– Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светиться угли костра?
– Наблюдали ли вы, как горит свеча?
– Что светится в электрической лампочке?
– Что вы ощущаете, когда облака закрывают солнце?
Задание 2.
– Прочитайте текст в учебнике. Объясните, какие тела являются источниками света? (Пламя костра, свечи, факела излучают свет. Ярко светит раскалённая металлическая нить электрической лампочки.)
– Что такое Солнце? (Солнце – раскаленный газовый шар. Это звезда.) Как велико Солнце? Почему мы видим Солнце небольшим светящимся кругом? Как далеко от нас Солнце?
– Каким бывает солнце утром, днём, вечером?
– Как меняется цвет неба при восходе и закате солнца? Свои наблюдения изобразите.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 9 (дети рисуют отгадку).(Солнце.)
Задание 10.
– Где на рисунках нужно изобразить солнце? (На первом рисунке слева, на втором – справа.)
Задание 11.
– Раскрасьте те предметы, форма которых сходна с солнцем. (Подсолнух, апельсин, мяч.)
IV. Фронтальная работа.
Пасмурно Дождь
– Нарисуйте небо, которое вы наблюдаете сегодня.
IV. Фронтальная работа.
– Как выглядят облака и чем они отличаются друг от друга?
На доске:
– Давайте охарактеризуем облака.
Кучевые | Слоистые | Перистые |
Бывают интересной формы, напоминают животных и человека, сооружения | Покрывают все небо, через них даже солнца не видно | Находятся выше всех других облаков. Похожи на перья |
Предвестники хорошей погоды | Обычно приносят дожди | Осадков не приносят |
Облака – веселые картинки,
Строят рожицы и машут с высоты,
Капают на голову дождинкой,
Чтоб в ответ им улыбнулся ты.
– Метеорологи занимаются исследованием облаков. Почему зимой при сплошной облачности теплее, а летом прохладнее?
В вышине облака величаво
Бороздят океаны небес.
Солнце в ярких кудряшках играет,
Вслед верхушками машет им лес.
Вы плывите за дальние дали,
Посмотреть, как Земля хороша,
Как рассветы, закаты сияют
И блестит ранним утром роса.
– Какую роль играют облака в настроении человека?
– В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые. А бывают ли кислотные облака?
– Из-за чего это бывает? Какой вред они наносят природе?
– На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудованием, зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! Послушайте:
«Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленая. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое. Подняла ресницы и увидела облако, состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. «Мама, мама!» – закричала Лия, но озеро ее уже не слышало».
– Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?
– Отгадайте загадки:
Хмурится на небе тучка,
Слезы капают из глаз.
Отгадайте, что за штучка
Это облако у нас.
(Кучево-дождевые облака.)
В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы…
Ну а может, и не птицы.
Что же это? Объясните.
(Перистые облака.)
V. Итог урока.
– Объясните пословицу: «Май холодный – год плодородный».
– Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.
– Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить? Какие бывают облака?
Урок 17
Тема: Небесные странники
Цели: составить правила безопасного поведения в грозу; рассмотреть виды дождя; развивать умение обобщать и конкретизировать; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: фотографии с изображением природных явлений.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес – прохудился и исчез.
(Дождевая туча.)
Меня ждут – не дождутся, а как завидят – разбегутся.
(Дождь.)
II. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы, как ведут себя разные животные во время дождя и после него? Замечали ли, что происходит с цветками некоторых растений перед дождём? Видели, как иногда чернеют листья после дождя, как после сильного ливня или затяжного дождя появляются на поверхности земли дождевые черви?
– Рассмотрите, что изобразили ученики. Подумайте, о чём они хотели рассказать. Когда люди особенно ждут дождь? (В сухую, жаркую погоду.) Какой дождь называют добрым, какой – злым? (Злой дождь – это дождь с градом и кислотный дождь.) Что бы вы посоветовали директорам заводов, чтобы не шёл ядовитый дождь?
Задание 5.
– Рассмотрите картинку. Что облака принесли на землю? (Град.) Радуются ли люди граду? Что может случиться во время выпадения града?
Задание 6.
– Прочитайте стихотворение Керима Отарова. О чём оно?
(О проливном дожде.)
– Что вы любите делать, когда идёт летний тёплый дождь?
