ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать о чем-то. Произносишь слово «дружба» – и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Русские пословицы призывают:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
II. Работа по учебнику.
– С кем вы чаще всего общаетесь? Кого вы называете своим другом? Что вы делаете вместе? Что вам нравится в ваших друзьях? Знаете ли вы увлечения своих друзей? Как называют учеников, которые учатся с вами в одном классе? Дружный ли у вас класс? Есть ли у вас друзья среди одноклассников? Где вы бываете вместе?
Задание 1.
– Любите ли вы ходить на дни рождения к своим друзьям?
– О чём вы думаете, когда выбираете подарок другу?
– Когда день прошёл удачно?
– Рассмотрите рисунки. Что ребята подарили друзьям?
– Как вы думаете, почему они выбрали такие подарки?
– Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте «волшебные слова».
Задание 2.
– Какие подарки, сделанные своими руками, вы дарили близким, родным, друзьям?
– Всегда ли нужен повод, чтобы сделать подарок другу?
– Найдите продолжение пословиц и объясните их смысл:
Доброе братство милее богатства.
Двое не один, маху не дадим.
Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Новых друзей заводи, старых береги.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
– Опишите своего друга или подругу. Как они выглядят, каков их характер, чем они увлекаются, что умеют делать.
Задание 3.
– Прочитайте в учебнике стихотворение М. Пляцковского. О каких друзьях в нём говорится?
III. Фронтальная работа.
– Однажды у древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» – «У невоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они».
К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?
Мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или в театр, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкаются и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)
Игра«Сказочные друзья».
– Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Забавные бурундуки Чип и... (Дейл).
Прекрасная Русалочка и... (рак Себастьян).
Добрая Белоснежка и... (семь гномов).
Забавный Винни-Пух и... (Тигра).
Добрый Малыш и... (Карлсон).
Доверчивый Буратино и... (Мальвина, Пьеро, папа Карло).
Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка).
Учитель читает стихотворение.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер
Нашей дружбы не порвет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел,
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел.
Игра«Слова с корнем -друж-».
– Вспомните слова с корнем -друж-. Дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет на свете один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить надо уметь. Очень много есть пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать не спеши.
– Сейчас каждый получит карточку, на которой написана половина пословицы. Найдите свою пару:
Верный друг лучше сотни слуг.
Дальний путь, да ближний друг.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Друг лучше старый, а платье – новое.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Человек без друзей, что дерево без корней.
IV. Итог урока.
– Кого называют другом? Что такое дружба?
Урок 51
Тема: Твоя семья
Цели: показать, что учащиеся являются членами коллектива людей (общества); обратить внимание на то, что первым коллективом для детей является семья, в которой они живут; продолжить формирование уважительного отношения к старшим в семье, родственникам; познакомить с тем, как возникают фамилии, имена, отчества, объяснить, что такое поколение и родословная; продолжить развитие логического мышления.
Оборудование: карточки, пословицы, ребус, кроссворд.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте ребус:
II. Работа по учебнику.
– Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьей обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (так как работали всей семьей на поле, в мастерской и т. д.). В семье обязательно был старший, которого все обязаны были слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семьи называли домостроителем. Младшие в семье поступали под опеку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почетом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница. Вот как обращался к своей матери былинный герой Добрыня Никитич:
Что ни белая береза к земле клонится,
Ни шелквая трава расстилается,
Уж как сын перед матерью кланяется...
Разные поколения семьи были свидетелями разных событий в истории нашей Родины. На Руси у людей раньше было двойное имя; потом появилось отчество, а еще позже – фамилия. Фамилии давали только знатным и богатым, а в простых семьях детям выбирали два имени: одно имело смысловое значение, а второе давалось в честь святого, день которого приходился на день рождения ребенка.
Задание 1.
– Прочитайте тексты. Что такое семья?
– Кого называют родственниками? Что такое поколение?
– Какая семья считается многодетной? Сколько поколений собралось за столом на первой картинке? (Четыре.)
– Как называют семью, дети которой изображены на втором рисунке? (Многодетной.)
Задание 2.
– Назовите родственников Ершовой Наташи, если на рисунке изображена семья её двоюродного брата.
Задание 3 (решение задач).
– У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)
– Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (Внучка, дочь, бабушка.)
Задание 4.
– Прочитайте текст. Что нового вы узнали?
– Что есть у каждого человека? (Имя, отчество, фамилия.)
– Как могли произойти фамилии Богатырёв, Рыбаков, Остроумов, Надеждин, Никитин? Какое имя в классе самое распространённое? Какое отчество?
– Сколько фамилий образовано от названий животных, растений? от профессий? от прозвищ? от внешнего вида?
– Какое имя оказалось самым редким?
Учитель рассказывает, что означают имена детей.
Константин – постоянный; Галина – тихая; Екатерина – чистая; Наталья – родная; | Мария – любимая Богом; Александр – мужественный; Виктор – победитель; Дмитрий – земледелец. |
Задание 5.
– Назовите пропущенные слова.
Сын, отец, … (дед), прадед. Это мужская линия.
Прабабушка, бабушка, … (мама), дочь. Это женская линия.
– Рассмотрите схему семьи Кораблёвых и назовите имена
и отчества детей, имена их прадедов. (Олег Алексеевич, Татьяна Алексеевна, Мария Алексеевна.)
– Кто сохранит фамилию Кораблёв? (Олег.)
– Подготовьте рассказ о своей семье. Сколько человек в вашей семье? Сколько в ней живёт поколений?
– Как зовут полным именем ваших родителей, бабушек и дедушек? Узнайте у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении вашей фамилии.
– Попробуйте выяснить, что означает ваше имя.
– Расспросите родителей, почему вас решили так назвать.
Задание 6.
– Прочитайте рассказы Юрия Коваля. Как можно их озаглавить?
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 7.
– Объясните значение выражений. Какое из них старинное? (Родной очаг.)
Задание 8.
– Воспользуйтесь старинным способом образования фамилий и придумайте фамилии:
по роду занятий: ткачиха, повар. (Ткачёв, Поваров.)
по месту рождения: Москва, Смоленск. (Москвичёв, Смоленкин.)
по именам родителей: Андрей, Мария.