Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать о чем-то. Произносишь слово «дружба» – и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

Русские пословицы призывают:

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 Друга ищи, а найдешь – береги.

 Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

II. Работа по учебнику.

– С кем вы чаще всего общаетесь? Кого вы называете своим другом? Что вы делаете вместе? Что вам нравится в ваших друзьях? Знаете ли вы увлечения своих друзей? Как называют учеников, которые учатся с вами в одном классе? Дружный ли у вас класс? Есть ли у вас друзья среди одноклассников? Где вы бываете вместе?

Задание 1.

– Любите ли вы ходить на дни рождения к своим друзьям?

– О чём вы думаете, когда выбираете подарок другу?

– Когда день прошёл удачно?

– Рассмотрите рисунки. Что ребята подарили друзьям?

– Как вы думаете, почему они выбрали такие подарки?

– Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».

Задание 2.

– Какие подарки, сделанные своими руками, вы дарили близким, родным, друзьям?

– Всегда ли нужен повод, чтобы сделать подарок другу?

– Найдите продолжение пословиц и объясните их смысл:

 Доброе братство милее богатства.

 Двое не один, маху не дадим.

 Старый друг лучше новых двух.

 Друг познаётся в беде.

 Новых друзей заводи, старых береги.

 Нет лучше дружка, чем родная матушка.

– Опишите своего друга или подругу. Как они выглядят, каков их характер, чем они увлекаются, что умеют делать.

Задание 3.

– Прочитайте в учебнике стихотворение М. Пляцковского. О каких друзьях в нём говорится?


III. Фронтальная работа.

– Однажды у древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» – «У невоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они».

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

Мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или в театр, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкаются и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

Игра«Сказочные друзья».

– Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

Забавные бурундуки Чип и... (Дейл).

Прекрасная Русалочка и... (рак Себастьян).

Добрая Белоснежка и... (семь гномов).

Забавный Винни-Пух и... (Тигра).

Добрый Малыш и... (Карлсон).

Доверчивый Буратино и... (Мальвина, Пьеро, папа Карло).

Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка).

Учитель читает стихотворение.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер

Нашей дружбы не порвет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел,

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Игра«Слова с корнем -друж-».

– Вспомните слова с корнем -друж-. Дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет на свете один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить надо уметь. Очень много есть пословиц о дружбе.



 Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать не спеши.

– Сейчас каждый получит карточку, на которой написана половина пословицы. Найдите свою пару:

Верный друг лучше сотни слуг.

Дальний путь, да ближний друг.

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Друг лучше старый, а платье – новое.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

IV. Итог урока.

– Кого называют другом? Что такое дружба?

Урок 51

Тема: Твоя семья

Цели: показать, что учащиеся являются членами коллектива людей (общества); обратить внимание на то, что первым коллективом для детей является семья, в которой они живут; продолжить формирование уважительного отношения к старшим в семье, родственникам; познакомить с тем, как возникают фамилии, имена, отчества, объяснить, что такое поколение и родословная; продолжить развитие логического мышления.

Оборудование: карточки, пословицы, ребус, кроссворд.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте ребус:



II. Работа по учебнику.

– Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьей обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (так как работали всей семьей на поле, в мастерской и т. д.). В семье обязательно был старший, которого все обязаны были слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семьи называли домостроителем. Младшие в семье поступали под опеку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почетом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница. Вот как обращался к своей матери былинный герой Добрыня Никитич:

Что ни белая береза к земле клонится,

Ни шелквая трава расстилается,

Уж как сын перед матерью кланяется...

Разные поколения семьи были свидетелями разных событий в истории нашей Родины. На Руси у людей раньше было двойное имя; потом появилось отчество, а еще позже – фамилия. Фамилии давали только знатным и богатым, а в простых семьях детям выбирали два имени: одно имело смысловое значение, а второе давалось в честь святого, день которого приходился на день рождения ребенка.

Задание 1.

– Прочитайте тексты. Что такое семья?

– Кого называют родственниками? Что такое поколение?

– Какая семья считается многодетной? Сколько поколений собралось за столом на первой картинке? (Четыре.)

– Как называют семью, дети которой изображены на втором рисунке? (Многодетной.)

Задание 2.

– Назовите родственников Ершовой Наташи, если на рисунке изображена семья её двоюродного брата.


Задание 3 (решение задач).

– У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)

– Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (Внучка, дочь, бабушка.)

Задание 4.

– Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

– Что есть у каждого человека? (Имя, отчество, фамилия.)

– Как могли произойти фамилии Богатырёв, Рыбаков, Остроумов, Надеждин, Никитин? Какое имя в классе самое распространённое? Какое отчество?

– Сколько фамилий образовано от названий животных, растений? от профессий? от прозвищ? от внешнего вида?

– Какое имя оказалось самым редким?

Учитель рассказывает, что означают имена детей.

Константин – постоянный;

Галина – тихая;

Екатерина – чистая;

Наталья – родная;

Мария – любимая Богом;

Александр – мужественный;

Виктор – победитель;

Дмитрий – земледелец.

Задание 5.

– Назовите пропущенные слова.

 Сын, отец, … (дед), прадед. Это мужская линия.

 Прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. Это женская линия.

– Рассмотрите схему семьи Кораблёвых и назовите имена
и отчества детей, имена их прадедов. (Олег Алексеевич, Татьяна Алексеевна, Мария Алексеевна.)

– Кто сохранит фамилию Кораблёв? (Олег.)

– Подготовьте рассказ о своей семье. Сколько человек в вашей семье? Сколько в ней живёт поколений?

– Как зовут полным именем ваших родителей, бабушек и дедушек? Узнайте у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении вашей фамилии.

– Попробуйте выяснить, что означает ваше имя.

– Расспросите родителей, почему вас решили так назвать.

Задание 6.

– Прочитайте рассказы Юрия Коваля. Как можно их озаглавить?

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 7.

– Объясните значение выражений. Какое из них старинное? (Родной очаг.)

Задание 8.

– Воспользуйтесь старинным способом образования фамилий и придумайте фамилии:

 по роду занятий: ткачиха, повар. (Ткачёв, Поваров.)

 по месту рождения: Москва, Смоленск. (Москвичёв, Смоленкин.)

 по именам родителей: Андрей, Мария.