Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Семейные заботы и традиции

Цели: показать, что быт семьи связан с обязанностями каждого члена семьи, что в семье все заботятся друг о друге; продолжить развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к старшим, к народной мудрости, интерес к профессиям; прививать желание трудиться.

Оборудование: карточки; репродукция картины Т. Н. Яблонской «Хлеб»; фотографии с изображением членов семьи.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребус:



(Семья и традиции.)

II. Работа по учебнику.

– Хранятся ли в вашем доме старинные вещи? Фотографии?

– Любите ли вы их рассматривать? Расспрашиваете ли вы своих родных о том, как они жили, какие интересные события происходили в их жизни?

– Что такое семейные реликвии? Есть ли в вашей семье реликвии? Какие? Что такое семейные традиции? Есть ли в вашей семье потомственные профессии?

Задание 5.

– Прочитайте стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла». О чём это стихотворение?

– Кто из ваших родственников имеет профессии, о которых говорится в стихотворении?

– Рассмотрите фотографии. Какой проект выполняли ученики?

– Подготовьте рассказ об одном из родственников, или о какой-нибудь традиции вашей семьи, или о семейной реликвии.

– Составьте пословицы и объясните их.

 Работящая семья и землю превратит в золото.

 Где в семье лад, там и клад.

 Землю красит солнце, а человека труд.

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

 Корми деда на печи: и сам будешь там.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 13.

– Прочитайте, как провёл воскресенье один школьник.

– Что неверно делает мальчик? Какой народной мудростью он пренебрёг? Объясните смысл поговорки «Утро вечера мудренее».

Задание 14.

– Рассмотрите рисунки. Что напишет этот мальчик в своём сочинении?

IV. Фронтальная работа.

Дидактическая игра «Узнай профессию».

– Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

– Кто выращивает виноград?
(Виноградарь.)

– Кто выращивает чай? (Чаевод.)

– Кто выращивает свёклу? (Свекловод.)

– Кто выращивает хлопок? (Хлопкороб.)

– Что вы знаете о труде хлеборобов?

– Хлеб выращивают в разных странах люди разных национальностей. Хлеборобы трудятся не только для себя, но и для других людей. Хлеб добыт великим трудом, поэтому его надо беречь. Выращивают хлеб и тракторист, и комбайнер, и шофер. (Картинки с изображением тракториста, комбайнера и шофера.)

– Как же получается хлеб, тот самый хлеб, который мы ежедневно покупаем в булочной?

Труд земледельца велик и почетен. Он требует умения и большого терпения. Сначала надо подготовить большие пространства земли – вспахать землю, удобрить, взборонить, а потом посеять зерна пшеницы, ржи, ячменя. Весной растения развиваются. Они растут, начинают колоситься, цвести. В колосе образуются мучнистые зерна. Когда хлеб созрел (к этому времени все поле становится золотистого цвета), его убирают. Раньше хлеб убирали вручную, жали его серпами, вязали снопы и складывали их в суслоны. Теперь убирают комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами, размалывают зерно на больших электрических мельницах, хранят в огромных амбарах – элеваторах.

Хлеб нужен каждому из нас каждый день: без хлеба не проживешь. Вот почему надо относиться к хлебу с большим уважением, дорожить каждым куском хлеба.

– Рассмотрите картину Т. Н. Яблонской «Хлеб». В картине с этим коротким названием заключено большое содержание. В солнечный летний день кипит на току работа. Собран урожай. Всюду сельскохозяйственные машины: комбайны, молотилки, веялки. Но главное внимание уделено человеку. Здесь особенно много женщин, ведь картина писалась вскоре после Великой Отечественной войны (1949 г.), когда многие мужчины погибли на фронте. Нелегка работа под жарким солнцем. Но люди трудятся бодро, дружно и радостно. Воздух кажется чуть туманным от золотистой хлебной пыли.

– Дети, что вкусней всего на свете? (Хлебушек.) Кто выращивает хлеб, люди каких профессий?

Кнутом не гонят, овсом не кормят,

А когда пашет – семь плугов тянет.

(Трактор.)

– Кто управляет этой машиной? (Тракторист.)

 Каков тракторист, таков и трактор.

 Трактором пахать – не лопатою копать.

 Не трактор пашет, а тракторист.

 Мощный комбайн – в поле хозяин.