– А когда моросит холодный осенний дождик?
– Почему дождевые черви после дождя выбираются на поверхность земли?
– Приходилось ли вам попадать в грозу?
– Что страшнее – гром или молния?
– Определяли ли вы, далеко или близко до грозовой тучи?
– Наблюдали ли вы, как ведут себя домашние животные перед грозой? Летают ли насекомые? Поют ли птицы перед грозой?
Задание 7.
– Что изображено на фотографиях? (Молния и молниеотвод.) Чем опасна молния? Зачем строят молниеотводы?
– Изобразите (или опишите) природное явление, которое вы наблюдали.
– Прочитайте правила безопасного поведения в грозу.
– Рассмотрите репродукцию картины М. Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией». Опишите, как художник показал силу природного явления.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 7.
– Наклейте карточки, на которых изображены правила поведения во время грозы.
Задание 8. Решите кроссворд. (Молния, небо, облако.)
IV. Фронтальная работа.
– Отгадайте загадку:
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук.
(Туман.)
– Чем похожи и чем отличаются облако и туман? (И туман, и облако состоят из маленьких капелек воды; отличаются они тем, что облако образуется высоко в небе, а туман – у поверхности земли). Объясните с помощью рисунков, как образуются облака и туман. (Туман и облака образуются, когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом и превращается в капельки воды. Например, мы видим облачко тумана, выходящего из носика чайника, когда он закипает, или пар изо рта, когда дышим на морозе.) В природе главный создатель облаков – Солнце, которое нагревает и испаряет воду.
Учитель читает стихотворение Х. Зия про дождевую воду.
Дождь идет, дождь идет,
Поле пьет, море пьет,
Вот водичка пресная –
Самая чудесная.
– Всегда ли дождевая вода самая «чудесная» и чистая?
– Почему иногда после летнего дождя листья клубники, помидоров желтеют, краснеют, чернеют, а сами растения гибнут?
– Отгадайте загадку:
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит, да не слышит,
Другого всякий слышит, да не видит.
(Гром и молния.)
– Что такое молния? Молния – это мощный электрический разряд, возникающий или между двумя грозовыми тучами, или между тучей и землёй. Молния опасна, и для защиты от неё сооружают молниеотводы. Опасна сама молния, а гром – это всего лишь звук электрического разряда.
V. Итог урока.
– Назовите явления природы.
Урок 18
Тема: Свет наш, солнышко!
Цели: сформировать представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, рассказать о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к изучению астрономии.
Оборудование: стихотворения о солнце; репродукция картины Н. М. Ромадина «Последний луч»; карточки-задания.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).
II. Работа по учебнику.
Ученики читают стихотворения о солнце.
– Рассмотрите репродукцию картины Н. М. Ромадина «Последний луч». Объясните название картины.
– Древним эпосом веет от образа природы. Сосны, окрашенные в багряный тон последним лучом солнца, пламя костра – все это создаёт ощущение неподвижности, чего-то таинственного.
«Последний луч» – как вечерняя молитва перед лицом земли – завершает эпическую повесть о русской природе.
Задание 1.
– Прочитайте стихотворение Якова Акима в учебнике.
– Объясните, почему всё живое радуется солнцу.
– Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светиться угли костра?
– Наблюдали ли вы, как горит свеча?
– Что светится в электрической лампочке?
– Что вы ощущаете, когда облака закрывают солнце?
Задание 2.
– Прочитайте текст в учебнике. Объясните, какие тела являются источниками света? (Пламя костра, свечи, факела излучают свет. Ярко светит раскалённая металлическая нить электрической лампочки.)
– Что такое Солнце? (Солнце – раскаленный газовый шар. Это звезда.) Как велико Солнце? Почему мы видим Солнце небольшим светящимся кругом? Как далеко от нас Солнце?
– Каким бывает солнце утром, днём, вечером?
– Как меняется цвет неба при восходе и закате солнца? Свои наблюдения изобразите.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 9 (дети рисуют отгадку).(Солнце.)
Задание 10.
– Где на рисунках нужно изобразить солнце? (На первом рисунке слева, на втором – справа.)
Задание 11.
– Раскрасьте те предметы, форма которых сходна с солнцем. (Подсолнух, апельсин, мяч.)
IV. Фронтальная работа.