– Послушайте стихотворение «Жатва» Г. Ладонщикова:

Комбайн-работяга проворно и хватко



Жнёт и молотит, идя полосой,

За ним вырастают, как жёлтые хатки,

Копны соломы одна за другой.

V. Итог урока.

– Что такое семейные традиции?

Урок 54
Тема: Обобщение по теме «Общество»

Цель: обогащать представления о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи; раскрыть понятие «культура общения», познакомить с родословной семьи, воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким.

Оборудование: фотографии с изображением членов семьи; карточки для родословной.

Ход урока

I. Фронтальная работа.

– Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам сторицей. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило.

«Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать. «Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал», – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, мальчик, услышав свою фамилию, ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! – закричал Толя. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!


И Толя снова стал обыкновенным мальчиком».

– Как менялось настроение мальчика? Почему Толя вначале был доволен, что он стал невидимкой? Почему в конце рассказа Толя решил, что невидимкой быть плохо?

– Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.

– В своей жизни мы общаемся с разными людьми. С кем вы общаетесь? (С одноклассниками, учителями и т. д.) С кем чаще? (С родителями.) Где это происходит? (В школе, на улице, дома.)

– Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. А кто самые близкие люди для каждого из вас? (Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – семья.)

– Сегодня мы поговорим об общении в семье. Как вы думаете, что такое культурное общение? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе отношение к людям.)

– Есть такое понятие – «культура общения». Нужна ли она в семье? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?

– Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. Расскажите, как вы помогаете взрослым.

Учащиеся читают и анализируют стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Вы пользуетесь вежливыми словами? Какими? («Спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «здравствуйте», «спокойной ночи», «добрый вечер», «доброе утро», «добрый день».)

– Чем мы отличаемся друг от друга?

– При рождении каждому человеку родители дают имя. А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы при общении отличать одного человека от другого.) Имена, которыми вы обычно называете друг друга, являются неполными. Знаете ли вы свое полное имя?

– Есть ли в вашем классе дети с одинаковыми именами?

– Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки.)

– Как различают таких людей? (По фамилиям.)

– Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Однако одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Однофамильцами.)

– Представим такую ситуацию: два человека являются тезками и к тому же однофамильцами. Как их различить? (По отчеству.) Действительно, кроме имени и фамилии есть еще отчество. Отчество дается от отца. Когда вы повзрослеете, то и к вам будут обращаться по имени и отчеству. Кто из вас может назвать свое полное имя (имя и отчество)?


Задание: «Папу Андрея и Оли зовут Виктор Васильевич, а маму – Ирина Сергеевна. Какими будут полные имена Андрея и Оли?». Подумайте, поразмышляйте, сможем ли мы сказать, как зовут других родственников этих детей? (Дедушка Вася, дедушка Сергей.)

– Имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия – от всей семьи. (Во многих языках слово «фамилия» – это семья.) Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а к деду – от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. Кто такие предки? (Люди, жившие много лет назад.)

– Как вы называете родителей своих родителей? (Бабушка и дедушка.) А как вы называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка и прадедушка.)

– Можете ли вы назвать имя своей прабабушки, сказать, откуда она родом? Все мы – ветви огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Каждая семья, большая или маленькая, не похожа на другую. Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи – своя история, или родословная. Каждый человек может исследовать свою родословную.

II. Индивидуальная работа.

Задание 15.

– Напишите любимые занятия вашей семьи.

– Сейчас мы с вами попробуем создать родословное древо ваших семей. Внизу, посередине, вы пишете свое имя. Выше, слева, пишете слово «папа» и его имя, справа – «мама» и ее имя. Над именем папы указываете его папу и маму, ваших дедушку и бабушку. Над именем мамы – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны. И т. д. У каждого человека – два родителя, бабушек и дедушек – четверо, прабабушек и прадедушек – восемь и т. д. Вот сколько у человека предков.

– Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (Бабушки и дедушки, семейный фотоальбом.)

– Расспросите своих пап, мам, бабушек и дедушек и постарайтесь продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения.

Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Предлагаю вам построить дом мечты для своей семьи. (Раздает конверты с «кирпичиками».) Решите, из каких кирпичей вы построите дом. На четырёх кирпичах у вас уже написаны слова «здоровье», «любовь», «понимание», «улыбка». Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи вы возьмёте для строительства своего чудесного дома. Крыше тоже можно дать название. Приготовьтесь к защите своего проекта.